Принятие эффективных бизнес-решений для усиления своих позиций на фармацевтическом рынке невозможно без актуальной, достоверной и своевременной информации о его состоянии. О том, как складывалась ситуация в этой сфере в январе 2014 г., читатели смогут узнать, ознакомившись с ключевыми рыночными показателями за этот период.
АПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ*
Рис. 1

Объем аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) по итогам января 2012–2014 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 2

Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам января 2012–2014 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 3

Динамика аптечной маржи от реализации лекарственных средств по итогам января 2012–2014 гг.
Рис. 4

Структура аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации по итогам января 2013–2014 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 5

Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш** в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли объема их аптечных продаж по итогам января 2013–2014 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 6

Динамика аптечных продаж лекарственных средств в разрезе топ-10 групп АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам января 2014 г. с указанием темпов прироста/убыли их реализации по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Таблица 1 | Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам января 2012–2014 гг. |
Январь, год | Денежное выражение | |||||||||||||
Лекарственные средства | ИМН*** | Косметика | Диетические добавки | Рынок в целом | ||||||||||
Объем аптечных продаж, млн грн. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн. | ∆, % | |
2012 | 2080 | — | 85,1 | 197 | — | 8,1 | 97 | — | 3,9 | 72 | — | 2,9 | 2445 | — |
2013 | 2564 | 23,3 | 86,0 | 224 | 13,5 | 7,5 | 110 | 14,2 | 3,7 | 84 | 17,5 | 2,8 | 2983 | 22,0 |
2014 | 2770 | 8,1 | 84,6 | 257 | 14,6 | 7,8 | 129 | 17,4 | 4,0 | 117 | 39,0 | 3,6 | 3274 | 9,8 |
Январь, год | Натуральное выражение | |||||||||||||
Лекарственные средства | ИМН** | Косметика | Диетические добавки | Рынок в целом | ||||||||||
Объем аптечных продаж, млн упаковок | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн упаковок | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн упаковок | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн упаковок | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн упаковок | ∆, % | |
2012 | 102 | — | 66,5 | 44 | — | 28,5 | 4,4 | — | 2,8 | 3,4 | — | 2,2 | 153 | — |
2013 | 113 | 10,9 | 66,1 | 50 | 13,1 | 28,9 | 4,7 | 8,2 | 2,8 | 3,8 | 13,6 | 2,2 | 171 | 11,5 |
2014 | 109 | -4,1 | 65,1 | 48 | -2,2 | 29,0 | 5,2 | 9,5 | 3,1 | 4,7 | 23,4 | 2,8 | 167 | -2,6 |
СЕГМЕНТ ДИСТРИБУЦИИ*
Таблица 2 | Топ-15 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам января 2014 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2012–2013 гг. |
Маркетирующая организация | 2014 | 2013 | 2012 |
Фармак (Украина) | 1 | 1 | 1 |
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | 2 | 2 | 2 |
Takeda (Япония) | 3 | 3 | 4 |
Дарница (Украина) | 4 | 4 | 6 |
Sanofi (Франция) | 5 | 5 | 3 |
Артериум Корпорация (Украина) | 6 | 7 | 7 |
Teva (Израиль) | 7 | 6 | 5 |
Здоровье Группа компаний (Украина) | 8 | 8 | 9 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 9 | 9 | 10 |
Sandoz (Швейцария) | 10 | 11 | 12 |
KRKA (Словения) | 11 | 12 | 11 |
Servier (Франция) | 12 | 10 | 8 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 13 | 13 | 16 |
Abbott Products GmbH (Германия) | 14 | 15 | 17 |
Bayer Consumer Care (Швейцария) | 15 | 18 | 20 |
Таблица 3 | Топ-15 брэндов по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за январь 2014 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2012–2013 гг. |
Брэнд | 2014 | 2013 | 2012 |
АКТОВЕГИН | 1 | 1 | 1 |
КОДТЕРПИН | 2 | 3 | 2 |
ЭССЕНЦИАЛЕ | 3 | 2 | 3 |
НО-ШПА | 4 | 4 | 5 |
КАРДИОМАГНИЛ | 5 | 5 | 4 |
ЦИТРАМОН | 6 | 6 | 15 |
НАТРИЯ ХЛОРИД | 7 | 7 | 6 |
ФАРМАЦИТРОН | 8 | 8 | 25 |
НИМЕСИЛ | 9 | 22 | 33 |
СПАЗМАЛГОН | 10 | 141 | 24 |
ЛИНЕКС | 11 | 9 | 22 |
МЕЗИМ | 12 | 11 | 10 |
СТРЕПСИЛС | 13 | 18 | 28 |
КАРСИЛ | 14 | 10 | 16 |
КРЕОН | 15 | 20 | 14 |
Рис. 7

Объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) по итогам января 2012–2014 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Таблица 4 | Топ-10 дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении за январь 2014 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2012–2013 гг. |
Дистрибьютор | 2014 | 2013 | 2012 |
БаДМ (Днепропетровск) | 1 | 1 | 1 |
Оптима-Фарм (Киев) | 2 | 2 | 2 |
Альба Украина (Борисполь) | 3 | 3 | 3 |
Вента (Днепропетровск) | 4 | 4 | 5 |
Фра-М (Донецк) | 5 | 5 | 4 |
Фармпланета (Киев) | 6 | 6 | 7 |
Фито-Лек (Харьков) | 7 | 7 | 6 |
Центр медицинский Медцентр М.Т.К. (Киев) | 8 | 9 | 10 |
Фармако (Киев) | 9 | 8 | 8 |
Аметрин ФК (Киев) | 10 | 18 | 18 |
ПРОМОЦИЯ* И РЕКЛАМА****
Рис. 8

Количество воспоминаний специалистов здравоохранения о различных видах промоции лекарственных средств по итогам января 2012–2014 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 9

Структура воспоминаний специалистов здравоохранения о промоции лекарственных средств посредством визитов медицинских представителей по итогам января 2012–2014 гг., а также темпы прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 10

Динамика объема инвестиций***** фармкомпаний в рекламу лекарственных средств на ТВ, уровня контакта с аудиторией (EqGRP) и рейтингов (WGRP) по итогам января 2012–2014 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
*Данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».
**Граничные показатели ценовых ниш: низкостоимостная ниша — до 8,9 грн./упаковка, среднестоимостная ниша — от 8,9 до 51,2 грн./упаковка, высокостоимостная ниша — выше 51,2 грн./упаковка.
***В общий объем аптечных продаж изделий медицинского назначения (ИМН) включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
****Данные исследования телевизионной аудитории принадлежат и предоставлены Индустриальным телевизионным комитетом (ИТК). Данные по объему инвестиций фармкомпаний в рекламу лекарственных средств на ТВ были рассчитаны для выборки «Вся Украина» («Universe»: лица в возрасте 4+, проживающие в домохозяйствах с ТВ на всей территории Украины) на основании показателя EqPrice за январь 2012, январь 2013 и январь 2014 г. При расчете показателя EqPrice учтены исключительно лекарственные средства, имеющие соответствующую государственную регистрацию. Если брэнд сформирован несколькими категориями товаров «аптечной корзины», то их доля в рекламном бюджете брэнда определяется пропорционально объему их розничных продаж за соответствующий период. Детальнее по показателям в глоссарии ИТК http://www.itk.ua
*****В рамках данного исследования общий объем инвестиций в рекламу на ТВ рассчитан в ценах прайс-листов рекламных агентств (open-rate). Необходимо учитывать, что представленные показатели объема инвестиций в ТВ- рекламу в среднем в 2,5–3 раза выше реальных.
Юлия Кордубайло
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим