При проведении исследования использовались сведения об объеме аптечных продаж в ценах конечного потребителя. Для отображения данных в рисунках нами была выбрана сортировка областей по убыванию объема продаж лекарственных средств в денежном выражении.
Для определения точного развития мы распределили 26 областей по крупным регионам: Восточный — Днепропетровская, Донецкая, Луганская, Харьковская области; Западный — Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая области; Центральный — Винницкая, Житомирская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Черкасская, Черниговская области; Южный — АР Крым, Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская области, а также Киев.
«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»
Общий объем аптечных продаж таких категорий товаров, как лекарственные средства, изделия медицинского назначения (ИМН*), косметика и диетические добавки, по итогам Ι кв. 2013 г. достиг 9,2 млрд грн., превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 22%. В натуральном выражении в анализируемый период объем розничного рынка всех категорий товаров «аптечной корзины» увеличился на 10,7% по сравнению с Ι кв. 2012 г., составив 515 млн упаковок.
Распределение доли регионов в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении по итогам I кв. 2013 г. имеет достаточно неоднородный характер, что обусловлено как экономическими, так и социально-демографическими факторами. Традиционно наибольший вклад в аптечную выручку в стране делают такие регионы, как Киев, Донецкая, Днепропетровская, Харьковская области, АР Крым, Одесская и Запорожская области, аккумулируя более 50% аптечной выручки (рис. 1).

В разрезе категорий товаров «аптечной корзины» для различных регионов Украины характерна схожая структура розничного сегмента фармрынка в денежном выражении (табл. 1). Сегмент лекарственных средств по итогам I кв. 2013 г. стабильно удерживает свой удельный вес на уровне 82–90% во всех регионах. Вклад в аптечную выручку ИМН* в денежном эквиваленте в среднем по рынку составляет 5–9%. Объем реализации парафармацевтической продукции (косметики и диетических добавок) в целом по стране формирует минимальную долю в структуре розничных продаж в денежном выражении.
Таблица 1 | Объем аптечных продаж в регионах Украины и удельный вес категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I кв. 2013 г. |
Регион | Всего, млн грн. | Доля, % | |||
Лекарственные средства | ИМН* | Косметика | Диетические добавки | ||
Киев | 1 053 381 | 83 | 7 | 6 | 3 |
Донецкая обл. | 944 281 | 86 | 7 | 3 | 3 |
Днепропетровская обл. | 831 483 | 88 | 7 | 3 | 3 |
Харьковская обл. | 583 966 | 85 | 9 | 4 | 3 |
АР Крым | 516 177 | 87 | 7 | 4 | 2 |
Одесская обл. | 532 342 | 82 | 7 | 7 | 4 |
Запорожская обл. | 424 522 | 89 | 7 | 2 | 2 |
Львовская обл. | 446 116 | 84 | 8 | 5 | 3 |
Луганская обл. | 392 583 | 88 | 7 | 2 | 2 |
Киевская обл. | 326 109 | 83 | 8 | 5 | 4 |
Полтавская обл. | 290 462 | 87 | 8 | 2 | 2 |
Винницкая обл. | 278 944 | 87 | 7 | 3 | 3 |
Черкасская обл. | 240 543 | 86 | 8 | 3 | 3 |
Ивано-Франковская обл. | 228 669 | 88 | 7 | 3 | 2 |
Херсонская обл. | 215 923 | 86 | 7 | 4 | 4 |
Житомирская обл. | 205 383 | 89 | 7 | 2 | 2 |
Хмельницкая обл. | 205 716 | 88 | 6 | 3 | 3 |
Николаевская обл. | 183 250 | 90 | 5 | 2 | 3 |
Черниговская обл. | 182 542 | 88 | 8 | 2 | 2 |
Сумская обл. | 182 240 | 88 | 7 | 3 | 3 |
Черновицкая обл. | 165 984 | 89 | 6 | 3 | 3 |
Ровенская обл. | 170 313 | 85 | 8 | 4 | 3 |
Волынская обл. | 159 784 | 84 | 9 | 4 | 3 |
Закарпатская обл. | 153 118 | 86 | 7 | 3 | 3 |
Кировоградская обл. | 141 838 | 87 | 8 | 2 | 3 |
Тернопольская обл. | 130 042 | 87 | 7 | 3 | 3 |
Несмотря на это, сегменты косметики и диетических добавок продолжают постепенно укреплять свои позиции в большинстве регионов Украины, о чем свидетельствуют двузначные темпы их реализации в анализируемый период. Наивысшие темпы прироста продаж косметики и диетических добавок демонстрируют Центральный и Западный регионы.
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
В целом на фармрынке Украины объем аптечных продаж лекарственных средств в I кв. 2013 г. составил 7,9 млрд грн. за 337 млн упаковок, что на 23,3% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в денежном и на 10,3% в натуральном выражении.
В анализируемый период во всех регионах Украины отмечается положительная динамика розничных продаж лекарственных средств как в денежном, так и в натуральном выражении (рис. 2). Двузначные темпы прироста в денежном эквиваленте в I кв. 2013 г. продемонстрировали все области, в натуральном — 13 из 26 регионов.

В большинстве регионов темпы продаж препаратов в денежном выражении колеблются в диапазоне 12–30%, однако есть и такие области, где динамика развития розничного сегмента превышает данный показатель. Так, опережающие темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств в анализируемый период в денежном выражении продемонстрировали представители Центральной Украины — Винницкая (38,9%), Полтавская (33,9%), Черкасская (33,8%), Черниговская (32,3%) области, а также Западный регион, в частности Закарпатская (46,0%),Черновицкая (34,5%) и Ивано-Франковская (32,2%) области.
Практически в том же составе сформировался перечень регионов — лидеров по динамике продаж лекарственных средств в натуральном выражении: Винницкая (30,7%), Закарпатская (24,8%), Запорожская (23,6%), Ивано-Франковская (22,4%), Волынская (20,8%), Черниговская (19,6%) области. Таким образом, менее крупные регионы, что стало уже тенденцией, демонстрируют опережающую динамику реализации лекарственных средств, являясь движущей силой, драйверами развития отечественного фармрынка.
Аптечный рынок Украины, как и прежде, в основном «питается» за счет личных средств потребителей лекарственных средств. И то, какой вклад в аптечную выручку делает каждый из регионов страны, напрямую зависит от материального благополучия его жителей. Отмечается прямая взаимосвязь межу уровнем среднемесячной заработной платы и уровнем потребления лекарственных средств на душу населения в анализируемый период (рис. 3).

Среди регионов по итогам I кв. 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. максимальные темпы прироста потребления лекарственных средств на душу населения отмечены в Черниговской, Закарпатской, Ровенской, Одесской, а также в Николаевской и Херсонской областях, где в анализируемый период было зафиксировано превышение эпидемического порога заболеваемости населения гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями.
По итогам I кв. 2013 г. в натуральном выражении вклад большинства областей, преимущественно малонаселенных, превалирует над таковым в денежном эквиваленте (рис. 4). Однако в наиболее густонаселенных регионах эти показатели имеют противоположное соотношение, что обусловленно более высокой средневзвешенной стоимостью 1 упаковки лекарственных средств на их территории по сравнению с другими областями (рис. 5). Так, средневзвешенная стоимость 1 упаковки препаратов в этих регионах составляет 25,6 грн., что на 9,5% больше, чем среднерыночный показатель в целом по Украине (23,4 грн.).


В I кв. 2013 г. во всех регионах Украины средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств повысилась, что обусловлено опережающей динамикой реализации препаратов высокостоимостной ниши как в денежном, так и в натуральном выражении (рис. 6). В частности, сегмент высокостоимостных препаратов внес существенный вклад в развитие областей Западного и Центрального регионов (Закарпатская, Полтавская, Винницкая, Черкасская, Черниговская,Черновицкая, Ивано-Франковская), продемонстрировавших маскимальные темпы прироста объема продаж лекарственных средств.

Судя по активному развитию высокостоимостного сегмента в анализируемый период, тенденция к смещению структуры потребления с дешевых на более дорогостоящие лекарственные средства в Украине продолжается, и довольно быстрыми темпами.
Следует отметить, что в некоторых областях отмечено незначительное замедление темпов прироста объема продаж препаратов в натуральном выражении: в Херсонской обл. — низкостоимостной ниши, в Ровенской и Кировоградской областях — среднестоимостной.
На отечественном фармрынке в анализируемый период во всех регионах была отмечена положительная динамика объема продаж лекарственных средств в денежном выражении как украинского (23,4%), так и зарубежного (23,3%) производства (рис. 7). На большей части территории страны — в Западном, Восточном и частично в Южном регионах (16 из 26 областей) опережающие темпы прироста в денежном эквиваленте продемонстрировали препараты отечественного производства, в остальных 8 регионах более высоких значений достигли темпы реализации зарубежных препаратов, таким образом сравняв динамику обоих сегментов в целом по стране.

Динамика продаж препаратов украинского и зарубежного производства в упаковках демонстрирует иное распределение сил. Опережающие темпы реализации по итогам I кв. 2013 г. в натуральном выражении на 70% территории страны (в 18 из 26 регионов) были отмечены для зарубежных препаратов. Максимальные показатели (прирост более 20%) зафиксированы в Винницкой, Закарпатской, Волынской, Черкасской, Запорожской и Полтавской областях.
Опережающую темпы прироста аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в разрезе АТС- классификации в регионах Украины в I кв. 2013 г. продемонстрировали препараты групп J «Противомикробные средства для системного применения», R «Средства, действующие на респираторную систему», N «Средства, действующие на нервную систему» и L «Антинеопластические и иммуномодулирующие средства» .
Эта динамика, безусловно, нашла свое отображение в рейтинге брэндов лекарственных средств в регионах в денежном выражении, который в анализируемый период видоизменился более чем в 90% областей по сравнению с I кв. 2012 г.
«Новички» в составе топ-5 брэндов лекарственных средств в большинстве зарубежного производства, средне- и/или высокостоимостной категории, по АТС-классификации относятся к лидирующим по темпам прироста группам — R, N, J и L. Такими брэндами стали ГРОПРИНОЗИН — представлен в 10 регионах, АРБИДОЛ — в Киеве, АМИКСИН — в 4 регионах, ФАРМАЦИТРОН — в 3 регионах, ТЕРАФЛЮ — во Львской обл., ЭМСЕФ — в Полтавской и Сумской областях, КОЛДРЕКС — в Закарпатской обл., ЛОРАКСОН — в Тернопольской обл. (табл. 2).
Таблица 2 | Топ-5 брэндов лекарственных средств в регионах Украины по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I кв. 2013 г. |
Брэнд | 1-е место | 2-е место | 3-е место | 4-е место | 5-е место |
Киев | КОДТЕРПИН | АМИКСИН | АКТОВЕГИН | ГРОПРИНОЗИН | АРБИДОЛ |
Донецкая обл. | АКТОВЕГИН | КАРДИОМАГНИЛ | ЭССЕНЦИАЛЕ | ПРЕДУКТАЛ | НО-ШПА |
Днепропетровская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | КАРДИОМАГНИЛ | НО-ШПА | АМИКСИН |
Харьковская обл. | КОДТЕРПИН | АКТОВЕГИН | НАЛБУФИН | КОФЕКС | КАРДИОМАГНИЛ |
АР Крым | АКТОВЕГИН | ГРОПРИНОЗИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | НО-ШПА | КАРДИОМАГНИЛ |
Одесская обл. | КОДТЕРПИН | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | АМИКСИН | ГРОПРИНОЗИН |
Запорожская обл. | КОДТЕРПИН | АКТОВЕГИН | ГРОПРИНОЗИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | НО-ШПА |
Львовская обл. | КАРДИОМАГНИЛ | ФАРМАЦИТРОН | ТИОТРИАЗОЛИН | ТЕРАФЛЮ | ГРОПРИНОЗИН |
Луганская обл. | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | НО-ШПА | ЦЕРАКСОН | КАРДИОМАГНИЛ |
Киевская обл. | АКТОВЕГИН | НО-ШПА | ЭССЕНЦИАЛЕ | ГРОПРИНОЗИН | АМИКСИН |
Полтавская обл. | НАТРИЯ ХЛОРИД | АКТОВЕГИН | ЦИТРАМОН | ЭМСЕФ | НО-ШПА |
Винницкая обл. | ГРОПРИНОЗИН | АКТОВЕГИН | КАРДИОМАГНИЛ | КОРВИТИН | НАТРИЯ ХЛОРИД |
Черкасская обл. | АКТОВЕГИН | СЕРЕТИД | НАТРИЯ ХЛОРИД | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЦИТРАМОН |
Ивано-Франковская обл. | ФАРМАЦИТРОН | НО-ШПА | КАРДИОМАГНИЛ | ТИОТРИАЗОЛИН | ФЕРВЕКС |
Херсонская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | МЕТАМАКС | НАТРИЯ ХЛОРИД | ЦИТРАМОН |
Житомирская обл. | СЕРЕТИД | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | ЦИТРАМОН | КАРДИОМАГНИЛ |
Хмельницкая обл. | ФАРМАЦИТРОН | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | ГРОПРИНОЗИН | КАРДИОМАГНИЛ |
Николаевская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | ГРОПРИНОЗИН | ТИВОРТИН | КАРДИОМАГНИЛ |
Черниговская обл. | АКТОВЕГИН | МЕТАМАКС | КОРВИТИН | РЕОСОРБИЛАКТ | ЭССЕНЦИАЛЕ |
Сумская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | ФАРМАЦИТРОН | ЭМСЕФ | КАРДИОМАГНИЛ |
Черновицкая обл. | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | КОРВИТИН | МЕТАМАКС | ТИВОРТИН |
Ровенская обл. | АКТОВЕГИН | КОДТЕРПИН | ТИОТРИАЗОЛИН | КАРДИОМАГНИЛ | АУГМЕНТИН |
Волынская обл. | АКТОВЕГИН | КАРДИОМАГНИЛ | МЕТАМАКС | НАТРИЯ ХЛОРИД | ГРОПРИНОЗИН |
Закарпатская обл. | КАРДИОМАГНИЛ | ЦЕФТРИАКСОН | НО-ШПА | КОЛДРЕКС | ЛИПРАЗИД |
Кировоградская обл. | АКТОВЕГИН | КОДТЕРПИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | РЕОСОРБИЛАКТ | ЭССЕНЦИАЛЕ |
Тернопольская обл. | АКТОВЕГИН | ЛОРАКСОН | ФАРМАЦИТРОН | КАРДИОМАГНИЛ | НО-ШПА |
В разрезе рецептурного статуса в регионах Украины в денежном выражении по итогам I кв. 2013 г. темпы прироста продаж рецептурных препаратов незначительно превысили аналогичный показатель для ОТС-группы, составив 24,5 и 22,1% соответственно. В целом по рынку в анализируемый период было реализовано 116,2 млн упаковок рецептурных препаратов за 4,2 млрд грн. и 221,2 млн упаковок безрецептурных за 3,7 млрд грн.
ИТОГИ
Фармацевтический рынок Украины в I кв. 2013 г. успешно стартовал. Во всех регионах отмечаются двузначные темпы прироста объема продаж лекарственных средств в денежном выражении. Реализация препаратов в натуральном выражении достигла аналогичной динамики на 50% территории страны.
Драйверами развития по-прежнему остаются менее крупные области. Максимальные темпы прироста рынка как в деньгах, так и в упаковках, были отмечены в Западном и частично в Центральном регионах. Лидерами по этому показателю стали Закарпатская и Винницкая области.
Наименее активными по реализации лекарственных средств в упаковках по итогам I кв. 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года стали Кировоградская, Ровенская и Донецкая области.
Учитывая тот факт, что лекарственное обеспечение населения происходит в основном за счет его личных доходов, то и уровень потребления будет находиться в прямой зависимости от материального благополучия граждан. В регионах, где среднемесячная заработная плата более высокая, – Киев, Киевская обл., весь Восточный регион, уровень потребления характеризуется более высокими показателями, что вполне закономерно.
Тенденция к смещению потребления с дешевых на более дорогостоящие препараты активно продолжается, о чем свидетельствуют повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств, а также опережающие темпы развития высокостоимостного сегмента препаратов во всех регионах Украины. Максимальные темпы прироста в I кв. 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. демонстрируют лекарственные средства высокостоимостой ниши в Западном и Центральном регионах.
Продажи лекарственных средств украинского и зарубежного производства в регионах Украины в денежном выражении по итогам I кв. 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года демонстрируют схожую положительную динамику.
В разрезе АТС-классификации весомый вклад в аптечную выручку сделали препараты групп R, J и N, что обусловлено повышением уровня заболеваемости населения гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями в этот период. Это нашло свое отображение в рейтинге брэндов лекарственных средств в регионах, а именно появление ранее не представленных в топ-5 брэндов препаратов группы «cought&cold», относящихся к средне- и/или высокостоимостной нишам.
Фармрынок в Украине остается региональным, но, как и прежде, его объединяют сезонные заболевания и потребление соответствующих препаратов.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим