МЕТОДОЛОГИЯ
Исследование базируется на данных, отражающих объем поставок фармпродукции, которые осуществляют дистрибьюторы в аптечные учреждения в оптовых ценах (Sale In), и данных, отражающих объем реализации в ценах выхода из аптечных учреждений (Sale Out). Для анализа использовались данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research» по итогам 2008–2013 гг.
Для того чтобы получить максимально структурированный анализ, в рамках данного исследования предусмотрено распределение объема продаж в денежном и натуральном выражении по различным параметрам в зависимости от:
- категории товаров «аптечной корзины»: лекарственные средства, изделия медицинского назначения (ИМН; в общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации), косметика, диетические добавки;
- страны производства (по стране владельца лицензии): зарубежное, украинское;
- статуса препаратов: Rx, OTC;
- ценовых ниш: низкостоимостная — до 8,9 грн. за упаковку, среднестоимостная — 8,9–51,2 грн. за упаковку, высокостоимостная — более 51,2 грн. за упаковку;
- групп АТС-классификации;
- брэндов;
- маркетирующих организаций;
- дистрибьюторов.
«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»
Общий объем аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины», а именно лекарственных средств, ИМН, косметики и диетических добавок, по итогам 2013 г. составил 35,85 млрд грн., превысив показатель предыдущего года на 12,7%. Объем рынка в денежном выражении продолжает увеличиваться, однако темпы его прироста замедляются, и минувший год продемонстрировал самую низкую динамику данного показателя за последние 6 лет. В натуральном выражении объем рынка составил 1,99 млрд упаковок, что на 1,6% больше по сравнению с 2012 г. В долларовом эквиваленте общий объем аптечных продаж составил 4,39 млрд дол. США (по курсу Reuters), продемонстрировав прирост в размере 11,7% (рис. 1).

По итогам 2013 г. все без исключения товары «аптечной корзины» продемонстрировали положительную динамику роста как в натуральном, так и в денежном выражении. Львиную долю рынка занимают лекарственные средства, в 2013 г. их удельный вес в «аптечной корзине» составил 85% в денежном и почти 64% в натуральном выражении.
ИМН аккумулируют 7,8% рынка в денежном и 30,7% в натуральном выражении, что составляет 2,8 млрд грн. и 612 млн упаковок соответственно. По итогам 2013 г. темпы прироста данной категории в денежном выражении снизились и составили 10,8%, в то время как в 2012 г. они зафиксированы на уровне 13,3%.
В исследуемый период наилучшую динамику аптечных продаж продемонстрировала категория диетических добавок, в денежном выражении темпы прироста их продаж составили 23,8%, а в натуральном – 9,7% (табл. 1).
Таблица 1 | Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам 2011–2013 гг. |
Год | Лекарственные средства | ИМН | Косметика | Диетические добавки | Рынок в целом | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | ||
Денежное выражение | |||||||||||||||
2011 | 23 038 | — | 84,7 | 2 240 | — | 8,2 | 1 155 | — | 4,2 | 758 | — | 2,8 | 27 190 | — | |
2012 | 27 057 | 17,4 | 85,1 | 2 538 | 13,3 | 8,0 | 1 298 | 12,4 | 4,1 | 899 | 18,7 | 2,8 | 31 793 | 16,9 | |
2013 | 30 465 | 12,6 | 85,0 | 2 813 | 10,8 | 7,8 | 1 454 | 12,1 | 4,1 | 1 113 | 23,8 | 3,1 | 35 846 | 12,7 | |
Натуральное выражение | |||||||||||||||
2011 | 1 201 | — | 64,0 | 584 | — | 31,2 | 54,1 | — | 2,9 | 35,9 | — | 1,9 | 1 875 | — | |
2012 | 1 267 | 5,5 | 64,6 | 595 | 1,8 | 30,3 | 56,0 | 3,5 | 2,9 | 42,5 | 18,3 | 2,2 | 1 960 | 4,5 | |
2013 | 1 274 | 0,6 | 63,9 | 612 | 2,9 | 30,7 | 59,5 | 6,2 | 3,0 | 46,7 | 9,7 | 2,3 | 1 993 | 1,6 |
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» в целом по рынку по итогам 2013 г. составила 18 грн., увеличившись почти на 11% по сравнению с предыдущим годом. В исследуемый период отмечен прирост данного показателя для всех товаров «аптечной корзины». Самой дорогостоящей категорией «аптечной корзины» является косметика, для которой этот показатель составляет 24,5 грн. за упаковку. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств — 23,9 грн., диетических добавок — 23,9 грн., ИМН — 4,6 грн. Максимальный прирост средневзвешенной стоимости отмечен в категории диетических добавок и составляет 12,8% (рис. 2).

На отечественном фармрынке в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении по всем категориям «аптечной корзины» превалируют товары зарубежного производства, а в натуральных величинах — напротив, продукция украинских производителей (кроме ИМН; рис. 3). В общем объеме аптечных продаж лекарственных средств доля препаратов отечественного производства в денежном выражении составила 33,5%, а в натуральных величинах — 66,8%. Максимальный удельный вес продукции отечественного производства в общем объеме аптечных продаж в 2013 г. отмечают для диетических добавок — 47,6% в денежном и 74,0% в натуральном выражении. В сегменте ИМН товары украинского производства аккумулируют минимальную долю среди всех категорий товаров «аптечной корзины» — 24,7% в денежном выражении.

Рынок ЛЕКАРСТВЕННЫх СРЕДСТВ
Лекарственные средства являются наиболее весомой категорией в «аптечной корзине», следовательно — и драйвером роста аптечного рынка в целом. Именно данная категория в большинстве своем задает общерыночные тенденции, поэтому требует более детального анализа.
По итогам 2013 г. объем продаж лекарственных средств продолжает увеличиваться как в денежном, так и в натуральном выражении, однако темпы роста замедляются. Общий объем аптечных продаж лекарственных средств составил 30,5 млрд грн. за 1,27 млрд упаковок, превысив показатель прошлого года на 12,6% в денежном и 0,6% в натуральном выражении (рис. 4).

В анализируемый период сегмент лекарственных средств демонстрировал прирост в основном за счет инфляционной составляющей. Существенное влияние также оказали смещение потребления в сторону дорогостоящих препаратов и инновационная составляющая. В то время как в 2012 г. основное влияние на данный сегмент рынка оказало именно смещение потребления в сторону дорогостоящих препаратов, о чем свидетельствует значительное превалирование индекса замещения (рис. 5).

Если рассматривать рынок лекарственных средств в разрезе его Rx-/OTC-сегментов, то их соотношение практически не изменилось. Однако темпы роста рынка в целом и отдельных его сегментов в частности замедлились. По итогам 2013 г. темпы прироста рецептурных препаратов в денежном выражении составляют 13,0%, в то время как в 2012 г. данный показатель был на уровне 19,2% (рис. 6).

В 2013 г. тренд к опережающему росту объема аптечных продаж препаратов украинского производства прослеживается как в денежном, так и в натуральном выражении и составляет 17,9 и 2,5% соответственно. У лекарственных средств зарубежного производства иная ситуация: в денежном выражении они демонстрируют прирост аптечных продаж в размере 10%, а в натуральных величинах объем их продаж сократился на 3% (рис. 7).

Рассмотрим индикаторы роста более подробно. Инфляционный индекс равен 7 для лекарственных средств как отечественного, так и зарубежного производства. Индекс замещения составляет 7 для лекарственных средств украинского и 3 – для зарубежного производства. Это свидетельствует о том, что потребитель лекарственных средств украинского производства активнее переключается на более дорогостоящие препараты. Инновационный индекс в сегменте отечественных препаратов значительно выше таковых для зарубежных и составляет 4 и 1 соответственно (см. рис. 5). Один из факторов, обусловливающих это, — локализация производства некоторых лекарственных средств. Как следствие — развитие сегмента препаратов украинского производства сопровождается более высоким приростом средневзвешенной стоимости 1 упаковки (рис. 8).

В последние годы прослеживается тенденция к увеличению потребления лекарственных средств высокостоимостной ниши. Для препаратов этой ниши характерны более высокие темпы прироста потребления по сравнению с таковыми средне- и низкостоимостной ниши. Занимая всего 13% в общей структуре объема продаж в натуральном выражении, высокостоимостные препараты аккумулируют 53,3% аптечной выручки. А вот в сегменте низкостоимостных препаратов ситуация противоположная. В натуральном выражении они составляют почти половину объема продаж, обеспечивая при этом лишь 8% выручки (рис. 9).

По итогам 2013 г. в разрезе групп АТС-классификации по объему продаж в денежном выражении лидирует группа А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм». Следом за ней идут группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» и R «Средства, влияющие на респираторную систему». В анализируемый период двузначный прирост объема продаж продемонстрировали почти все группы АТС-классификации (рис. 10).

КЛЮЧЕВЫЕ ИГРОКИ
Топ-лист брэндов лекарственных средств в денежном выражении вот уже 3 года возглавляет АКТОВЕГИН. В общем, пятерка лидеров рейтинга осталась неизменной по сравнению с 2012 г., претерпев лишь структурные изменения. ЭССЕНЦИАЛЕ, замыкавший в 2012 г. тройку лидеров, в 2013 г. опустился на 5-е место, пропустив вперед КАРДИОМАГНИЛ и НО-ШПУ.
Новичками топ-листа стали ГРОПРИНОЗИН, НУРОФЕН, МЕТАМАКС, ТЕРАФЛЮ, ДЕКСАЛГИН, НАЛБУФИН и ТИВОРТИН. Наиболее стремительный рост продемонстрировал НАЛБУФИН, занимающий 28-е место в рейтинге, хотя по итогам 2011 г. он занимал 431-ю позицию (табл. 2).
Таблица 2 | Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении за 2013 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2011–2012 гг. |
Брэнд | № п/п, год | ||
---|---|---|---|
2013 | 2012 | 2011 | |
АКТОВЕГИН | 1 | 1 | 1 |
КОДТЕРПИН | 2 | 2 | 2 |
КАРДИОМАГНИЛ | 3 | 4 | 5 |
НО-ШПА | 4 | 5 | 4 |
ЭССЕНЦИАЛЕ | 5 | 3 | 3 |
ЦИТРАМОН | 6 | 7 | 25 |
НАТРИЯ ХЛОРИД | 7 | 6 | 7 |
ЛИНЕКС | 8 | 12 | 12 |
СПАЗМАЛГОН | 9 | 15 | 18 |
НИМЕСИЛ | 10 | 20 | 24 |
ЦЕРАКСОН | 11 | 9 | 10 |
ГРОПРИНОЗИН | 12 | 34 | 63 |
ТИОТРИАЗОЛИН | 13 | 11 | 17 |
КАРСИЛ | 14 | 19 | 27 |
НУРОФЕН | 15 | 35 | 30 |
ПРЕДУКТАЛ | 16 | 10 | 8 |
МЕТАМАКС | 17 | 39 | 61 |
ФАРМАЦИТРОН | 18 | 28 | 28 |
КЕТАНОВ | 19 | 16 | 22 |
АУГМЕНТИН | 20 | 13 | 9 |
СТРЕПСИЛС | 21 | 21 | 35 |
МЕЗИМ | 22 | 25 | 20 |
КАНЕФРОН | 23 | 18 | 11 |
КРЕОН | 24 | 23 | 46 |
РЕОСОРБИЛАКТ | 25 | 27 | 29 |
ТЕРАФЛЮ | 26 | 45 | 41 |
ДЕКСАЛГИН | 27 | 48 | 51 |
НАЛБУФИН | 28 | 79 | 431 |
ЛАЗОЛВАН | 29 | 17 | 13 |
ТИВОРТИН | 30 | 63 | 96 |
В рейтинге маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении на протяжении нескольких лет лидирует компания «Фармак». Аналогичную стабильность демонстрирует компания «Berlin-Chemie/Menarini Group», занимающая 2-е место. Замыкает тройку лидеров компания «Takeda» (табл. 3). Данный рейтинг почти на треть состоит из отечественных компаний, причем 4 из них стабильно входят в топ-10.
Таблица 3 | Рейтинг маркетирующих организаций по объему продаж лекарственных средств в денежном выражении за 2013 г. с указанием из позиций в рейтинге за аналогичный период 2011–2012 гг. |
Маркетирующая организация | № п/п, год | ||
---|---|---|---|
2013 | 2012 | 2011 | |
Фармак (Украина) | 1 | 1 | 1 |
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | 2 | 2 | 2 |
Takeda (Япония) | 3 | 3 | 4 |
Дарница (Украина) | 4 | 5 | 6 |
Sanofi (Франция) | 5 | 4 | 3 |
Teva (Израиль) | 6 | 6 | 5 |
Артериум Корпорация (Украина) | 7 | 7 | 7 |
Здоровье Группа компаний (Украина) | 8 | 8 | 8 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 9 | 9 | 11 |
Servier (Франция) | 10 | 10 | 9 |
KRKA (Словения) | 11 | 11 | 10 |
Sandoz (Швейцария) | 12 | 12 | 12 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 13 | 13 | 14 |
Actavis Group (Исландия) | 14 | 14 | 15 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) | 15 | 17 | 16 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 16 | 20 | 23 |
Bayer Consumer Care (Швейцария) | 17 | 22 | 18 |
Abbott Products GmbH (Германия) | 18 | 19 | 21 |
ИнтерХим (Украина) | 19 | 15 | 17 |
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) | 20 | 21 | 22 |
Юрия-Фарм (Украина,) | 21 | 25 | 28 |
Дельта Медикел (Украина) | 22 | 18 | 19 |
Kusum Healthcare (Индия) | 23 | 33 | 34 |
Alpen Pharma AG (Швейцария) | 24 | 24 | 24 |
Novartis Consumer Health (Швейцария) |
25 | 29 | 32 |
Merck & Co (США) | 26 | 30 | 31 |
Boehringer Ingelheim (Германия) | 27 | 27 | 26 |
Omega Pharma (Бельгия) | 28 | 26 | 25 |
Astellas Pharma (Япония) | 29 | 34 | 37 |
Sopharma (Болгария) | 30 | 32 | 36 |
Рейтинг маркетирующих организаций по итогам 2013 г. обновился благодаря компаниям «Kusum Healthcare», «Astellas Pharma» и «Sopharma».
Топ-5 маркетирующих организаций аккумулируют почти 20% объема аптечных продаж лекарственных средств, а в целом топ-30 обеспечивает чуть более 60% объема рынка в денежном выражении (рис. 11).

Для того чтобы оценить развитие той или иной компании, мы воспользовались таким показателем, как индекс эволюции (Evolution Index). При расчете данного показателя за основу взяты аптечные продажи лекарственных средств в денежном выражении по итогам 2013 г. в рамках топ-30 маркетирующих организаций.
Лидером рейтинга маркетирующих организаций по Evolution Index является компания «Kusum Healthcare» (табл. 4). Лидерство этой компании можно объяснить ее высокой маркетинговой активностью, ведь за 2013 г. она поднялась 33-го на 23-е место.
Таблица 4 | Топ-15 маркетирующих организаций по Evolution index (нормированный к 100) по итогам 2013 г. в рамках топ-30 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. |
Маркетирующая организация | Еі |
---|---|
Kusum Healthcare (Индия) | 133,88 |
Merck & Co (США) | 116,76 |
Юрия-Фарм (Украина) | 115,93 |
Astellas Pharma (Япония) | 114,52 |
Novartis Consumer Health (Швейцария) | 114,50 |
Bayer Consumer Care (Швейцария) | 112,01 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 110,86 |
Sopharma (Болгария) | 109,43 |
Дарница (Украина) | 109,30 |
Abbott Products GmbH (Германия) | 107,16 |
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | 107,11 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) | 107,03 |
Sandoz (Швейцария) | 106,20 |
Alpen Pharma AG (Швейцария) | 105,39 |
Артериум Корпорация (Украина) | 104,58 |
СЕГМЕНТ ДИСТРИБуЦИИ
Общий объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения по итогам 2013 г. составил 25 млрд грн. в оптовых ценах за 1,3 млрд упаковок, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 14,8% в денежном и 0,5%в натуральном выражении.
Пятерка крупнейших дистрибьюторов в последние годы также остается неизменной, ее формируют компании «БаДМ», «Оптима-Фарм», «Альба Украина», «Вента.ЛТД» и «Фра-М» (табл. 5). Уровень консолидации сегмента дистрибуции традиционно остается самым высоким по сравнению с другими сегментами рынка и имеет тенденцию к дальнейшему усилению. По итогам 2013 г. топ-5 дистрибьюторов суммарно аккумулируют 92% объема поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении, топ-10 — 96% (рис. 12). В топ-10 дистрибьюторов по объему продаж лекарственных средств также вошли «Фармпланета», «Фито-Лек», «Фармако», «Центр медицинский Медцентр М.Т.К.», «Дельта Медикел».
Таблица 5 | Топ-10 крупнейших дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам 2013 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2011–2012 гг. |
Дистрибьютор | 2013 | 2012 | 2011 |
---|---|---|---|
БаДМ (Днепропетровск) | 1 | 1 | 1 |
Оптима-Фарм (Киев) | 2 | 2 | 2 |
Альба Украина (Борисполь) | 3 | 3 | 3 |
Вента.ЛТД (Днепропетровск) | 4 | 4 | 5 |
Фра-М (Донецк) | 5 | 5 | 4 |
Фармпланета (Киев) | 6 | 6 | 12 |
Фито-Лек (Харьков) | 7 | 7 | 6 |
Фармако (Киев) | 8 | 8 | 9 |
Центр медицинский Медцентр М.Т.К. (Киев) | 9 | 9 | 10 |
Дельта Медикел (Вишневое) | 10 | 11 | 18 |

ИТОГИ
В 2013 г. суммарный объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 35,85 млрд грн. за 1,99 млрд упаковок, превысив показатель прошлого года на 12,7% в денежном и 1,6% в натуральном выражении. Рост рынка в этот период в денежном выражении практически в равной степени стимулировался развитием всех сегментов. В натуральных величинах максимальные темпы прироста объема продаж отмечены для диетических добавок.
Рынок лекарственных средств по итогам 2013 г. достиг объема продаж в размере 30,5 млрд грн. за 1,27 млрд упаковок. По сравнению с 2012 г. объем продаж в относительных величинах увеличился на 12,6% в денежном и 0,6% в натуральном выражении. Влияние на рост рынка в денежном выражении оказала инфляционная составляющая, не последнюю роль сыграло смещение потребления в сторону дорогостоящих препаратов.
В сегменте маркетирующих организаций уровень консолидации остается невысоким, изменение их позиций в рейтинге приводит лишь к перераспределению рыночного влияния между ними. А вот сегмент дистрибуции, наоборот, имеет высокий уровень консолидации.
Уже сейчас, оглядываясь на развитие фармрынка в 2013 г., его операторы могут оценить достигнутые ими результаты и планировать будущие.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим