
ВОЗ в информационном бюллетене за январь 2010 г. обращает внимание на такие факты, касающиеся контрафактных препаратов:
- контрафактными являются ЛС с неправдивой маркировкой в отношении их подлинности и/или изготовителя, нанесенной преднамеренно;
- прием контрафактных ЛС может привести к безуспешности лечения или даже смерти пациента;
- после применения и/или обнаружения контрафактных ЛС доверие населения к системам здравоохранения может быть подорвано;
- подделываются как запатентованные препараты, так и генерики;
- подделываются все виды ЛС — от препаратов, предназначенных для лечения угрожающих жизни состояний, до недорогих обезболивающих и антигистаминных средств;
- контрафактные ЛС могут содержать эффективные и неэффективные (в отношении ожидаемого терапевтического эффекта) ингредиенты либо иметь в составе недостаточное количество действующего вещества. Их упаковка является поддельной.
Определить масштабы проблемы в отдельно взятой стране и мире в целом сложно по целому ряду причин. Информация о контрафактных ЛС поступает в центральные органы из многих источников. Последними являются доклады национальных регуляторных органов в сфере оборота фармацевтической продукции, правоохранительных органов, фармацевтических компаний и неправительственных организаций, а также направленные исследования используемой фармацевтической продукции в конкретных территориальных областях или терапевтических группах. Из-за многочисленности источников информации о наличии контрафактных ЛС сбор статистических данных — сложная задача. Исследования могут дать только представление о ситуации в определенный момент без динамических показателей. Изготовители контрафактных ЛС проявляют чрезвычайную гибкость в методах, используемых для имитации продуктов и предотвращения их обнаружения. Они могут менять их изо дня в день так, что к моменту опубликования результатов исследования эти данные могут оказаться уже устаревшими. И, наконец, информация о каком-либо расследуемом случае иногда обнародуется лишь после завершения расследования.
Наибольших масштабов контрафакция достигает в странах с несовершенной законодательной базой в сфере регулирования оборота ЛС и недостаточно эффективными в отношении надзора за контрафактными препаратами регуляторными органами. В большинстве развитых стран с эффективными нормативно-правовыми системами и рыночным контролем контрафактные ЛС выявляют крайне редко — по оценкам, на них приходится менее 1% рыночной стоимости. Но во многих странах Африки, некоторых частях Азии и Латинской Америки, а также в странах с переходной экономикой доля продаваемых контрафактных ЛС более значительна.
Распространенность контрафактных препаратов может варьировать в широких пределах не только между географическими регионами, но и внутри стран: например, между городскими и сельскими районами, между разными городами. Подделывают любые ЛС. Наибольшее количество сообщений о контрафактных ЛС касается антибиотиков, антипротозойных препаратов, стероидных гормонов. Очевидно, главной целью их производителей являются дорогостоящие препараты.
ВОЗ обращает внимание на то, что более чем в 50% случаев ЛС, покупаемые по интернету на нелегальных сайтах, скрывающих свой физический адрес, оказываются контрафактными. В свою очередь, некоторые интернет-аптеки действуют на законных основаниях и созданы для удобства клиентов и экономии их средств. Они доставляют ЛС из учреждений, имеющих государственные лицензии, и продают их только по рецептам.
В отличие от некачественных препаратов, появление которых связано с наличием у известного изготовителя проблем в производственном процессе, контрафактные ЛС производятся с намерением ввести потребителей в заблуждение.
Из-за того, что отследить каналы изготовления и распространения поддельных препаратов крайне сложно, их оборот трудно остановить. При этом даже единичные случаи появления контрафактных ЛС свидетельствует об уязвимости системы контроля их качества.
Проблему контрафактных препаратов усугубляет ряд факторов. Их производство не требует больших капиталовложений. Как правило, они изготавливаются в небольших помещениях, подвалах. В процессе производства поддельных ЛС используются дешевые сырье и оборудование. При этом покупатель не имеет возможности определить качество приобретаемого товара.
В странах с развивающейся экономикой на лекарства может уходить значительная часть личного или семейного дохода. Некоторые люди ищут медикаменты подешевле и часто находят их на нерегулируемых рынках сбыта, где вероятность приобретения контрафактных ЛС весьма высока. Люди могут покупать препараты на нерегулируемых рынках и в тех случаях, когда в имеющихся официальных медицинских учреждениях их недостаточно для удовлетворения спроса, как это часто бывает в сельских районах развивающихся стран или во время повышенного спроса на некоторые ЛС.
Контрафактные препараты могут приносить большую прибыль. В связи с тем что многие страны до сих пор не приняли законов, ужесточающих ответственность, изготовители поддельных ЛС зачастую не боятся уголовного преследования.
Рост международной торговли фармацевтическими ингредиентами и ЛС еще более усугубляет эту проблему. Так, например, в последние годы в контексте распространения контрафактных ЛС возрастает значение торговли через брокеров и зоны свободной торговли со слабым или отсутствующим регулированием (где меняется упаковка ЛС и их этикетки для того, чтобы скрыть страну изготовителя).
Для борьбы с попаданием на фармацевтический рынок контрафактных ЛС ВОЗ рекомендует ряд ответных мер. Строгий нормативно-правовой контроль оборота фармацевтической продукции и его выполнение национальными регуляторными органами в значительной мере будет способствовать предотвращению появления контрафактных ЛС. ВОЗ оказывает непосредственную поддержку странам в усилении регулирования оборота фармацевтической продукции на национальных рынках. Правительства стран с развивающейся экономикой должны усовершенствовать законодательство в сфере изготовления, экспорта, импорта, хранения, распределения, поставок и продажи фармацевтической продукции, что позволит повысить гарантии ее безопасности, эффективности и качества. Важным для развивающихся государств является создание эффективных регуляторных органов в сфере оборота ЛС. ВОЗ рекомендует правительствам этих стран оказывать им всяческую политическую поддержку, предоставлять соответствующие финансовые ресурсы и полномочия для осуществления эффективного контроля качества препаратов.
В 2006 г. ВОЗ помогла создать Международную целевую группу по борьбе с изготовлением контрафактных медицинских изделий (International Medical Products Anti-Counterfeiting Taskforce — IMPACT). Ее цель — привлечение целого ряда участников к сотрудничеству для защиты людей от приобретения и применения контрафактных ЛС.
В свою очередь Европейская Комиссия имеет намерение бороться с проблемой, привлекая производителей препаратов. Речь идет об инициативе внедрить специальные упаковки для медикаментов, которые бы дали возможность потребителям быть уверенными в том, что покупаемое ЛС не является поддельным. Штрих-код, наносимый на упаковки, будет информировать обо всем пути препарата от производителя к клиенту. Кроме того, специальные печати на упаковке должны гарантировать потребителям, что ее не открывали с целью замены содержимого на подделку.
По материалам
www.dw-world.de
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим