Интеллектуальная собственность
![]() |
А. Брагарник |
По отношению к правам интеллектуальной собственности фармацевтические препараты можно разделить на оригинальные, то есть те, срок патентной охраны которых еще не истек, генерики — препараты, способные заменить собой оригинальные, уже неохраняемые патентами, и те, срок патентной охраны на которые уже истек, но еще действуют ограничения на регистрацию и введение в оборот. Кроме того, охраняться могут чистые вещества сами по себе, а также их комбинации, физические формы, способы получения и вещества, полученные этими способами, новые способы применения известных веществ. Таким образом, перечень объектов защиты значительно расширяется и усложняется. Рассмотреть истинную картину происходящего через калейдоскоп патентов оказывается под силу даже не всем профессионалам, о чем говорит анализ судебных решений, а порой умышленное или неумышленное злоупотребление косвенной защитой компаниями, владеющими патентами. Ко всему сказанному выше добавляется своеобразие права интеллектуальной собственности как области права со своими уникальными характеристиками и глубокой связью с наукой и технологией, что требует одновременного владения юридическими и техническими аспектами дела1.
Опыт проведения корпоративных семинаров для фармацевтических компаний показывает, что еще одной проблемой является недостаточность и бессистемность знаний как менеджмента, так и инженерного персонала в вопросах интеллектуальной собственности. Часто используются устаревшие шаблоны, суждения, временами доходящие до заблуждений и суеверий. Встречаются выражения в стиле «нам нужно запатентовать товарную марку, чтобы защитить свои авторские права и ноу-хау». Очевидно, что перекладывание на плечи технологов, маркетологов и менеджеров вопросов патентного права и охраны интеллектуальной собственности является нерациональным. Они должны выполнять свою работу, но не прислушиваться к мнению патентоведа и патентного поисковика- аналитика только потому, что «мы раньше так поступали, и сейчас сойдет» — не сойдет, мир, в том числе фармацевтический, уже изменился.
Патентные исследования
В «Еженедельнике АПТЕКА» № 9 (630) от 03.03.2008 г. сотрудником ГП «Государственный научный центр лекарственных средств» Еленой Литвиновой вкратце были перечислены задачи и принципы проведения патентных исследований, а именно:
- при разработке препарата — определение приоритетных направлений разработки;
- оценка патентоспособности объекта — возможности получения патента;
- оценка патентной чистоты объекта — того, что объект может быть свободно использован в данной стране без угрозы нарушения действующих на ее территории патентов, принадлежащих другим собственникам, либо очерчен круг владельцев охранных документов, с которыми необходимо заключить лицензионные договора.
Патентно-конъюнктурные исследования позволяют определить ситуацию в отношении использования прав на объекты промышленной собственности и выявить ведущие страны в разработке определенного препарата, а также страны с наиболее емким рынком сбыта.
Объектами мониторинга являются патенты, торговые марки, включая авторские права и публикации в научной и специализированной прессе. Средства осуществления мониторинга — специализированные издания, базы данных, сайты ведомств и конкурентов, вплоть до интернет- конференций и объявлений. И здесь патентно- информационная служба становится глазами и ушами бизнеса, способствует эффективному противодействию патентному рейдерству, вопрос о котором в Российской Федерации на правительственном уровне поднимался еще 2 года назад2. С другой стороны, отсутствие мониторинга прав на объекты интеллектуальной собственности влечет за собой дополнительные судебные риски, либо попустительство нарушениям, попадание правообладателя или добросовестного пользователя в положение нарушителя3.
Проведение систематических патентных исследований позволяет достигать максимальной эффективности в маркетинговой политике, осуществлять успешные разработки в максимально сжатые сроки, избегать тупиковых направлений развития, минимизировать судебные издержки, выявлять и предвидеть благоприятные ситуации на внутренних и внешних рынках, даже помогать «охотникам за головами» в поиске и привлечении в компании соответствующих ключевых специалистов. Всему этому служит структурированность и законодательное требование достоверности предоставляемых в описании данных.
Также кризисные явления привели к резкому снижению или кардинальному пересмотру структуры бюджетов на развитие. В этой ситуации рационально распоряжаться средствами позволяют выполняемые нами патентные картирования-«ландшафты» — визуальное представление результатов патентных исследований в виде диаграмм, графиков, трендов, даже с нанесением на географические карты. Такое представление результатов, в дополнение к стандартизованному4, облегчает восприятие результатов исследований и позволяет делать более осознанные и последовательные выводы. При этом средства распределяются более фокусно и рационально, удовлетворяя самые критичные и стратегические потребности, не сужаясь до точечности или латания дыр.
Проблемы
Также следует сказать о существовании «внутренних» проблем, имеющих место при проведении патентных исследований, — недостоверность, разрозненность и неполнота патентных данных, причина которых состоит в том, что заявки на объекты интеллектуальной собственности подаются и обрабатываются людьми, которым, как известно, свойственно ошибаться. Все еще значительную часть времени исследования (до 70%) приходится тратить на сбор информации, поскольку она содержится в различных и неоднородных источниках, на перепроверку, нахождение и восполнение пробелов, систематизирование, а также поиск возможных допущенных ошибок.
Следующей проблемой проведения патентных исследований является многоступенчатость передачи информации от заказчика к исполнителю и наоборот. Очень часто возникают обоснованные нарекания на результаты патентных исследований, такие как неполнота, неадекватность, «информационный шум». Подобные ситуации возникают из-за того, что обычная цепочка постановки задачи и выполнения патентного исследования насчитывает минимум три-четыре лица (автор, его начальник, поверенный, поисковик). Вследствие сложности предмета исследования и различных видений автора и поисковика, а также промежуточных звеньев очень важен непосредственный контакт между разработчиком, изобретателем, заказчиком с поисковиком-исполнителем. На практике это часто недостижимо из-за сложившейся методики постановки задачи, заказа и предоставления патентно-информационных услуг. Посредник, в данном случае это поверенный, патентовед, юрисконсульт фирмы, адвокат, при постановке задачи часто не в состоянии обеспечить удовлетворительную интерактивность и будет пытаться формулировать задачу исходя из своих, не всегда верных, представлений о сути происходящего по обе стороны, и точно так же выдвигать требования к результатам. Многолетний практический опыт патентно-информационных работ показывает, что адекватный результат может быть получен только при проведении исследований при непосредственном участии первичного автора объекта интеллектуальной собственности или вопроса исследования.
Выбор информационных источников среди локально устанавливаемых или с удаленным доступом, коммерческих или бесплатных первоисточников, баз данных в ведомствах и коллекций в патентно-информационных центрах и патентных библиотеках — очень сложный вопрос, и очень непросто достичь оптимального соотношения между ценой, затраченными человеческими ресурсами, временем и качеством. Часто поводом для отказа от использования коммерческих баз данных является стоимость их использования, при этом в расчет не принимается выигрыш во времени и трудовых затратах. В свою очередь некоторые провайдеры коммерческих баз данных делают упор на количество документов, глубину и широту охвата, скорость, оперативность, но не часто предоставляют информацию о достоверности, полноте, непрерывности массивов документов. Все это напоминает ситуацию у аптечного прилавка: «берите подороже — это же продукция корпорации …» или «это полный аналог препарата…, генерик, и вам не нужно переплачивать».
Также следует отметить, что информационным ресурсам свойственно некоторое искажение результатов поиска. Происходит это, судя по личному опыту участия в разработках подобных баз данных, из-за влияния на их создание и функционирования таких факторов: точка зрения заказчика на то, что должно быть включено в состав базы данных и как эта база должна функционировать; возможности и опыт разработчика и его представления о предмете разработки; коммерческие интересы от предоставления доступа к данным. В такой ситуации информационные ресурсы получают полезные и удобные функции оптимизации и ранжирования результатов поиска, автоматического анализа результатов, автоматической подстройки под пользователя. Но это исключает возможность получения «сырого» результата, не обогащенного ошибками, в результате чего интересы конечного пользователя могут быть не полностью учтены.
Учитывая вышесказанное, во время принятия решений компании рационально учитывать мнения профессионалов, которыми за годы своей работы был накоплен опыт, изучены поисковые возможности, наработаны средства обработки и систематизации первичных данных, методы представления и визуализации результатов.
Возможные пути решения
Пассивное решение — смириться, списать все на «менталитет» или «опять сойдет». Возможные варианты действенных решений таковы:
1) компании могут проводить небольшие семинары для менеджеров, инженеров, технологов, маркетологов с целью доведения до всего штата ценности и важности интеллектуальной собственности;
2) НИИ, технопарки, исследовательские фирмы и центры должны рассматривать проведение патентных исследований не как заполнение формуляра, а как одно из средств обеспечения выживания и нахождения путей достижения успеха;
3) исследовательские, маркетинговые и юридические подразделения компаний должны пересмотреть свое взаимодействие с патентными отделами в сторону более тесного и систематического обмена информацией;
4) кадровые и рекрутинговые службы в списках профессий и специальностей должны разделить патентных поверенных, патентоведов и патентных поисковиков, аналитиков, менеджеров;
5) менеджеры, юрисконсульты, патентные поверенные должны находить возможности для непосредственных контактов между заказчиками и исполнителями.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть неоспоримую важность проведения комплексных и регулярных патентных исследований как средства обеспечения стабильного роста и развития компании, а также жизненного цикла одного из наиболее ценного и уязвимого актива — интеллектуальной собственности компании, и страны в целом.
1 Постановление Высшего Хозяйственного Суда от 11.11.2008 г. № 12/381 по делу компании «Лундбек А/С» против «Трифарма» по
2 ИА Клерк.Ру. «
3 Постановление Высшего Хозяйственного Суда от 24.06.2008 г. № 12/684 по делу «
4 ДСТУ 3574-97 «Патентный формуляр. Основные положения. Порядок составления и оформления»; ДСТУ 3575-97 «Патентные исследования. Основные положения и порядок проведения»; ГОСТ Р 15.011-96 «Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования».
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим