Ежегодно после окончания периода отпусков, начала учебного года значительно возрастет количество контактов, в результате чего начинаются вспышки заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) и острыми респираторными заболеваниями (ОРЗ). В последние годы уровень заболеваемости в Украине остается на высоком уровне. Напомним, что, по результатам исследований, у 76% украинцев за осенне-зимний период отмечают простудные заболевания (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 18 (839) от 07.05.2012 г.). Большинство (около 40%) из них болеет 1 раз в осенне-зимний сезон и более 20% — 2 раза в сезон.Соответственно, в аптечных учреждениях весьма востребованными становятся препараты группы «caught&cold», объемы продаж которых в холодное время увеличиваются в результате распространенности простудных заболеваний. Изобилие представленных на аптечных полках препаратов группы «caught cold» заставляет покупателя задаться множеством вопросов: какой препарат выбрать, чем они отличаются при схожести составов и показаний к применению и др.
Сегодня на решение о покупке противовирусных лекарств для украинцев влияет мнение специалистов в белых халатах — рецепт врача и рекомендация фармацевта. Также украинцы стали больше полагаться на собственное мнение и опыт.
Сегмент «caught&cold» формирует большое количество препаратов в разнообразных лекарственных формах. В этом сегменте лекарственные средства условно можно разделить на профилактические, препараты от ринита, ларингита и др. Также здесь, кроме синтетических лекарственных средств, представлены препараты на растительной основе, которые успешно применяются в течение многих десятилетий для лечения разнообразных заболеваний. На украинском фармацевтическом рынке одним из лекарственных средств на растительной основе, применяемых в лечении заболеваний верхних дыхательных путей (тонзиллит, фарингит, ларингит), а также в качестве профилактики осложнений и рецидивов при респираторных вирусных инфекциях является ИМУПРЕТ производства немецкой фармацевтической компании «Бионорика», имеющей более чем 75-летнюю историю.
Знакомство украинских потребителей с ИМУПРЕТОМ состоялось еще в декабре 2007 г., и с тех пор его аптечные продажи демонстрируют стабильную динамику, что свидетельствует о его востребованности. И это вполне объяснимо, ведь в составе ИМУПРЕТА содержатся известные лекарственные растения — корень алтея, цветки ромашки, трава хвоща полевого, листья ореха грецкого, трава тысячелистника, кора дуба и трава одуванчика. Компоненты, входящие в состав ИМУПРЕТА, проявляют комплексную активность. Благодаря полисахаридам ромашки и алтея ИМУПРЕТ стимулирует неспецифическую реакцию иммунной системы за счет повышения фагоцитарной активности макрофагов и гранулоцитов. Эти активные компоненты повышают внутриклеточное разрушение бактерий в процессе фагоцитоза вследствие увеличения выделения активных метаболитов кислорода, которые обладают бактерицидным свойством. Полисахариды, эфирные масла и флавоноиды (ромашки, алтея и тысячелистника) уменьшают отек слизистой оболочки при инфекции дыхательных путей. Исследования in vitro доказали, что кора дуба, содержащая много танинов, проявляет противовирусный эффект также по отношению к вирусу гриппа.
Таким образом, ИМУПРЕТ обеспечивает эффективное уничтожение патогенных микроорганизмов и оказывает последовательную поддержку иммунной системе уже на начальной стадии развития инфекции. В низких концентрациях препарат повышает секрецию интерлейкина-6. Последний играет существенную роль в защите организма от чужеродных агентов и повышает его защитную функцию. Различное действие низких и высоких концентраций препарата находит свое отражение в рекомендациях по его применению: высокие дозы принимают при острых инфекционных заболеваниях, а низкие — для повышения иммунной защиты организма.
ИМУПРЕТ на фармрынке
По итогам 9 мес 2012 г. аптечными учреждениями было реализовано 107,6 тыс. упаковок препарата ИМУПРЕТ на сумму 6,0 млн грн. Следует отметить, что объем аптечных продаж ИМУПРЕТА по сравнению с 9 мес 2011 г. в натуральном выражении продемонстрировал прирост, а конкурентная группа препаратов R05X «Прочие препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях» — убыль (рис. 1).

Максимальный объем аптечных продаж брэнда ИМУПРЕТ сконцентрирован в крупных регионах Украины — Киеве, АР Крым, Днепропетровской, Одесской, Львовской областях (рис. 2). Однако мы видим, что в исследуемый период значительный прирост объема розничной реализации отмечен, напротив, в менее крупных регионах (Черкасская, Черниговская, Сумская области и др.). Это обусловлено повышением активности рекламного продвижения компании-производителя «Бионорика» и факторами, связанными с сезонностью продаж.

Следует сказать также о ценовой стабильности препарата. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ИМУПРЕТА и препаратов его конкурентной группы имеет разнонаправленный вектор развития. Так, по итогам 9 мес 2012 г., как и в аналогичный период 2011 г., средневзвешенная стоимость 1 упаковки ИМУПРЕТА прирастает минимальными темпами (+1,0% по итогам 9 мес 2012 г. по сравнению с 9 мес 2011 г. и +1,4% по итогам 9 мес 2011 г. по сравнению с 9 мес 2010 г.), тогда как для препаратов конкурентной группы этот показатель повышается более чем на 15% ежегодно.
Таким образом, значительные колебания средневзвешенной стоимости 1 упаковки брэнда ИМУПРЕТ отсутствуют. Потребители приобретают его по такой же цене, как и годом ранее. Причем следует отметить, что при принятии решения о покупке препарата ценовой фактор имеет важное значение для украинцев. Особенно если речь идет о взрослой категории населения, проживающего в небольших городах (51–100 тыс. человек).
В исследуемый период средневзвешенная стоимость ИМУПРЕТА составила 55,7 грн. за упаковку. Как показывают результаты исследования предпочтений потребителей, украинцы в осенне-зимний период тратят до 100 грн. на противовирусные и противогриппозные препараты. То есть, стоимость ИМУПРЕТА почти в 2 раза ниже той, которую украинцы расходуют на препараты группы «caught&cold», что, в свою очередь, делает его конкурентоспособным.
В общей структуре продаж брэнда ИМУПРЕТ превалирует жидкая форма — ИМУПРЕТ, капли оральные, флакон 100 мл — 68,2% в денежном и 62,1% в натуральном выражении. Очевидно, это обусловлено тем, что в такой лекарственной форме ИМУПРЕТ можно применять не только взрослым, но и детям в возрасте от 1 года, добавляя капли в сок или чай.
Учитывая тот факт, что в текущем году возросло число украинцев, для которых удобство лекарственной формы имеет значение при выборе препарата, ИМУПРЕТ соответствует не только наиболее приемлемым ценовым характеристикам противовирусных препаратов, но и может удовлетворить потребность пациентов благодаря удобству применения лекарственной формы.
В некоторых областях Украины долевое участие лекарственных форм в общей структуре брэнда ИМУПРЕТ значительно отличается от общерыночного. Так, в Винницкой и Тернопольской областях доля препарата ИМУПРЕТ, капли оральные, флакон 100 мл занимает более 80% общего объема аптечной реализации брэнда в денежном выражении. Таким образом, аптечным учреждениям следует учитывать эту особенность при формировании товарного запаса лекарственных форм ИМУПРЕТА.
Как отмечалось ранее, для украинцев при покупке препаратов группы «caught&cold» имеют значение рекомендации фармацевта (сотрудника аптеки). Количество воспоминаний провизоров первого стола о рекомендациях брэнда ИМУПРЕТ увеличивается. В это же время компания-производитель «Бионорика» повышает осведомленность потребителей о терапевтических свойствах ИМУПРЕТА с помощью рекламных материалов в печатных изданиях и распределяет усилия по его продвижению среди специалистов здравоохранения (рис. 3).

В конкурентной группе препаратов R05X «Прочие препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях» компания «Бионорика» представляет 4 лекарственных средства на растительной основе — СИНУПРЕТ, БРОНХИПРЕТ, ТОНЗИПРЕТ и ИМУПРЕТ. Результат лояльности потребителей к продукции компании налицо — 1-я позиция по объему аптечных продаж в денежном выражении в конкурентной группе R05X в последние годы стабильно закреплена за ней.
В виду того, что ОРВИ и ОРЗ, как правило, наиболее активны в прохладное и холодное время года, в реализации ИМУПРЕТА прослеживается сезонность, следовательно, в зависимости от времени года в аптечных учреждениях должно быть разное количество товарных запасов препарата. Соответственно, в прохладное время — больше, а в теплое (летнее) — меньше.
При формировании товарного запаса следует учитывать ряд внешних и внутренних факторов, влияющих на потребности и возможности реализации торговых точек (ТТ), включая их формат — аптеки, аптечные киоски и аптечные пункты, и финансовые характеристики. Анализ динамики продаж ИМУПРЕТА в различных типах ТТ (аптеки, аптечные киоски и аптечные пункты), сгруппированных по их финансовым характеристикам, позволит оценить его рыночный потенциал. В качестве анализируемого периода при расчете объема аптечной реализации препарата ИМУПРЕТ и месячного выторга аптечных учреждений были использованы данные за сентябрь 2012 г. как наиболее приближенный к будущим периодам и позволяющий прогнозировать потребности в его товарных запасах с учетом сезонности.
Минимальное количество реализованных упаковок ИМУПРЕТА в различных ТТ в сентябре 2012 г. составляет 1 (рис. 4). То есть, при наличии хотя бы одной упаковки препарата ТТ гарантированно ее реализует. Среднее количество реализованных упаковок ИМУПРЕТА зависит от товарооборота ТТ, и чем он выше, тем, соответственно, выше показатель. Так, в группе ТТ с ежемесячным выторгом до 100 тыс. грн. он составляет 1, 100–200 и 200–300 тыс. грн. — 2; 300–400, 400–550 и 550–700 тыс. грн. — 3, а в группе более 700 тыс. грн. — 5.

В это же время максимальное количество проданных упаковок ИМУПРЕТА в различных группах ТТ увеличивается отнюдь не равномерно. Так, например, ТТ с выторгом 200–300 тыс. грн. и более 700 тыс. грн., представленные в Центральном регионе Украины (рис. 5), реализовали примерно одинаковое количество упаковок ИМУПРЕТА — 34 и 37 соответственно. А ТТ с выторгом 300–700 тыс. грн. — значительно меньшее количество. Можно предположить, что в этих ТТ был недостаточный товарный запас ИМУПРЕТА и, соответственно, они недополучили прибыль от его реализации. Ввиду того, что сезон простудных заболеваний уже наступил, и в ближайшие полгода в аптечных учреждениях особой популярностью будут пользоваться препараты группы «caught&cold», уже сейчас необходимо позаботиться о достаточном товарном запасе ИМУПРЕТА и не допустить его дефектуры. Возможно, формировать запасы препарата необходимо, ориентируясь на диапазон между средним и верхним значением (таблица).

Таблица | Рекомендуемый месячный товарный запас для брэнда ИМУПРЕТ в различных торговых точках, сгруппированных по финансовым характеристикам (на основании данных об аптечных продажах за сентябрь 2012 г.) |
Объем месячной выручки ТТ, тыс. грн. |
Аптеки | Аптечные киоски | Аптечные пункты |
до 100 тыс. | 2—4 | 2—4 | 2—3 |
от 100 до 200 тыс. | 2—5 | 2—5 | 2—4 |
от 200 до 300 тыс. | 3—6 | 3—5 | 3—5 |
от 300 до 400 тыс. | 3—7 | 5—6 | 4—6 |
от 400 до 550 тыс. | 4—8 | 5—7 | 5—7 |
от 550 до 700 тыс. | 5—9 | 5—8 | 6—10 |
свыше 700 тыс. | 6—10 | 6—9 | 7—10 |
P.S.
Таким образом, представитель сегмента препаратов группы «caught&cold» — ИМУПРЕТ — обладает рядом преимуществ. Например, нельзя не отметить его опережающее развитие в натуральном выражении по сравнению с конкурентной группой препаратов R05Х. В то время, как в целом по группе количество реализованных упаковок в аптечных учреждениях сокращается, ИМУПРЕТ демонстрирует стабильный рост. Заслуживает внимания также стабильность его средневзвешенной стоимости в течение последних лет, что для потребителей имеет важное значение, особенно в нынешних экономических реалиях. Перспективы успешного рыночного развития ИМУПРЕТА гарантирует компания-производитель «Бионорика» за счет постоянной маркетинговой активности по продвижению как среди специалистов здравоохранения, так и среди конечных потребителей. Она повышает узнаваемость своей продукции с помощью организации и проведения различных программ для целевых аудиторий.
Важно подчеркнуть, что препараты на растительной основе уже успели отлично зарекомендовать себя, завоевать доверие и быть востребованными среди потребителей. Наличие ИМУПРЕТА на полке аптеки может сделать более успешным ваше коммерческое предприятие и помочь потребителям справиться с респираторными вирусными инфекциями.
Программа обучения «Эксперт в фитотерапии»
16 октября стартовал первый этап уникальной программы обучения для фармацевтов «Эксперт в фитотерапии». Мероприятие было инициировано и организовано совместными усилиями аптечной профессиональной ассоциации Украины (АПАУ) и Национального фармацевтического университета (НФаУ), при поддержке компании «Бионорика».
Разработанную организаторами образовательную программу для фармацевтов реализовали специалисты клинической фармакологии НФаУ. Прекрасную возможность пройти сертифицированное обучение получили фармацевтические работники ряда аптечных сетей Киева.
начало успешного проекта
С приветственным словом выступили организаторы, партнеры мероприятия и ведущие ученые фармотрасли — Михаил Пасечник, президент аптечной профессиональной ассоциации Украины, Валентин Черных, ректор Национального фармацевтического университета, член-корреспондент НАН Украины, доктор химических наук, доктор фармацевтических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат Государственной премии Украины, заведующий кафедрой органической химии, Игорь Зупанец, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой клинической фармакологии с фармацевтической опекой НФаУ, Татьяна Сахарова, доктор медицинских наук, профессор кафедры клинической фармакологии с фармацевтической опекой НФаУ, Наталья Безуглая, кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической фармакологии с фармацевтической опекой НФаУ, и Наталья Шевченко, менеджер по аптечному маркетингу компании «Бионорика, выразили искреннюю признательность и благодарность фармацевтам за их ежедневную нелегкую работу и пожелали результативного обучения и постоянного профессионального развития.
Далее В. Черных увлек аудиторию содержательным докладом на тему «Национальная безопасность в аспекте качественного фармацевтического образования», в ходе которого акцентировал внимание на важности и значимости профессии провизора первого стола на сегодня.
Этапы обучения
Обучающая программа для фармацевтов предусматривает 3 блока в разные временные промежутки. В каждом из них преподавателями являются специалисты НФаУ. I блок стартовал 16 октября и включал обучение по трем нозологиям: сердечно-сосудистая система; респираторная система; иммунотерапия.
Следующие II и III блок запланированы на 2013 г. и будут включать обучение фармацевтов по следующим нозологиям: мочеполовая система; пищеварительная система; гинекологические заболевания; дерматология; неврология; опорно-двигательный аппарат.
PHytothek/ФиТОТЕКА
Ключ к успеху — Дифференцированный подход
В сложившейся рыночной ситуации актуальным является дифференцированный подход к развитию аптечной индустрии. Компания «Бионорика» предложила идею по оптимизации сервиса для потребителей в аптеке в виде внедрения нового проекта — Фитотека/ Phytothek. Цель проекта Фитотека/ Phytothek — обратить внимание потребителей на высококачественные инновационные фитопрепараты и компетентную консультацию в розничной точке. Образовательная программа для фармацевтов является одним из блоков данного проекта.
PHytothek/ФиТОТЕКА — компетентная аптека в фитотерапии
Профессионально обоснованное и ориентированное на практику обучение с акцентом на фитотерапию способствует повышению компетентности фармацевтов при консультировании в аптеках.
Символика проекта Фитотека/ Phytothek представлена вверху, где зеленый означает традиционно растительную терапию; синий — науку и компетенцию; полукруги — жизненную силу, напряжение и динамику.
Бронхипрет
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим