Совершенно секретно! Независимое расследование: успех компаний на отечественном фармрынке

Для операторов фармрынка (и не только) временной промежуток с конца 2008 и до конца 2009?г. останется в памяти как период испытаний, борьбы и гонки… Испытаний на прочность собственных сил, борьбы с влиянием кризиса и гонки за долей рынка. Полученные уроки — это в любом случае бесценный опыт, который научил правильно действовать в изменяющихся условиях отечественного фармрынка. Зарубежные и отечественные производители используют этот опыт по-своему. В частности, фармбизнес зарубежных игроков разделился на несколько сегментов: поставки ЛС в гривне, долларах и евро. Сегодня, когда ситуация на рынке стабилизировалась, после курсовых колебаний и глобальных экономических проблем, оперируя беспристрастными цифрами можно проанализировать развитие компаний в этих сегментах и объективно назвать успешных. Ведь долевое участие на рынке несколько перераспределилось. Традиционно в публикации использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research».

Как все начиналось…

До наступления кризиса в конце 2008?г. ведение фармбизнеса в условиях стабильного курса доллара не вызывало сложностей у его участников. Рынок рос в гривне, курс составлял 5,05 грн. за 1?дол. США (а в летние месяцы снизился до 4,8?грн. за 1?дол.), структура потребления изменялась в сторону дорогостоящей продукции…

С конца 2008?г. основная причина всех бед на отечественном фармрынке была вызвана экономической нестабильностью на глобальном уровне, что на локальном сопровождалось повышением курса основных резервных валют мира — доллара и евро по отношению к национальной валюте (рис. 1).

Рис. 1
Динамика курса доллара и евро по отношению к национальной валюте в январе 2008 — июле 2010?г.
Динамика курса доллара и евро по отношению к национальной валюте в январе 2008 — июле 2010?г.

Индекс цен производителей промышленной продукции близко коррелировал с индексом потребительских цена на товары и услуги в течение 2009?г. А индекс цен на фармпродукцию, медицинские товары и оборудование был даже выше этих показателей. В условиях значительного изменения курса национальной валюты по отношению к доллару и евро удорожание ЛС было неизбежным.

Темпы прироста рынка ЛС с того времени поддерживались в положительной шкале в основном благодаря инфляционной составляющей.

Совершенно секретно! Независимое расследование: успех компаний на отечественном фармрынкеСТРАХОВАНИЕ ФАРМБИЗНЕСА

Операторы фармрынка, как и все, кто занимается бизнесом, подвержены риску утратить часть денежной массы, принадлежащей им, вследствие многих причин. В частности, речь идет о потере денег в глобальном масштабе, связанной, например, с инфляцией, повышением цен на нефть, увеличением стоимости энергоресурсов.

Серьезным риском является и валютный, с которым столкнулись участники фармрынка в недавнем прошлом. Если курсовые колебания влияют на спокойствие населения, которые хранят валюту или дома, или в банке, то для крупных компаний, в нашем случае операторов в сфере фармации, работающих на международных рынках с огромными капиталами, это не просто головная боль. Эти потери могут оказаться фатальными для их деятельности. А значит, перед ними остро стоит вопрос о возможностях хеджирования (страхования) валютных рисков. В этом ракурсе интересно рассмотреть, какие формы ведения фармбизнеса оказались успешными на рынке в условиях, сложившихся под влиянием экономического кризиса.

Валютные риски представляют собой вероятность денежных потерь в результате изменения курса валюты (реальной стоимости денег) за определенный период. Среди существующих валютных рисков те, с которыми вполне очевидно столкнулись операторы рынка, были операционный и экономический.

Операционный валютный риск появляется при проведении международных торговых или финансовых операций между компаниями. Так, постоянные изменения стоимости валют приводят к тому, что полученные доходы могут значительно отличаться (в ту или иную сторону) от запланированных. Например, экспортер, получающий иностранную валюту за проданный товар, несет потери от снижения ее курса по отношению к национальной валюте, тогда как импортер, осуществляющий оплату в иностранной валюте, — от повышения ее курса. Экономический валютный риск связан с влиянием колебаний валютных курсов на такие показатели компании, как объем продаж, уровень издержек, величина прибыли и др. Например, ориентированная исключительно на внутренний рынок, национальная компания пострадает от подорожания локальной валюты, поскольку конкурентные товары зарубежного производства окажутся дешевле. Для отечественных фармкомпаний все произошло с точностью до наоборот.

Однако в отличие от других видов риска (риск потери товара в пути, риск изменения законодательства и пр.), валютный риск обладае­т еще одной особенностью. Поскольку колебания валют имеют разнонаправленный характер и благоприятные отклонения столь же вероятны, как и неблагоприятные, то и валютный риск может давать как положительный финансовый результат, так и отрицательный. Компания с равной долей вероятности имеет возможность как потерять, так и дополнительно заработать на изменении стоимости денег.

Учитывая, что финансовая деятельность компании направлена на получение заранее запланированного денежного потока, отрицательный исход компанию не устроит. По­этому такая задача, как снижение риска, ставится очень часто. Решить ее можно путем хеджирования рисков с помощью различных инструментов.

При нестабильном изменяющемся курсе валют дистрибьюторы закладывали риски в стоимость лекарственных средств (ЛС) в начале неблагоприятного периода на фармрынке. Это, а также волатильность национальной валюты привели к росту средневзвешенной стоимости ЛС, хаосу в аптечных учреждениях и непониманию, кто прав и кто виноват. Именно поэтому сегодня важно понимать, что ждет участников фармрынка в ближайшем будущем, чтобы заблаговременно принять соответствующие меры для предотвращения возможных ошибок в ведении фармбизнеса. Об этом чуть позже.

КОМУ НА РЫНКЕ ЖИТЬ ХОРОШО?

В неблагоприятный период на фармацевтическом рынке локальные фармкомпании также столкнулись с рядом проблем, но при этом получили преференции.

Главным их конкурентным преимуществом перед зарубежными фармкомпаниями выступила цена — отечественные ЛС значительно дешевле зарубежных.

Но производство отечественных ЛС также импортозависимо. Украинские фармкомпании закупают производственное сырье за валюту. Естественно, в условиях повышения курса основных денежных единиц мира деньги, за которые они закупают сырье, стали дороже. В таких условиях повышение стоимости ЛС отечественного производства было также неизбежным. С той поправкой, что повышение их стоимости было не так заметно для кошелька потребителя, как таковое зарубежных ЛС. Например, согласитесь, если раньше розничная стоимость такого препарата отечественного производства, как АНАЛЬГИН (табл. 500 мг уп., № 10) составляла 65–70?коп, а после удорожания препаратов 1–1,60 коп., это ведь не столь существенная разница в цене?

В условиях инфляции, роста курса доллара и евро по отношению к национальной валюте, экономической и политической нестабильности в целом отечественные компании в стоимость ЛС закладывали инфляцию издержек. Это инфляция, проявляющаяся в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего увеличиваются издержки производства и обращения, а с ним и цены на выпускаемую продукцию.

Поскольку отечественный фармрынок импортозависим (впрочем, как и другие рынки стран СНГ) и продукция зарубежного производства аккумулирует почти три четверти рынка ЛС в национальной валюте, в условиях волатильности доллара и евро зарубежные фармкомпании столкнулись с рядом проблем.

Главная цель, которая стояла перед компа­ния­ми в условиях инфляции и экономической нестабильности, — управление ценой своей продукции на локальном уровне.

Операторы фармрынка — производители реагировали на возникшие проблемы разными способами в силу своих возможностей. И тогда ускорился переход зарубежных фармкомпаний со статуса компании-нерезидента в украинское предприятие.

В последнее время такая форма ведения бизнеса приобретает все большую популярность. Создание локальных предприятий в форме обществ с ограниченной ответственностью — ООО — позволяет при осуществлении хозяйственно-коммерческой деятельности в качестве основной валюты использовать национальную. Иначе говоря, на отечественном фармрынке активно начал развиваться такой сегмент компаний-производителей, как импорт за гривню. Подобный способ ведения фармбизнеса на отечественном фармрынке предоставляет возможность зарубежным производителям самостоятельно управлять ценовой политикой и курсовыми рисками.

Существуют и другие способы ведения фармбизнеса. Всех участников фармрынка можно условно разделить на несколько групп:

  • украинские компании-производители ЛС;
  • зарубежные фармкомпании, которые предоставляют дистрибьютору ЛС за гривню (ООО; «импорт за гривню»);
  • зарубежные фармкомпании, которые предоставляют дистрибьютору ЛС за евро (производители стран Еврозоны; «импорт за евро»);
  • зарубежные фармкомпании, которые предоставляют дистрибьютору ЛС за доллары («импорт за доллары»).

По такому принципу мы разделили игроков фармрынка, чтобы увидеть, как развиваются эти сегменты. Анализируя рынок в I полугодии 2010?г. относительно аналогичного периода 2009?г., мы сталкиваемся с искаженным базисом (что обусловлено снижением курса национальной валюты по отношению к основным резервным валютам мирам).

Темпы прироста отечественного рынка ЛС в трех денежных единицах — гривне, долларе и евро значительно отличаются в разрезе 4?сегментов участников рынка (рис. 2). Главную роль в дифференциации темпов прироста сыграло повышение курса основных резервных валют мира — доллара и евро — по отношению к гривне.

Рис. 2
Объем рынка ЛС в гривне, евро, долларах в разрезе фармкомпаний, осуществляющих импорт за евро, гривню, доллар, и отечественных производителей по итогам I полугодия 2009–2010?гг. с указанием темпов прироста относительно аналогичного периода 2009?г.
Объем рынка ЛС в гривне, евро, долларах в разрезе фармкомпаний, осуществляющих импорт за евро, гривню, доллар, и отечественных производителей по итогам I полугодия 2009–2010?гг. с указанием темпов прироста относительно аналогичного периода 2009?г.

Рынок ЛС в натуральном выражении увеличился на 12,3% относительно I полугодия 2009?г. Вклад операторов в общий прирост также заметно отличается (рис. 3), что обусловлено их спецификой ведения фармбизнеса.

Рис. 3.
Объем рынка ЛС в натуральном выражении, в разрезе фармкомпаний осуществляющих импорт в гривне, евро, долларах и отечественных производителей по итогам I полугодия 2009–2010?гг., с указанием темпов прироста относительно аналогичного периода 2009?г.
Объем рынка ЛС в натуральном выражении, в разрезе фармкомпаний осуществляющих импорт в гривне, евро, долларах и отечественных производителей по итогам I полугодия 2009–2010?гг., с указанием темпов прироста относительно аналогичного периода 2009?г.

Высокие темпы прироста объема продаж в трех денежных единицах — гривне, долларах и евро, демонстрируют отечественные производители ЛС и зарубежные фармкомпании, предоставляющие дистрибьютору ЛС за национальную валюту, или, проще говоря, ООО. Вполне очевидно, что они чувствуют себя на рынке хорошо. Чего нельзя сказать об игроках в сегментах «импорт за евро» и «импорт за доллары». Их темпы прироста не поспевают за общерыночными в трех измерениях.

В национальной валюте рынок ЛС увеличился на 21,1%. В иностранной валюте, в евро и долларах приросты рынка ЛС были схожими — 17 и 16,9% соответственно относительно I полугодия 2009?г.

Далее, собственно, о наболевшем — об изменении средневзвешенной стоимости ЛС. Для украинских ЛС, которые значительно уступают в стоимости зарубежным, в гривне этот показатель увеличился почти на 18% относительно I полугодия 2009?г. (рис. 4). При пересчете в основные валюты мира этот прирост меньше — 13,7% в долларах и 14,0% в евро.

Рис. 4.
Средневзвешенная стоимость ЛС в разрезе фармкомпаний осуществляющих импорт в гривне, евро, долларах и отечественного производства по итогам I полугодия 2009–2010?гг., с указанием темпов прироста/убыли относительно аналогичного периода 2009?г.
Средневзвешенная стоимость ЛС в разрезе фармкомпаний осуществляющих импорт в гривне, евро, долларах и отечественного производства по итогам I полугодия 2009–2010?гг., с указанием темпов прироста/убыли относительно аналогичного периода 2009?г.

Средневзвешенная стоимость ЛС зарубежных фармкомпаний в лице «ООО» повысилась в гривне почти на 11%, в евро и долларах прирост почти одинаков (6,9?и 6,8% соответственно).

В сегменте «импорта за евро», где самая высокая средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС, по итогам I полугодия 2010 г. отмечено ее снижение в валютных единицах практически одинаково — чуть более 8% в долларах и евро. В гривне снижение средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в семгенте «импорт за евро» несколько меньше — около 5%. Позволим себе предположить, что это может быть обусловлено тем, что в этом сегменте стоимость ЛС не модифицируется курсовыми колебаниями нацио­нальной валюты по отношению к евро и доллару. В этом сегменте отсутствует регулирование стоимости производителями ЛС. Также имеет место быть предположение того, что в этом сегменте не учитываются индексы потребительских цен на товары и услуги и другие макроэкономические показатели. К тому же колебания курса гривны по отношению к евро могли позволить дистрибьюторам снизить средневзвешенную стоимость ЛС в сегменте «импорт за евро». Чего нельзя сказать о долларе — он ведет себя относительно стабильно по отношению к гривне. В сегменте «импорта за доллары» средневзвешенная стоимость ЛС практически не изменилась относительно I полугодия 2009?г.

В целом даже невооруженным взглядом видно, динамика каких операторов рынка ЛС более успешна. Компании в статусе «ООО» в своем сегменте выполняют функцию регулятора стоимости собственных ЛС. И по итогам I полугодия 2010?г. мы видим эффективные результаты их работы.

НЕМНОГО СВОБОДЫ

Размышляя о снижении средневзвешенной стоимости ЛС, предоставляемых дистрибьютору за евро, можно предположить, что повлиять на это могли следующие факторы. В определенный период в условиях снижения курса евро по отношению к гривне дистрибьютор мог позволить себе управлять ценой ЛС, закупленных за евро. Приведем пример. В конце 2008?г. курс евро стремительно возрос. В этих условиях дистрибьюторы, закупая ЛС у производителей за евро, отдавали их под реализацию в аптечные учреждения, и при этом были вынуждены хеджировать курсовые риски.

С ноября 2009?г. рост евро приостановился и начал снижаться. С этого времени позволим себе предположить, что дистрибьюторы получили возможность снижать цену ЛС, закупаемых за евро. Приобретая ЛС у производителя при условиях отсрочки платежа в определенный месяц, дистрибьютор получает товар и платит за него спустя некоторое время. А в условиях снижения курса евро по отношению к национальной валюте это означает — получить больше заплатить меньше.

Позволим себе предположить, что в этом случае компании-дистрибьюторы, получая ЛС за евро от фармпроизводителей, которые фиксируют их стоимость в этой валюте и не регулируют в национальной, получили свободу в ценовой политике по отношению к закупленным препаратам. Дистрибьюторы могли сами снижать стоимость закупленной продукции уже в нацио­нальной валюте и тем самым конкурировать в дистрибьюторском сегменте.

ВАЛЮТА — СИЛЬНЫЕ МИРА СЕГО!

В Украине действует рыночное образование розничных курсов валют. Реализация этого механизма осуществляется посредством межбанковских валютных торгов, на основании которых банки определяют курсы для розничной купли-продажи валюты.

Курс валют НБУ устанавливается по его операциям купли-продажи валют, ценовой и курсовой динамике мировых торговых и финансовых рынков, а также по межбанковскому курсу валют, то есть котировками крупных игроков межбанковского рынка.

НБУ устанавливает официальный курс доллара, исходя из финансово-экономической ситуа­ции в стране. Курс евро в Украине, как известно, зависит от курса этой валюты на крупнейших валютных биржах Европы.

Чтобы рассчитать курс евро в Украине, финансисты умножают международный курс евро к доллару на курс доллара к гривне — например, 1,41 — стоимость евро в долларах · 8,08?грн. —стоимость 1 дол., и получают безналичную стоимость евро в 11,39?грн. Добавив к этой цифре комиссию за обналичивание сегодня, вы будете знать, сколько будет стоить евро в обменных пунктах страны завтра (maanimo.com).

Сегодня большинство крупнейших банков мира прогнозируют постепенное снижение курса евро по отношению к доллару. К середине следующего года средний прогноз евро/доллар составляет 1,1868 (www.forexpf.ru). Что же случится с гривней? Делать прогнозы — занятие неблагодарное! Многие эксперты полагают, что в среднесрочной перспективе гривня будет стабильной. С другой стороны, следует помнить о том, что соотношение темпов роста инфляции к темпам роста ВВП в Украине выше, чем в странах — торговых партнерах. Это свидетельствует о тенденции снижения курса гривни в долгосрочной перспективе. Получение международных кредитов также вряд ли приведет к укреплению курса гривни.

Возвращаясь к операторам нашего рынка, полагаем, что в условиях стабилизации или снижения курса гривни в выигрыше останутся те компании, которые ввозят товар за национальную валюту…

ДЕЖАВЮ

В Украине, где экономические процессы зависят от многих политических решений, тяжело делать какие-либо прогнозы. Слишком много факторов влияния.

«Главком» публикует официальный перевод текста Меморандума об экономической и социальной политике, который принял от Украи­ны Международный валютный фонд (МВФ) (glavcom.ua). Это основополагающий документ текущей программы сотрудничества с МВФ — он определяет все предпосылки, условия, а главное — обязательства Украины перед фондом.

Хотели бы обратить внимание читателя на следующие слова. «Как ожидается, базовая инфляция в период до конца 2010?г. будет оставаться на уровне ниже 10% ввиду все еще значительного разрыва в производстве, а общий уровень инфляции на конец года будет близким к 12%, частично благодаря коррекции цен на энергоносители. В дальнейшем этот уровень постепенно будет снижаться, приблизившись к 5% до 2014?г.

…Мы будем проводить мониторинг нашей программы, установив целевые показатели монетарных агрегатов. Мы намереваемся выдерживать верхний предел чистых внутренних активов (ЧВА) и нижний предел чистых международных резервов (ЧМР). Как ожидается, денежная база увеличится приблизительно на 14% в 2010?г., что отвечает нашей цели относительно базовой инфляции, учитывая прогнозируемый рост номинального ВВП и динамику спроса на деньги. Мы готовы корректировать нашу монетарную политику в случае появления давления на инфляцию или обменный курс. В этом контексте целевой показатель из ЧМР разрабатывается таким образом, чтобы обеспечить растущую адекватность уровня международных резервов. Мы будем воздерживаться от изменений относительно требований к резервам и использованию административных рычагов без предыдущих консультаций с экспертами МВФ».

Сегодня необходимо принимать во внимание возможные сценарии развития событий в стране. И учитывать навес индекса цен производителей промышленной продукции над индексом потребительских цен на товары и услуги в январе–июле 2010 г. (рис. 5).

Рис. 5.
Индекс потребительских цен на товары и услуги, индекс цен на фармпродукцию, медицинские товары и оборудование и индекс цен производителей промышленной продукции в январе–июле 2010 г. относительно аналогичного периода предыдущего года
Индекс потребительских цен на товары и услуги, индекс цен на фармпродукцию, медицинские товары и оборудование и индекс цен производителей промышленной продукции в январе–июле 2010 г. относительно аналогичного периода предыдущего года

Впереди — наиболее плодотворный осенний сезон для всех отраслей народного хозяйства. Участники фармрынка на этот сезон возлагают большие надежды. Но необходимо оценивать, в первую очередь, покупательную способность населения. Период отпусков подходит к концу, на который потребители уже потратили определенное количество средств. Не стоит забывать и о такой статье расходов в семейном бюджете, как школьная и студенческая подготовка к началу учебного года. Часть средств/сбережений населения потрачена. Да, конечно, так происходит каждый год, но учитывая, какие горизонты открываются в ближайшей перспективе, трудно представить, как потребитель сможет выдержать возможное повышение цен.

ВСЕМ БЕДАМ ОДИН ОТВЕТ

Проанализировав рынок ЛС, мы видим, что успешными игроками являются отечественные компании и сегмент «импорт за гривню». Их приросты объема продаж в трех денежных единицах — гривне, долларе и евро превалируют над показателями в натуральных объемах. Это свидетельствует об эффективном управлении бизнесом несмотря на все сложности. Участники в сегментах «импорт за гривню» и «ЛС отечественного производства» адаптировались к новым условиям, предпринимают шаги по управлению стоимостью ЛС и оперативно реагируют на рыночные изменения. Их фармбизнес менее подвержен курсовым колебаниям. Они выполняют регуляторную функцию в вопросе ценообразования своей продукции и гибко управляют гривневой ценой ЛС.

Однако рыночное развитие не для всех игроков успешно. Это относится к сегментам «импорт за евро» и «импорт за доллары», где производитель не может гибко управлять ценой ЛС.

Но в условиях ожидаемых показателей инфляции позволим себе предположить, что до конца года нас ждут перемены.

Оксана Сергиенко
(©) Andreblais | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru
По всем вопросам относительно системы исследования рынка «Фармстандарт»/ «PharmXplorer» компании «Proxima Research» обращаться по тел.: +38 (044) 585?97?10 или e-mail: [email protected]
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті