Принятие эффективных бизнес-решений для усиления своих позиций на фармацевтическом рынке невозможно без актуальной, достоверной и своевременной информации о его состоянии. О том, как складывалась ситуация в этой сфере в ноябре 2013 г., читатели смогут узнать, ознакомившись с ключевыми рыночными показателями за этот период.
АПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ*
Рис. 1

Объем аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) по итогам ноября 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 2

Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам ноября 2011–2013 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 3

Динамика аптечной маржи от реализации лекарственных средств по итогам ноября 2011–2013 гг.
Рис. 4

Структура аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации по итогам ноября 2012-2013 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 5

Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш**** в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли объема их аптечных продаж по итогам ноября 2012–2013 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 6

Динамика аптечных продаж лекарственных средств в разрезе топ-10 групп АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам ноября 2013 г. с указанием темпов прироста/убыли их реализации по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Таблица 1 | Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам ноября 2011–2013 гг. |
Ноябрь, год | Денежное выражение | |||||||||||||
Лекарственные средства | ИМН** | Косметика | Диетические добавки | Рынок в целом | ||||||||||
Объем аптечных продаж, млн грн. | ∆,% | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн. | ∆, % | |
2011 | 2 212 | — | 85,8 | 199 | — | 7,7 | 97 | — | 3,8 | 71 | — | 2,8 | 2 579 | — |
2012 | 2 594 | 17,3 | 86,1 | 224 | 12,8 | 7,4 | 109 | 12,4 | 3,6 | 84 | 18,5 | 2,8 | 3 011 | 16,8 |
2013 | 2 863 | 10,4 | 84,6 | 262 | 16,9 | 7,7 | 137 | 25,5 | 4,0 | 121 | 43,5 | 3,6 | 3 383 | 12,3 |
Ноябрь, год | Натуральное выражение | |||||||||||||
Лекарственные средства | ИМН** | Косметика | Диетические добавки | Рынок в целом | ||||||||||
Объем аптечных продаж, млн упаковок | ∆,% | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн упаковок | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн упаковок | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн упаковок | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн упаковок | ∆, % | |
2011 | 107 | — | 65,4 | 49 | — | 29,9 | 4,5 | — | 2,7 | 3,2 | — | 2,0 | 163 | — |
2012 | 113 | 6,2 | 64,9 | 53 | 8,4 | 30,2 | 4,7 | 4,2 | 2,7 | 3,7 | 16,7 | 2,1 | 174 | 7,0 |
2013 | 113 | –0,6 | 64,8 | 51 | –2,9 | 29,5 | 5,4 | 14,8 | 3,1 | 4,6 | 23,9 | 2,7 | 174 | –0,4 |
СЕГМЕНТ ДИСТРИБУЦИИ*
Таблица 2 | Топ-15 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам ноября 2013 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2011–2012 гг. |
Маркетирующая организация | 2013 | 2012 | 2011 |
Фармак (Киев) | 1 | 1 | 1 |
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | 2 | 2 | 2 |
Takeda (Япония) | 3 | 3 | 3 |
Дарница (Киев) | 4 | 5 | 6 |
Артериум Корпорация (Киев) | 5 | 7 | 7 |
Teva (Израиль) | 6 | 6 | 5 |
Sanofi (Франция) | 7 | 4 | 4 |
Здоровье Группа компаний (Украина) | 8 | 8 | 9 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 9 | 10 | 11 |
KRKA (Словения) | 10 | 11 | 8 |
Sandoz (Швейцария) | 11 | 12 | 12 |
Servier (Франция) | 12 | 9 | 10 |
Борщаговский ХФЗ(Украина) | 13 | 17 | 16 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 14 | 13 | 15 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 15 | 20 | 22 |
Таблица 3 | Топ-15 брэндов по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам ноября 2013 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2011–2012 гг. |
Брэнд | 2013 | 2012 | 2011 |
АКТОВЕГИН | 1 | 1 | 1 |
КОДТЕРПИН | 2 | 2 | 2 |
ЭССЕНЦИАЛЕ | 3 | 4 | 3 |
КАРДИОМАГНИЛ | 4 | 3 | 6 |
НО-ШПА | 5 | 8 | 4 |
НАТРИЯ ХЛОРИД | 6 | 6 | 8 |
ЦИТРАМОН | 7 | 11 | 28 |
МЕЗИМ | 8 | 33 | 38 |
ЛИПРАЗИД | 9 | 59 | 78 |
ТИОТРИАЗОЛИН | 10 | 14 | 13 |
ТЕРАФЛЮ | 11 | 49 | 25 |
ЛИНЕКС | 12 | 9 | 18 |
ЭНАП | 13 | 74 | 17 |
АЦЦ | 14 | 26 | 22 |
СЕРЕТИД | 15 | 15 | 55 |
Рис. 7

Объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) по итогам ноября 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Таблица 4 | Топ-10 дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам ноября 2013 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2011–2013 гг. |
Дистрибьютор | 2013 | 2012 | 2011 |
БаДМ (Днепропетровск) | 1 | 1 | 1 |
Оптима-Фарм (Киев) | 2 | 2 | 2 |
Альба Украина (Борисполь) | 3 | 3 | 3 |
Вента (Днепропетровск) | 4 | 4 | 5 |
Фра-М (Донецк) | 5 | 5 | 4 |
Фармпланета (Киев) | 6 | 6 | 7 |
Фито-Лек (Харьков) | 7 | 7 | 6 |
Центр медицинский Медцентр М.Т.К. (Киев) | 8 | 9 | 11 |
Фармако (Киев) | 9 | 8 | 9 |
Дельта Медикел (Вишневое) | 10 | 12 | 17 |
ПРОМОЦИЯ* И РЕКЛАМА***
Рис. 8

Количество воспоминаний специалистов здравоохранения о различных видах промоции лекарственных средств по итогам ноября 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 9

Структура воспоминаний специалистов здравоохранения о промоции лекарственных средств посредством визитов медицинских представителей по итогам ноября 2011–2013 гг., а также темпы прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 10

Динамика инвестиций в рекламу лекарственных средств на ТВ по итогам ноября 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
*Данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».
**В общий объем аптечных продаж изделий медицинского назначения (ИМН) включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
***Данные исследования телевизионной аудитории, которое проводят «GFK Ukraine» и компания «Коммуникационный альянс», предоставленные Индустриальным телевизионным комитетом (ИТК). Данные по объему инвестиций фармкомпаний в рекламу лекарственных средств на ТВ были рассчитаны для выборки «Вся Украина» («Universe»: лица в возрасте 4+, проживающие в домохозяйствах с ТВ на всей территории Украины) на основании показателя EqPrice за ноябрь 2011, ноябрь 2012 и ноябрь 2013 г. При расчете показателя EqPrice учтены исключительно лекарственные средства, имеющие соответствующую государственную регистрацию. Если брэнд сформирован несколькими категориями товаров «аптечной корзины», то их доля в рекламном бюджете брэнда определяется пропорционально объему их розничных продаж за соответствующий период. Детальнее по показателям — в глоссариях «GFK» http://www.media.gfk.ua или «ИТК» http://www.itk.ua
****Граничные показатели ценовых ниш: низкостоимостная ниша — до 8,9 грн. за упаковку, среднестоимостная ниша — от 8,9 до 51,2 грн. за упаковку, высокостоимостная ниша — более 51,2 грн. за упаковку.
Юлия Кордубайло
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим