Безрецептурный препарат БРОНХИПРЕТ® показан к применению при острых и хронических воспалительных заболеваниях дыхательных путей, сопровождающихся кашлем и образованием мокроты (трахеит, трахеобронхит, бронхит). Препарат можно принимать как взрослым, так и детям (в возрасте старше 1 года). Растительные компоненты, входящие в его состав, оказывают секретолическое, бронхолитическое и антибактериальное действие. Основные составляющие БРОНХИПРЕТА — трава чабреца (Thymus vulgaris), листья плюща (Hedera helix), цветки первоцвета (Primula veris) — оказывают отхаркивающее действие, способствуют снижению вязкости мокроты и ускорению ее эвакуации. БРОНХИПРЕТ® можно применять в комбинации с антибактериальными лекарственными средствами.
АПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ
На отечественном фармрынке у БРОНХИПРЕТА долгая история. Среди украинских потребителей БРОНХИПРЕТ® пользуется стабильной популярностью, что подтверждается увеличением объема его аптечных продаж. А что может служить наилучшей характеристикой успешности препарата, как не динамика его продаж?
На украинском фармацевтическом рынке брэнд БРОНХИПРЕТ® представлен в конкурентной группе R05X «Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях». Следует отметить, что в рейтинге маркетирующих организаций по объему аптечных продаж препаратов группы R05X в денежном выражении на отечественном фармрынке уже несколько лет компания «Бионорика» занимает лидирующую позицию. По итогам 11 мес 2013 г. компания также заняла 1-е место (табл. 1).
Таблица 1 | Топ-5 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж препаратов группы R05X в денежном выражении по итогам 11 мес 2013 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2011–2012 гг. |
Маркетирующая организация | 2013 | 2012 | 2011 |
---|---|---|---|
Bionorica (Германия) | 1 | 1 | 1 |
Omega Pharma (Бельгия) | 2 | 2 | 2 |
Alpen Pharma AG (Швейцария) | 3 | 6 | 5 |
Дельта Медикел ЧП (Украина) | 4 | 8 | 10 |
Boiron (Франция) | 5 | 10 | 11 |
БРОНХИПРЕТ® успешно развивается на отечественном фармрынке. Активная динамика препарата способствует укреплению его позиций в конкурентной среде. В конкурентной группе препаратов R05X БРОНХИПРЕТ® входит в топ-10 брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 11 мес 2013 г. (табл. 2). В данной конкурентной группе представлено более 60 брэндов лекарственных средств. Удельный вес БРОНХИПРЕТА в структуре аптечных продаж группы по итогам 11 мес 2013 г. составил 3,7% в денежном и 2,3% в натуральном выражении.
Отметим, что в своей конкурентной группе долевое участие БРОНХИПРЕТА постоянно увеличивается. Заслуживает внимания и тот факт, что динамика БРОНХИПРЕТА опережает развитие препаратов конкурентной группы R05X.
Сегодня аптечные продажи БРОНХИПРЕТА демонстрируют перманентный рост в денежном и натуральном выражении. По итогам 11 мес 2013 г. объем аптечных продаж брэнда БРОНХИПРЕТ® составил 18,7 млн грн., превысив данный показатель за аналогичный период предыдущего года на 6,5% (рис. 1). В натуральном выражении объем продаж брэнда составил 371,5 тыс. упаковок, что на 3,8% больше по сравнению с январем–ноябрем 2012 г. (рис. 2).


Таблица 2 | Топ-10 брэндов группы R05X по объему аптечных продаж в денежном выражении за 11 мес 2013 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2011–2012 гг. |
Брэнд | 2013 | 2012 | 2011 |
---|---|---|---|
СИНУПРЕТ | 1 | 1 | 1 |
АФЛУБИН | 2 | 2 | 2 |
БРОНХОСТОП | 3 | 6 | 10 |
ДОКТОР МОМ | 4 | 12 | 4 |
ОЦИЛОКОКЦИНУМ | 5 | 9 | 14 |
ГЕРБИОН | 6 | 7 | 6 |
УМКАЛОР | 7 | 11 | 8 |
БРОНХИПРЕТ | 8 | 10 | 11 |
ВИБУРКОЛ | 9 | 4 | 5 |
КОФЕКС | 10 | 3 | 3 |
Сравнительный анализ темпов прироста БРОНХИПРЕТА с таковыми препаратов его конкурентной группы свидетельствует, что брэнд БРОНХИПРЕТ® развивается более динамично (см. рис. 1, 2). Объем розничной реализации препаратов конкурентной группы R05X по итогам 11 мес 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличился на 5,1% в денежном выражении. А в натуральном выражении отмечается отрицательная динамика — темпы убыли составили –11,6%.
Отметим, что по итогам 11 мес 2013 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки брэнда БРОНХИПРЕТ® повысилась на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., а для препаратов группы R05X этот показатель повысился на 18,9%.
В разрезе помесячной динамики объем аптечных продаж брэнда БРОНХИПРЕТ® и препаратов его конкурентной группы как в денежном, так и в натуральном выражении близко коррелирует. Традиционно для лекарственных средств, применяемых при лечении респираторных заболеваний, отмечается сезонность динамики объема продаж. Для сентября характерно оживление после летнего периода «несезона». В течение осенних месяцев и декабря объем реализации этой категории лекарственных средств достигает пиковых показателей. После небольшого затишья в начале года (в январе и феврале) следующий пик приходится на март, после чего динамика аптечных продаж препаратов данной группы снова идет на спад.
Региональная структура продаж БРОНХИПРЕТА неравномерна, что обусловлено демографическими и инфраструктурными факторами. Максимальный объем реализации БРОНХИПРЕТА как в денежном, так и в натуральном выражении, сконцентрирован в аптечных учреждениях Киева, Днепропетровской и Донецкой областей, АР Крым (рис. 3, 4). Вместе с тем, опережающие темпы прироста объема аптечных продаж БРОНХИПРЕТА в денежном и натуральном выражении по итогам 11 мес 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года отмечены в Закарпатской (43% в денежном и 37% в натуральном выражении) и Черновицкой (20 и 23% соответственно) областях.



Аргументом в пользу применения БРОНХИПРЕТА является разнообразие его продуктовой линейки. На отечественном фармрынке БРОНХИПРЕТ® представлен в 6 лекарственных формах: сироп во флаконе по 50 мл и 100 мл, таблетки, покрытые оболочкой, № 20 и № 50, капли для перорального применения во флаконе по 50 мл и 100 мл. Максимальным потребительским спросом пользуются сиропы (по 100 мл и 50 мл). Суммарно эти две лекарственные формы аккумулируют львиную долю в общем объеме аптечных продаж брэнда БРОНХИПРЕТ® в денежном и натуральном выражении — 50 и 53% соответственно (по итогам 11 мес 2013 г.). Таблетки, покрытые оболочкой, № 50 аккумулируют 18% в денежном и 9% в натуральном выражении, таблетки, покрытые оболочкой, № 20 — 16 и 18% соответственно. Капли во флаконе по 100 мл — 8 и 7%; по 50 мл — 8 и 13% соответственно.
ПРОМОЦИя
Информирование о продукции — важная составляющая успешной стратегии продвижения препаратов фармацевтическими компаниями.
Одним из ключевых инструментов в маркетировании лекарственных средств является их промоция среди специализированной аудитории — врачей и фармацевтов. Несмотря на безрецептурную форму отпуска препарата БРОНХИПРЕТ®, его промоция среди специалистов здравоохранения осуществляется преимущественно во врачебной аудитории.
В разрезе специальностей врачей основными прескрайберами препарата БРОНХИПРЕТ® выступают педиатры, терапевты/семейные врачи, аллергологи/пульмонологи и отоларингологи (рис. 5). Так, в январе–ноябре 2013 г. в общем количестве воспоминаний врачей о назначениях брэнда БРОНХИПРЕТ® максимальный удельный вес аккумулировали педиатры — 57%, доля терапевтов/семейных врачей составила 36,1%, отоларингологов — 3%, аллергологов/пульмонологов — 1,%. Остальные 2,1% распределены между врачами других специальностей. По итогам 11 мес 2013 г. долевое участие врачей различных специальностей в структуре воспоминаний обо всех видах промоции (POS-материалы, акции, конференции/семинары, почтовые рассылки, визиты медицинских представителей) БРОНХИПРЕТА выглядит следующим образом: доля педиатров составила 64%, терапевтов/семейных врачей — 23,7%, отоларингологов — 6,5%, аллергологов/пульмонологов — 1,8%.

Следует отметить, что среди препаратов группы R05X БРОНХИПРЕТ® входит в состав топ-5 брэндов по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения обо всех видах промоции (табл. 3).
Таблица 3 | Топ-5 брэндов лекарственных средств по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения обо всех видах промоции в группе R05X по итогам 11 мес 2013 г. с указанием позиций в аналогичном рейтинге за 2011–2012 гг. |
Год | 2013 | 2012 | 2011 |
---|---|---|---|
СИНУПРЕТ | 1 | 1 | 1 |
АФЛУБИН | 2 | 2 | 2 |
БРОНХИПРЕТ | 3 | 3 | 3 |
БРОНХОСТОП | 4 | 4 | 5 |
ГЕРБИОН | 5 | 5 | 4 |
ТОВАРНЫЙ ЗАПАС
Необходимо учитывать, что 2 аптеки с одинаковыми финансовыми и территориальными характеристиками могут реализовать различное количество БРОНХИПРЕТА, например одна — 2, другая — 40. На это могут влиять различные факторы, ключевыми из которых являются ограниченный товарный запас или отсутствие препарата на полках аптечных учреждений.
Сегодня в условиях высокой конкуренции в аптечном бизнесе лояльность потребителей формируется не только ценовой политикой торговых точек, скидками, акциями, но и наличием препарата в необходимом количестве.
Учитывая, что сезонный спрос на препараты группы «caught&cold» продлится до середины весны, специалистам отделов закупок следует позаботиться о достаточном товарном запасе БРОНХИПРЕТА в аптечных учреждениях и не допустить его дефектуры.
В целом по рынку среднее количество реализованных упаковок БРОНХИПРЕТА в 1 торговой точке составляет 2 упаковки в месяц. При формировании товарных запасов препаратов следует учитывать, что среднее количество проданных упаковок прямо пропорционально зависит от финансовых характеристик торговой точки (рис. 6).

На основании расчетных данных по розничной реализации препарата в ноябре 2013 г. представляем рекомендации касательно объема месячного товарного запаса для брэнда БРОНХИПРЕТ® (табл. 4).
Таблица 4 | Рекомендуемый месячный товарный запас для брэнда БРОНХИПРЕТ в различных торговых точках, сгруппированных по финансовым характеристикам (на основании данных об объеме аптечных продаж за ноябрь 2013 г.) |
Объем месячной выручки, грн. | Аптеки | Аптечные пункты |
---|---|---|
До 150 тыс. | 3–6 | 2–3 |
150–350 тыс. | 4–8 | 2–3 |
350–550 тыс. | 5–9 | 3–4 |
550–850 тыс. | 6–12 | 4–5 |
Более 850 тыс. | 8–14 | 5–6 |
P.S.
Сегмент «caught&cold» включает большое количество препаратов в различных дозировках и формах выпуска (таблетки, капсулы, капли, сиропы, порошки для приготовления горячих напитков). Выбор широк, разнообразен и может удовлетворить любые пожелания потребителей. Альтернативой некоторых синтетических лекарственных средств могут быть препараты на растительной основе, которые пользуются большой популярностью среди украинских потребителей. Фитопрепараты активно применяют при кашле, в том числе при остром бронхите. В этой связи хорошо зарекомендовали себя растительные средства с экстрактами чабреца в комбинации с экстрактом плюща или экстрактом корня первоцвета, которые содержатся в сиропах от кашля, каплях или таблетках брэнда БРОНХИПРЕТ® .
Безусловно, перспективы рыночного развития для БРОНХИПРЕТА весьма привлекательны. Например, невозможно не отметить опережающие темпы его рыночного развития по сравнению с препаратами конкурентной группы R05Х.
Внимания также заслуживает высокая оценка БРОНХИПРЕТА в профессиональных кругах: препарат стабильно входит в пятерку лидеров по количеству воспоминаний профессиональной аудитории о назначениях среди брэндов группы R05X.

ФИТОТЕКА: ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ОТДЕЛОВ
Напомним, что в декабре 2012 г. в аптеках Киева успешно стартовал проект «Фитотека». В аптеках сетей, активно поддержавших его, открыты брэндированные специализированные отделы, в которых гарантировано наличие фитопрепаратов с эффективностью и безопасностью, доказанными результатами многочисленных клинических исследований, а также осуществляется компетентная фармацевтическая опека при отпуске безрецептурных растительных лекарственных средств.
Цель проекта «Фитотека», инициированного компанией «Бионорика», — привлечь внимание украинских потребителей к инновационным фитопрепаратам, привить культуру лечения фитопрепаратами, дать возможность получить профессиональную консультацию специалиста, компетентного в вопросах фитотерапии.
Лекарственные средства, изготовленные на основе натуральных растительных экстрактов с соблюдением всех современных стандартов производства и требований доказательной медицины, завоевали доверие как врачей, так и пациентов во многих странах мира. Качественные лекарственные средства на растительной основе отличаются научно подтвержденной эффективностью, а также отличной переносимостью и безопасностью. Именно такие препараты потребители найдут в специализированных отделах «Фитотека».
С ноября 2013 г. к проекту «Фитотека» присоединились новые аптечные сети в таких городах, как Киев, Днепропетровск и Харьков.
Так, специализированные отделы «Фитотека» появились в Киеве в 2 торговых точках сети аптек компании «Фармастор», известных под торговой маркой «Аптека Доброго Дня» (которые находятся по адресу ул. Красноармейская, 71/6 и пл. Львовская, 8) и в 1 аптеке сети — в Одессе (ул. Пантелеймоновская, 25).
К проекту также присоединились 5 аптек сети «РУАН» (Днепропетровск): аптеки № 17 (просп. Гагарина, 98), № 11 (просп. Пушкина, 19), № 25 (пл. Петровского, 13), № 20 (ул. 20-летия Победы, 29), № 2 (ул. Советская, 32Б).
В Харькове отделы «Фитотека» открыты в 2 аптеках «Сети группы компаний «ВК»: в аптеках № 222 (просп. Гагарина, 177) и № 10 (просп. 50-летия ВЛКСМ, 50/106).
Данные сети являются надежными партнерами в различных промоционных проектах компании «Бионорика», за годы сотрудничества накоплен плодотворный опыт совместной работы. Новый проект — специализированный отдел «Фитотека» — стал еще одним свидетельством большого доверия и уважения.
ОБУЧЕНИе ПО ПРОГРАММЕ «ЭКСПЕРТ В ФИТОТЕРАПИИ»
Поскольку препараты на растительной основе обладают различными свойствами, консультация компетентных специалистов особенно важна.
За каждый отдел «Фитотека» отвечает команда профессионалов — увлеченных своим делом квалифицированных экспертов в области фитотерапии, которые с удовольствием проинформируют посетителей аптеки о разработках, технологиях производства и действующих веществах растительных лекарственных средств.
В рамках проекта «Фитотека» традиционно действует программа обучения для фармацевтов и провизоров с акцентом на фитотерапию, способствующая повышению их компетентности при консультировании в аптечных учреждениях.
В ноябре 2013 г. в Киеве, Харькове и Днепропетровске программа обучения «Эксперт в фитотерапии» стартовала вновь. Прекрасную возможность пройти первый этап сертифицированного обучения получили 180 провизоров и фармацевтов аптек сетей «РУАН», «Аптека Доброго Дня» (сеть аптек компании «Фармастор»), «Аптека Будущего» и «Сети группы компаний «ВК», которые присоединились к проекту «Фитотека» в 2013 г. Провизоры первого стола прошли обучение по таким нозологиям: сердечно-сосудистая система, респираторная система, иммунология.
В начале 2014 г. планируется открытие новых специальных отделов «Фитотека» в Донецке и Львове.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим