На протяжении 1997–2000 гг. «Еженедельник АПТЕКА» предлагал вниманию читателей статистические данные о развитии розничной аптечной сети в Украине, предоставленные Государственным комитетом статистики Украины (Госкомстатом), а в текущем году — Государственным агентством по распространению статистической информации Госкомстата (Госстатинформом). Поскольку данная информация представляет существенный интерес для наших читателей, «Еженедельник АПТЕКА» подготовил анализ динамики развития аптечной сети в Украине за период 1996–2000 гг.
МЕТОДОЛОГИЯ
Сведения о фармацевтической деятельности в соответствии с методикой, которую использует Госкомстат, сгруппированы по следующим признакам: наличие аптек, аптечных пунктов и аптечных киосков на конец отчетного года, розничный товарооборот за отчетный период и в IV квартале, распределение аптек по формам собственности, обеспеченность населения аптеками, аптечными пунктами и аптечными киосками, розничный товарооборот в расчете на одну аптеку, на один квадратный метр торговой площади, на одного жителя страны.
В связи с тем, что розничный товарооборот лекарственных средств представлен Госкомстатом в текущих ценах, анализ динамики товарооборота на протяжении 1996–2000 гг. выполнен с использованием индекса потребительских цен (ИПЦ), который был опубликован в февральском номере бюллетеня «Тенденції української економіки» Проекта Украинско-Европейского консультативного Центра по вопросам законодательства (UEPLAC) (проект UEPLAC реализует Бюро экономического менеджмента и правовых исследований при финансовой поддержке Европейской Комиссии). По мнению специалистов UEPLAC, ИПЦ позволяет наиболее корректно сравнивать цены на фармацевтическую продукцию, представленную на розничном рынке Украины. Кроме того, ИПЦ тесно коррелирует с дефлятором валового внутреннего продукта (ВВП), который UEPLAC использует для оценки украинской экономики, и лишь незначительно отличается от него. Дефлятор — это совокупность различных индексов, используемых для исчисления компонентов ВВП в сопоставимых ценах и для характеристики обобщающих показателей, которые отражают динамику цен.
Для анализа наличия аптечных пунктов и аптечных киосков Госкомстат использует следующую методику. Аптечным киоском считается аптечное учреждение, не имеющее торговой площади, то есть подразумевается, что в аптечном киоске нет торгового зала и совершая покупку, потребитель не заходит на территорию аптечного киоска. Вместе с тем, Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 мая 1997 г. № 447 определено, что занимаемая аптечным киоском площадь должна составлять не менее 8 кв. м. В настоящее время грань между аптечным пунктом и аптечным киоском размыта, что приводит к методологическим сложностям при определении, например, торговой площади в расчете на одну аптеку.
Розничный товарооборот отечественных и импортных лекарственных препаратов Госкомстат рассчитывает на основании данных, которые предоставляют аптечные учреждения.
НАЛИЧИЕ АПТЕК, АПТЕЧНЫХ ПУНКТОВ И КИОСКОВ В УКРАИНЕ В 1996–2000 гг.
Особый интерес представляет изменение количества аптек в Украине. Отметим, что сведения о наличии аптечных киосков стали учитываться Госкомстатом начиная с 1997 г. Таким образом, общее число аптек, аптечных пунктов и киосков (общее число аптек и аптечных пунктов до 1997 г.) и стало предметом нашего рассмотрения.
Число аптек и их подразделений за период 1996–2000 гг. увеличилось с 9550 до 16 782, то есть — в 1,8 раза (табл. 1, рис. 1). Как видно из приведенных данных, процесс развития розничной аптечной сети замедлился после 1998 г. Поэтому для того чтобы проанализировать динамику количества аптек и их торговых подразделений, необходимо исследовать показатель ежегодного увеличения (уменьшения) их численности, а также торговой площади по сравнению с предыдущим годом.
Таблица 1
Развитие розничной аптечной сети в 1996–2000 гг.
Год |
Общее количество аптек и их торговых подразделений |
Количество аптечных киосков |
Количество аптек и аптечных пунктов |
Общая торговая площадь |
Торговая площадь в расчете на одну аптеку |
1996 |
Нет данных |
Нет данных |
9550 |
260 399 |
27,26691 |
1997 |
16 400 |
5052 |
11 348 |
265 457 |
23,3924 |
1998 |
14 339 |
4814 |
9525 |
358 948 |
37,68483 |
1999 |
15 937 |
5337 |
10 590 |
386 191 |
36,46752 |
2000 |
16 782 |
5719 |
11 063 |
404 471 |
36,5607 |
На рис. 2 представлены данные, отражающие динамику количества аптечных учреждений без учета киосков. Исходя из данных Госкомстата, не представляется возможным дифференцировать влияние экономического кризиса 1998 г. и Постановления Кабинета Министров Украины от 12 мая 1997 г. № 447 на сокращение числа аптек, аптечных пунктов и киосков в 1998 г. Рис. 2, однако, позволяет сделать вывод, что число аптек в 1998 г. уменьшилось более чем на 16% по сравнению с 1997 г. и в 2000 г. еще не достигло уровня 1997 г.
В то же время количество аптечных киосков в 1998 г. уменьшилось менее чем на 5%, а увеличение их числа в 1999 г. почти на 11% и более чем на 7% в 2000 г. способствовало тому, что в настоящее время их количество в 1,13 раза превышает уровень 1997 г. (рис. 3).
Очевидно, резкое увеличение торговой площади в расчете на одну аптеку и аптечный пункт в 1998 г. было обусловлено новыми требованиями, введенными Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 мая 1997 г. № 447. Анализ относительных изменений торговой площади свидетельствует о том, что на протяжении последующих двух лет этот показатель оставался практически неизменным (рис. 4).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АПТЕК ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ В 1997–2000 гг.
Приступая к анализу динамики распределения аптек по формам собственности, уточним, что в отчетах Госкомстата аптеки государственной и коммунальной форм собственности определяются как государственные. Кроме того, имеют место случаи, когда спустя какое-то время после регистрации в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины (ЕДРПОУ), форма собственности аптек изменяется с государственной или коммунальной на иную (обратный процесс по понятным причинам происходит значительно реже), что не всегда вовремя отражено в отчетах Госкомстата.
Сведения о количестве и процентном соотношении аптек, являющихся государственной, частной и коллективной собственностью, приведены в табл. 2 и на рис. 5.
Таблица 2
Распределение аптек по формам собственности в Украине в 1997–2000 гг.
?
Год |
Общее число аптек |
Доля от общего числа, % |
||||
Государственная собственность |
Частная собственность |
Коллективная собственность |
Государственная собственность |
Частная собственность |
Коллективная собственность |
|
1997 |
6592 |
721 |
4035 |
58,1 |
6,4 |
35,6 |
1998 |
5861 |
653 |
3011 |
61,5 |
6,9 |
31,6 |
1999 |
5572 |
870 |
4148 |
52,6 |
8,2 |
39,2 |
2000 |
5530 |
1000 |
4533 |
50,0 |
9,0 |
41,0 |
Как следует из приведенных данных, в кризисном 1998 г. увеличилась доля государственных аптек, в основном за счет аптечных учреждений, находящихся в коллективной собственности. Впрочем, абсолютное число аптек и аптечных пунктов, находящихся в государственной собственности в 1998 г. также уменьшилось. Однако, несмотря на то, что доля государственных аптек в 1998 г. составляла 61,5%, за период 1997–2000 гг. она уменьшилась до 50%. Доля же частных аптек в общеукраинском масштабе постоянно увеличивается и в 2000 г. этот показатель составил 9% по сравнению с 6,4% в 1997 г.
Если рассматривать эти проблемы в разрезе городов и сельской местности, то вырисовывается следующая картина.
В табл. 3 и на рис. 6 приведены данные о распределении аптек и аптечных пунктов в городах и поселках городского типа, а в табл. 4 и на рис. 7 — в сельской местности.
Таблица 3
Наличие аптек разных форм собственности в Украине в 1997–2000 гг. в городах и поселках городского типа
Год |
Общее число аптек |
Доля от общего числа, % |
||||
Государственная собственность |
Частная собственность |
Коллективная собственность |
Государственная собственность |
Частная собственность |
Коллективная собственность |
|
1997 |
4192 |
659 |
3199 |
52,1 |
8,2 |
39,7 |
1998 |
3502 |
580 |
2380 |
54,2 |
9,0 |
36,8 |
1999 |
3264 |
780 |
3309 |
44,4 |
10,6 |
45,0 |
2000 |
3203 |
907 |
3737 |
40,8 |
11,6 |
47,6 |
Таблица 4
Наличие аптек разных форм собственности в Украине в 1997–2000 гг. в сельской местности
Год |
Общее число аптек |
Доля от общего числа, % |
||||
Государственная собственность |
Частная собственность |
Коллективная собственность |
Государственная собственность |
Частная собственность |
Коллективная собственность |
|
1997 |
2400 |
62 |
836 |
72,8 |
1,9 |
25,3 |
1998 |
2359 |
73 |
631 |
77,0 |
2,4 |
20,6 |
1999 |
2308 |
90 |
839 |
71,3 |
2,8 |
25,9 |
2000 |
2327 |
93 |
796 |
72,4 |
2,9 |
24,8 |
Уже в 1999 г. в городах и поселках городского типа доля аптек, являющихся коллективной собственностью, превысила таковую аптек, которые находились в государственной собственности. В 2000 г. этот процесс продолжался. Наметилась устойчивая тенденция как абсолютного прироста (за исключением 1998 г.), так и увеличения доли частных аптек в общем количестве аптечных учреждений. В 2000 г. их доля составила 11,6%. Можно предположить, что тенденция сокращения абсолютного количества и доли государственных (муниципальных) аптек за счет частных и коллективных сохранится и в будущем.
В сельской местности государственные аптеки прочно удерживают свои позиции, где на их долю по-прежнему приходится более 70%. В 2000 г. в сельских районах возросло абсолютное количество государственных аптечных учреждений. Аптеки, находящиеся в коллективной собственности, в настоящее время не могут составить достойную конкуренцию государственным аптекам, а доля частных аптек все еще остается незначительной (в 1997–2000 гг. количество частных аптек в сельской местности увеличилось на 31 единицу, всего к концу 2000 г. в сельской местности насчитывалось 93 частные аптеки). В ряде областей частные сельские аптеки отсутствуют.
В целом можно констатировать, что увеличение доли частных аптек и аптек, находящихся в коллективной собственности, в масштабах Украины происходит в основном за счет городов и поселков городского типа.
?
Продолжение следует ? |
|
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим