Украинский рынок БАД на пороге перемен

Проблема биологически активных пищевых добавок (БАД) в  последнее время привлекает пристальное внимание общественности. Это неудивительно, поскольку, с  одной стороны, рынок БАД активно расширяется и  даже теснит традиционные лекарственные средства, а с другой — сложилось неоднозначное отношение общественности к БАД, причиной которого стала в первую очередь некорректная промоционная активность производителей и  дистрибьюторов БАД. Таким образом, ситуация, сложившаяся вокруг БАД, требует определенных шагов, призванных сделать рынок БАД более цивилизованным.

На рынке Российской Федерации, похожем во многом на наш, регуляторные решения по поводу БАД материализовались в письме Министерства здравоохранения РФ «О рекламе биологически активных добавок к пище в средствах массовой информации» (ниже приводится полный текст письма). Фактически, впервые официально было высказано недовольство тем, что БАД рекламируют как лекарства. В России, по разным данным, БАД употребляют от 7 до 15% населения, суммарный же объем рынка БАД в прошлом году превысил 700 млн долл. США.

Сергей Гулый, генеральный директор компании «Нутримед», президент Украинской ассоциации производителей, дистрибьюторов и разработчиков БАД

Соседняя Россия предпринимает решительные шаги для регулирования оборота БАД. А как же обстоят дела на рынке БАД Украины? С просьбой прокомментировать ситуацию с БАД в Украине корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» обратился к генеральному директору компании «Нутримед», президенту Украинской ассоциации производителей, дистрибьюторов и разработчиков БАД Сергею Гулому.

— В прессе распространен расхожий штамп: «проблема БАД». На Ваш взгляд, существует ли такая проблема?

— Украинский рынок БАД в настоящее время находится в стадии становления, поэтому, как и любой другой рынок, он не лишен проблем, связанных с дистрибьюцией, со способами распространения, методами продвижения, а также общественным мнением.

На мой взгляд, одна из основных проблем — это способы распространения БАД. К сожалению, сегодня БАД не всегда продаются через аптечную сеть или специализированные торговые точки. Большая часть БАД распространяется через частных торговцев либо через сетевые структуры, то есть, фактически уходит в тень. В этом случае распространители не несут ответственности ни за качество товара, ни за сроки его годности. Естественно, что в таком случае потребителю практически некому предъявить претензии.

— То есть, БАД следует продавать в  специальных местах, подготовленными специалистами, которые могут дать квалифицированную консультацию?

— Покупая БАД в авторизированной торговой точке, потребитель может быть уверен, что покупает именно качественный продукт, а не подделку, а в случае необходимости сможет предъявить рекламацию. Скажем, в России в настоящее время реализация БАД «перемещается» из сетевых структур в аптечный сегмент. В Украине также прослеживается такая тенденция, однако она не столь явно выражена.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О РЕКЛАМЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК К ПИЩЕ В  СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
2 августа 2002 года

В средствах массовой информации в  течение длительного времени распространяются материалы рекламного характера о биологически активных добавках к пище. В них во многих случаях представлена недостоверная информация об их лечебных свойствах, вводящая население в  заблуждение.

Это относится, в частности, к таким БАД к пище как: «Бионормалайзер» (рег. уд. № 003277.И.392.09.2001) в газете «Московский комсомолец» № 166 от 30.07.02, № 160 от 23.07.02, № 142 от 02.07.02, в газете «Центр–PLUS» № 22 2002; «Новый суперЙОХИМБЕ (рег. уд. № 003822.И.840.04.2002) в газете «Московский комсомолец» № 146 от 06.07.02; «Ревматон» (рег. уд. № 003946.И.276.04.2002) и «ГЕПАТОН» (рег. уд. № 0033949.И.036.04.2002) в газете МК-здоровье № 7 2002; «Новопрост» (рег. уд. № 003428.И.376.11.2001) в газете «Московский комсомолец» № 143 от 03.07.02; «Красный корень» (рег. уд. № 003983.Р.643.04.2002) в газете «Труд-7» от 25.07.02; «Изовит-Е» (рег. уд. № 003127.И.376.08.2001) в газете «Московский комсомолец» № 149 от 10.07.02; «Сабельник – Эвалар» (рег. уд. № 003660.Р.643.12.2001) в газете «Труд-7» от 18.07.02 и  газете «Аргументы и Факты» № 28 2002; чай «Жуйдемен» (рег. уд. № 003930.И.156.03.2002, № 003931.И.156.03.2002, № 003932.И.156.03.2002, № 003933.И.156.03.2002, № 004346.И.156.06.2002) в  газетах «Мир новостей» № 31 от 30.07.02 и «Аргументы и  Факты» № 18–19 2002. Так, препарат «Новый суперЙОХИМБЕ» (рег. уд. № 003822.И.840.04.2002; ООО «Здоровье XXI века») зарегистрирован в качестве общеукрепляющего и тонизирующего средства для мужчин, а рекламируется в качестве средства для повышения потенции, усиления либидо, снятия воспалительных процессов в предстательной железе, усиления оплодотворяющих способностей и  т.п. (газета «Московский комсомолец» № 146 от 06.07.02); другой препарат «Сабельник–Эвалар» (рег. уд. № 003660.Р.643.12.2001; ЗАО «Эвалар») зарегистрирован в качестве общеукрепляющего средства при повышенных нагрузках на  опорно-двигательный аппарат, а рекламируется как средство выведения соли из позвоночника, шейных позвонков, снимающее боль и отечность в суставах, «им лечат и вылечивают межпозвоночные грыжи дисков…»; гарантируется, что через 1 месяц происходит выздоровление (газета «Аргументы и  Факты» № 28 2002, газета «Труд-7» от 18.07.02).

В отдельных СМИ при необоснованной рекламе делается ссылка на мнение некомпетентных общественных организаций: Консультативный центр по БАД к пище РАЕН; Центр «Живица» павильона «Здоровья» ВВЦ и др.

В связи с этим Минздрав России сообщает, что в соответствии с законом Российской Федерации «О качестве и безопасности пищи» от 02.01.2002 БАД относятся к пищевым продуктам и в соответствии с Санитарными правилами и  нормами СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевым продуктам» не являются лекарственным средством, а область их применения определяется текстом, вносимым в  регистрационное удостоверение. Вся иная информация рекламного характера противоречит действующему законодательству, в том числе закону «О защите прав потребителей», и может нанести непоправимый вред здоровью населения. В  связи с вышеизложенным Минздрав России разъясняет, что в случае несоответствия рекламы БАД к пище содержанию Регистрационного удостоверения, выдаваемого Минздравом России, оставляет за собой право обратиться в  соответствующие компетентные органы по поводу нарушения рекламного законодательства.

Первый заместитель министра здравоохранения Российской Федерации, главный государственный санитарный врач РФ

Г.Г. Онищенко

Другая проблема — это продвижение БАД, которое на нашем рынке осуществляется не всегда этичными методами. Поэтому одной из задач, которые ставит перед собой Ассоциация производителей, дистрибьюторов и разработчиков БАД, является активное влияние на соблюдение этических норм в продвижении и рекламе данной продукции. Недобросовестная реклама вредит прежде всего производителям и дистрибьюторам, которые честно работают на рынке. Согласно действующему законодательству привлечь к ответственности за недобросовестную рекламу весьма непросто. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы производители и дистрибьюторы БАД, которые намерены серьезно и эффективно работать на этом рынке, приняли соглашение об этике рекламы в области реализации БАД и планируем в рамках Ассоциации создать Этический комитет.

— В многочисленных комментариях, которыми пресса сопровождала письмо Минздрава РФ, прямо указывалось, что БАД потеснили лекарственные средства на рынке и это вызывает беспокойство операторов фармацевтического рынка. Могут ли БАД и лекарственные средства мирно сосуществовать на рынке?

— На мой взгляд, их мирное сосуществование на рынке просто необходимо. Действительно, сегодня в мире рынок БАД по объему почти сопоставим с фармацевтическим рынком. Более широкий взгляд на данную проблему дает возможность понять, что и лекарственные средства, и БАД по существу решают одну задачу — сохранение и укрепление здоровья населения. Однако эту задачу они решают по-разному. Если поводом для приема лекарственного средства, как правило, являются клинические симптомы заболевания, то БАД предназначены для того, чтобы предотвратить развитие заболевания, продлить жизнь, улучшить ее качество. Таким образом, и лекарственные препараты, и БАД должны быть представлены на рынке одновременно, не конкурируя, а дополняя друг друга. Этот принцип признан во всем мире: так, в развитых странах практически каждый второй человек является активным потребителем БАД. В нашей стране, к сожалению, еще не сформировалась массовая культура потребления БАД.

В силу того что украинский (как, впрочем, и российский) рынок БАД еще формируется, наблюдаются некоторые перекосы. Одной из наиболее актуальных сегодня проблем является конкурирование БАД с лекарственными средствами, что особенно наглядно проявляется в рекламных объявлениях: потребителя по существу вводят в заблуждение агрессивной рекламой, которой БАД приписывают лечебные свойства. Это не только некорректно, но и недостоверно.

— Насколько эффективным путем решения проблемы может быть тот, который предложили россияне?

— Безусловно, они пошли по правильному пути, но это только часть мер, которые должны быть приняты. Конечно, следует законодательно ввести ограничения и определить ответственность за нарушение тех или иных требований. Письмо Министерства здравоохранения РФ — это только первый шаг, и я считаю этот шаг своевременным. В Украине пока отсутствует правовой механизм выявления и привлечения к ответственности производителя за недобросовестную рекламу БАД.

— Какие, на Ваш взгляд, могут быть пути решения проблемы в Украине?

— Не так давно Кабинет Министров Украины подготовил проект постановления «О порядке осуществления государственной регистрации специальных пищевых продуктов и ведения Государственного реестра специальных пищевых продуктов». Постановление еще не введено в действие, однако, на мой взгляд, оно существенно ужесточает и усложняет процедуру регистрации БАД как в финансовом, так и в организационном отношении. Организационно процедура приближается к таковой для лекарственных средств (то есть, частично экспертиза будет проходить через структуры Минздрава), она будет включать контроль производства, идентификацию, клиническую апробацию, создание технологического регламента. Естественно, возрастет стоимость регистрации и подготовки документов.

— Осуществляется ли в нашей стране государственная регистрация БАД?

— Сегодня в Украине не осуществляется процедура государственной регистрации БАД в связи с отсутствием четкого организационного и правового механизма. Происходит выдача заключения санитарно-гигиенической экспертизы. В соответствии с новыми изменениями и дополнениями к закону Украины «О безопасности пищевых продуктов» эта экспертиза теперь называется санитарно-эпидемиологической. Если некий производитель или импортер захочет производить или ввозить в Украину БАД, он должен предоставить образцы, технические условия, описания, аннотации в одно из медицинских учреждений, которое уполномочено выдавать санитарно-гигиенические заключения. Фактически, эти образцы проверяют только на предмет безопасности для здоровья человека. Говорить об эффективности такой продукции в отношении каких-либо процессов в организме человека можно только после проведения клинических исследований.

К слову, лишь в Институте экогигиены и токсикологии им. Л.И. Медведя проводят клинические исследования БАД перед выдачей санитарно-гигиенического заключения. Дополнительные исследования производитель проводит по своей инициативе и за собственные средства.

— Что изменится в процедуре внедрения на рынок БАД после принятия упомянутого выше Постановления Кабинета Министров?

— Если Постановление Кабинета Министров будет принято, эта процедура существенно измененится. В перечень материалов, которые необходимо предоставлять для осуществления государственной регистрации специального пищевого продукта, в том числе БАД, дополнительно введены: описание технологического процесса и перечень сырья, из которого изготавливается БАД; заключение по результатам оценки эффективности специального пищевого продукта, проведенной профильным научным учреждением МЗ Украины или АМН Украины; заключение Комитета по вопросам нетрадиционной и народной медицины при МЗ и ГП «Государственный фармакологический центр»; результаты санитарно-эпидемиологического обследования производства.

— Какова реакция заинтересованных лиц — производителей и дистрибьюторов на  возможные изменения процедуры выхода на рынок БАД?

— Естественно, такая информация вызвала волнение среди отечественных производителей и дистрибьюторов БАД. Прошли собрания представителей производителей, дистрибьюторов и разработчиков БАД многих регионов Украины. Я могу взять на себя смелость высказать общее мнение — никто не против того, чтобы рынок стал более цивилизованным и упорядоченным, вопрос в том, чтобы более взвешенно к этому подходить и не «задушить» изначально эту отрасль. Ассоциация сделает все возможное для защиты интересов участников рынка БАД. Если Постановление все же будет принято, мы приложим все усилия для минимизации последствий, которые могут негативно повлиять на дальнейшее развитие отрасли. К примеру, если будут установлены тарифы, сопоставимые с таковыми на лекарственные средства, как это предполагается в проекте Постановления, то большинство производителей БАД прекратят свою деятельность или уйдут в тень. Соответственно, откроется широкая дорога импортным производителям БАД — российским, восточноевропейским, западноевропейским и восточным, что не лучшим образом скажется на развитии экономики Украины.

Поэтому у меня есть ощущение, что украинский рынок БАД стоит на пороге перемен и перехода к цивилизованным нормам и правилам производства, реализации и рекламирования своей продукции, что, по большому счету, — хорошо. Если будут приняты разумные ограничения, это пойдет на пользу всем — и производителям, и дистрибьюторам, и потребителям. Потому что тот хаос, который существует сегодня, ничего, кроме вреда рынку БАД, не наносит и вызывает недоверие конечного потребителя. Я от лица Украинской ассоциации производителей, дистрибьюторов и разработчиков БАД и от лица нашей компании могу заявить, что мы хотим, чтобы деятельность операторов рынка БАД приобрела цивилизованные формы, чтобы уровень производства биологически активных пищевых добавок соответствовал таковому в развитых странах, что обеспечит доступность и высокое качество выпускаемых БАД.

Денис Сухинин
Фото Евгения Чорного

ИЗ ОПУБЛИКОВАННОГО В «ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКЕ АПТЕКА»?

«Медицинская классификация БАД (нутрицевтики, эубиотики и  парафармацевтики) позволяет более четко разграничить подходы к решению следующего вопроса: что такое БАД — ЛС или пищевая добавка?

Нутрицевтик может быть назван БАД и отнесен к пищевому продукту, если его компоненты (витамины или их предшественники, жирные полиненасыщенные кислоты, минеральные вещества и микроэлементы, отдельные аминокислоты, некоторые моно- и дисахариды, пищевые волокна и т. д.) дополняют пищевой рацион человека. Если же содержание любого из компонентов нутрицевтика достигает терапевтических доз, то продукт необходимо относить к ЛС. Только в том случае, если компоненты нутрицевтика содержатся в дозах, не превышающих физиологических норм, его можно считать БАД.

Эубиотики — это такие БАД, которые привносят в организм человека свойственные ему микроорганизмы, способствующие нормализации микрофлоры пищеварительного тракта. Парафармацевтики относятся к продукции, которая обладает свойствами как пищевых продуктов, так и  лекарственных препаратов, являясь, по существу, их гибридом».

(«Еженедельник АПТЕКА», №10 (381) от 17 марта 2003 г.)

Уважаемые читатели!
Сообщаем, что следующий номер «Еженедельника АПТЕКА» выйдет 28 июля 2003 г.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*