Анализ рыночных показателей при условии их актуальности и своевременности дает возможность участникам рынка принимать правильные решения. О том, как изменились ключевые показатели фармрынка в Украине по итогам октября 2013 г., читатели могут узнать из данной публикации.
АПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ*
Рис. 1

Объем аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) по итогам октября 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 2

Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам октября 2011–2013 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 3

Динамика аптечной маржи от реализации лекарственных средств по итогам октября 2011–2013 гг.
Рис. 4

Структура аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации по итогам октября 2012–2013 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 5

Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш**** в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли объема их аптечных продаж по итогам октября 2012–2013 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 6

Динамика аптечных продаж лекарственных средств в разрезе групп АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам октября 2013 г. с указанием темпов прироста/убыли их реализации по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Таблица 1 | Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам октября 2011–2013 гг. |
Октябрь, год | Денежное выражение | |||||||||||||
Лекарственные средства | ИМН** | Косметика | Диетические добавки | Рынок в целом | ||||||||||
Объем аптечных продаж, млн грн. | ∆, % | Доля категории в аптечной корзине, % | Объем аптечных продаж, млн грн. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн. | ∆, % | |
2011 | 2 142 | — | 85,7 | 198 | — | 7,9 | 93 | — | 3,7 | 66 | — | 2,7 | 2 500 | — |
2012 | 2 573 | 20,1 | 86,0 | 231 | 16,3 | 7,7 | 108 | 15,8 | 3,6 | 80 | 20,9 | 2,7 | 2 992 | 19,6 |
2013 | 2 818 | 9,5 | 85,3 | 251 | 8,6 | 7,6 | 123 | 14,1 | 3,7 | 110 | 37,6 | 3,3 | 3 302 | 10,4 |
Октябрь, год | Натуральное выражение | |||||||||||||
Лекарственные средства | ИМН** | Косметика | Диетические добавки | Рынок в целом | ||||||||||
Объем аптечных продаж, млн упаковок | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн упаковок | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн упаковок | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн упаковок | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн упаковок | ∆, % | |
2011 | 107 | — | 65,5 | 49 | — | 29,9 | 4,4 | — | 2,7 | 3,1 | — | 1,9 | 164 | — |
2012 | 117 | 8,6 | 65,1 | 54 | 10,4 | 30,2 | 4,7 | 6,6 | 2,6 | 3,8 | 22,8 | 2,1 | 179 | 9,4 |
2013 | 113 | –2,8 | 65,0 | 52 | –4,5 | 29,6 | 5,0 | 7,6 | 2,9 | 4,4 | 16,1 | 2,5 | 174 | –2,6 |
СЕГМЕНТ ДИСТРИБУЦИИ*
Таблица 2 | Топ-15 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам октября 2013 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2011–2012 гг. |
Маркетирующая организация | 2013 | 2012 | 2011 |
Фармак (Украина) | 1 | 1 | 1 |
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | 2 | 2 | 2 |
Takeda (Япония) | 3 | 3 | 4 |
Дарница (Украина) | 4 | 4 | 6 |
Teva (Израиль) | 5 | 5 | 5 |
Sanofi (Франция) | 6 | 6 | 3 |
Артериум Корпорация (Украина) | 7 | 7 | 7 |
Здоровье Группа компаний (Украина) | 8 | 8 | 8 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 9 | 9 | 11 |
KRKA (Словения) | 10 | 11 | 10 |
Servier (Франция) | 11 | 10 | 9 |
Sandoz (Швейцария) | 12 | 12 | 12 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 13 | 13 | 15 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) | 14 | 18 | 17 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 15 | 19 | 24 |
Таблица 3 | Топ-15 брэндов по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам октября 2013 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2011–2012 гг. |
Брэнд | 2013 | 2012 | 2011 |
АКТОВЕГИН | 1 | 1 | 1 |
КАРДИОМАГНИЛ | 2 | 3 | 5 |
КОДТЕРПИН | 3 | 2 | 2 |
НО-ШПА | 4 | 5 | 4 |
ЭССЕНЦИАЛЕ | 5 | 4 | 3 |
ЦИТРАМОН | 6 | 7 | 22 |
ФАРМАЦИТРОН | 7 | 17 | 13 |
НАТРИЯ ХЛОРИД | 8 | 6 | 8 |
АЦЦ | 9 | 22 | 30 |
СТРЕПСИЛС | 10 | 19 | 24 |
ТЕРАФЛЮ | 11 | 29 | 9 |
СПАЗМАЛГОН | 12 | 26 | 28 |
НИМЕСИЛ | 13 | 27 | 29 |
ГРОПРИНОЗИН | 14 | 23 | 36 |
ЛИНЕКС | 15 | 12 | 26 |
Рис. 7

Объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) по итогам октября 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Таблица 4 | Топ-10 дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам октября 2013 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2011–2013 гг. |
Дистрибьютор | 2013 | 2012 | 2011 |
БаДМ (Днепропетровск) | 1 | 1 | 1 |
Оптима-Фарм (Киев) | 2 | 2 | 2 |
Альба Украина (Борисполь) | 3 | 3 | 3 |
Вента (Днепропетровск) | 4 | 4 | 5 |
Фра-М (Донецк) | 5 | 5 | 4 |
Фармпланета (Киев) | 6 | 6 | 10 |
Фармако (Киев) | 7 | 9 | 9 |
Фито-Лек (Харьков) | 8 | 8 | 6 |
Центр медицинский Медцентр М.Т.К. (Киев) | 9 | 10 | 13 |
Дельта Медикел (Вишневое) | 10 | 11 | 14 |
ПРОМОЦИЯ* И РЕКЛАМА***
Рис. 8

Количество воспоминаний специалистов здравоохранения о различных видах промоции лекарственных средств по итогам октября 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 9

Структура воспоминаний специалистов здравоохранения о промоции лекарственных средств посредством визитов медицинских представителей по итогам октября 2011–2013 гг., а также темпы прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 10

Динамика инвестиций в рекламу лекарственных средств на ТВ по итогам октября 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
*Данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».
**В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
***Данные исследования телевизионной аудитории, которое проводят «GFK Ukraine» и компания «Коммуникационный альянс», предоставленные Индустриальным телевизионным комитетом (ИТК). Данные по объему инвестиций фармкомпаний в рекламу лекарственных средств на ТВ были рассчитаны для выборки «Вся Украина» («Universe»: лица в возрасте 4+, проживающие в домохозяйствах с ТВ на всей территории Украины) на основании показателя EqPrice за октябрь 2011 г., октябрь 2012 г. и октябрь 2013 г. При расчете показателя EqPrice учтены исключительно лекарственные средства, имеющие соответствующую государственную регистрацию. Если брэнд сформирован несколькими категориями товаров «аптечной корзины», то их доля в рекламном бюджете брэнда определяется пропорционально объему их розничных продаж за соответствующий период. Детальнее по показателям — в глоссариях «GFK» http://www.media.gfk.ua или «ИТК» http://www.itk.ua.
****Граничные показатели ценовых ниш: низкостоимостная ниша — до 8,9 грн./упаковка, среднестоимостная ниша — от 8,9 до 51,2 грн./упаковка, высокостоимостная ниша — свыше 51,2 грн./упаковка.
Юлия Кордубайло
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим