Боль в горле — одна из частых причин обращения за помощью к врачу или фармацевту. Этиология заболеваний, сопровождающихся болью в горле, во многих случаях связана с вирусной инфекцией. Вирусы, попадая в ротоглотку вместе с вдыхаемым воздухом, фиксируются на слизистой оболочке, на что иммунная система организма отвечает местной воспалительной реакцией, приводящей к появлению таких симптомов, как осиплость голоса, боль и затруднение при глотании.
При инфекциях глотки и гортани не всегда показано применение антибактериальных препаратов. Поэтому растительные лекарственные средства, обладающие противовоспалительными, анальгезирующими, а также иммуностимулирующими свойствами, к которым относится ТОНЗИПРЕТ®, являются препаратами выбора при этой патологии.
ТОНЗИПРЕТ® — безрецептурный препарат на растительной основе, разработанный немецкой фармацевтической компанией «Бионорика» для лечения взрослых и детей с острыми и хроническими воспалительными заболеваниями глотки, горла и миндалин (тонзиллит, ларингит, фарингит). Данный препарат представляет собой комбинацию экстрактов 3 лекарственных растений: перца стручкового (Capsicum annuum), гваякового дерева (Guaiacum officinale) и лаконоса американского (Phytolacca americana).
Лекарственные растения, входящие в состав комплексного препарата ТОНЗИПРЕТ®, — перец стручковый и гваяковое дерево — оказывают противовоспалительное и анальгезирующее действие. Иммуностимулирующий эффект, ускоряющий процесс выздоровления, обусловлен воздействием лаконоса американского. ТОНЗИПРЕТ® имеет благоприятный профиль безопасности, поэтому разрешен к применению у детей начиная с 1 года.
РОЗНИЧНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ
Важным показателем, характеризующим востребованность ТОНЗИПРЕТА среди украинских потребителей, является динамика его аптечных продаж. Цифры говорят сами за себя — аптечные продажи препарата в денежном выражении ежегодно увеличиваются (рис. 1). Следует отметить, что уже не первый год темпы прироста объема аптечной реализации препарата ТОНЗИПРЕТ® исчисляются двузначными цифрами как в денежном, так и в натуральном выражении, что в определенной степени свидетельствует о его популярности и востребованности среди украинских потребителей.

На отечественном фармацевтическом рынке брэнд ТОНЗИПРЕТ® представлен в конкурентной группе R05X «Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях». Важно отметить, что в рейтинге маркетирующих организаций по объему продаж препаратов группы R05X в денежном выражении компания-производитель ТОНЗИПРЕТА — «Бионорика» — уже много лет занимает 1-е место (табл. 1).
Таблица 1 | Топ-5 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж препаратов группы R05X в денежном выражении за 2013 г. с указанием позиций в рейтинге за 2011–2012 гг. |
Маркетирующая организация | 2013 | 2012 | 2011 |
Bionorica (Германия) | 1 | 1 | 1 |
Omega Pharma (Бельгия) | 2 | 2 | 2 |
Alpen Pharma AG (Швейцария) | 3 | 6 | 5 |
Дельта Медикел (Украина) | 4 | 8 | 10 |
Boiron (Франция) | 5 | 10 | 11 |
Заслуживает внимания и тот факт, что динамика ТОНЗИПРЕТА опережает развитие препаратов конкурентной группы R05X (рис. 2, 3).


Так, по итогам 2013 г. объем аптечной реализации ТОНЗИПРЕТА увеличился относительно 2012 г. на 15 и 13% в денежном и натуральном выражении соответственно и достиг 4,5 млн грн. за 96,9 тыс. упаковок. Текущий год также стартовал успешно — по итогам 2 мес 2014 г. в аптечных учреждениях реализовано 19 тыс. упаковок препарата ТОНЗИПРЕТ® на сумму 923 тыс. грн.
Что касается рыночного развития препаратов конкурентной группы R05X, то по итогам минувшего года оно было более сдержанным по сравнению с динамикой ТОНЗИПРЕТА в денежном выражении (+3%), а в натуральном выражении в аптечных учреждениях отмечено сокращение количества реализованных упаковок препаратов конкурентной группы R05X (на 14%). Важно и то, что в данной конкурентной группе, где представлено более 60 брэндов лекарственных средств, удельный вес ТОНЗИПРЕТА в структуре аптечных продаж группы постоянно увеличивается.
При принятии решения о покупке препарата большое значение имеет ценовой фактор. В этом контексте аргументом в пользу ТОНЗИПРЕТА можно назвать умеренные темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки препарата по сравнению с лекарственными средствами конкурентной группы R05X. Так, если сравнить средневзвешенную стоимость 1 упаковки за 2013 г. с таковой за 2012 г., то можно отметить небольшой прирост этого показателя на уровне 2%. В абсолютном значении средневзвешенная стоимость 1 упаковки ТОНЗИПРЕТА по итогам 2013 г. составила 46,7 грн. При этом для препаратов конкурентной группы повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки было более значимым — на уровне 20% в 2013 г. по сравнению с 2012 г.
Поскольку для лекарственных средств, применяемых при лечении респираторных заболеваний, характерна сезонность динамики объема продаж, представляется интересным проследить развитие продаж ТОНЗИПРЕТА в разрезе помесячной динамики. Так, можно констатировать, что препарат востребован круглый год, однако в период простудных заболеваний спрос на данный препарат существенно повышается. Пиковые значения приходятся на октябрь, декабрь и март (рис. 4). В целом в разрезе помесячной динамики объем аптечных продаж брэнда ТОНЗИПРЕТ® и препаратов его конкурентной группы в денежном выражении коррелирует.

Максимальный объем реализации ТОНЗИПРЕТА как в денежном, так и в натуральном выражении сконцентрирован в аптечных учреждениях Киева, АР Крым, Днепропетровской, Донецкой и Кировоградской областей (рис. 5, 6). Их удельный вес в структуре аптечных продаж брэнда по итогам 2013 г. составил более 40%.


Следует отметить вклад тех регионов Украины, в которых темпы прироста объема реализации препарата значительно превысили таковые в целом по брэнду. Так, в 2013 г. по сравнению с предыдущим годом 15 областей Украины продемонстрировали опережающую динамику реализации в денежном и натуральном выражении по сравнению с брэндом в целом. Максимальные темпы прироста объема розничной реализации ТОНЗИПРЕТА зафиксированы в Закарпатской (96% в денежном и 91% в натуральном выражении), Житомирской (81 и 76% соответственно) и Донецкой (62 и 58%) областях.
На отечественном фармацевтическом рынке ТОНЗИПРЕТ® представлен в двух лекарственных формах — таблетки для рассасывания, № 50 и капли для перорального применения во флаконах по 30 мл. Среди потребителей большей популярностью пользуется ТОНЗИПРЕТ® в форме таблеток для рассасывания. Удельный вес этой лекарственной формы в общей структуре аптечных продаж брэнда по итогам 2013 г. составил более 60% в денежном и натуральном выражении. Вероятно, таблетированная форма выпуска пользуется такой популярностью по причине удобства ее применения: упаковку можно носить с собой (всегда под рукой).
В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КРУГАХ
При покупке препаратов группы «caught&cold» потребители часто ориентируются на врачебные назначения и рекомендации провизоров первого стола. Таким образом, лояльность специалистов здравоохранения, формирующаяся под воздействием маркетинговой активности компании-производителя, играет важную роль в рыночном развитии лекарственных средств. Львиную долю усилий по продвижению ТОНЗИПРЕТА компания-производитель сосредоточила на таком важном канале промоции, как визиты медицинских представителей к врачам, фармацевтам и экспертам центров закупок.
В абсолютных величинах максимальное количество воспоминаний о промоции ТОНЗИПРЕТА посредством визитов медицинских представителей отмечают для врачей — около 2 тыс. по итогам 2013 г., и фармацевтов — почти 1 тыс. воспоминаний. При этом в 2013 г. количество воспоминаний по сравнению с предыдущим годом в первом случае уменьшилось на 20%, а во втором, напротив, — увеличилось почти на 50%.
По итогам 2013 г. в общем количестве воспоминаний врачей различных специальностей о промоции медицинских представителей для брэнда ТОНЗИПРЕТ® наибольший удельный вес аккумулировали педиатры (42,5%), отоларингологи (35,1%), терапевты/семейные врачи (17,1%). Остальные 5,3% распределены между врачами других специальностей. Долевое участие указанных специалистов в общей структуре воспоминаний врачей о назначениях ТОНЗИПРЕТА выглядит следующим образом: педиатры — 44,7%, отоларингологи — 30,9%, терапевты/семейные врачи — 24,4%.
ТОВАРНЫЙ ЗАПАС В АПТЕКАХ
Учитывая активное рыночное развитие препарата ТОНЗИПРЕТ®, целесообразно позаботиться о наличии достаточного количества упаковок этого лекарственного средства на полках аптечных учреждений.
Мы проанализировали минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок ТОНЗИПРЕТА в торговых точках, сгруппированных по финансовым характеристикам. Для проведения анализа аптечных продаж ТОНЗИПРЕТА торговые точки (аптеки и аптечные пункты) сгруппированы по финансовому признаку. Распределение осуществлялось исходя из объема месячной выручки торговых точек за январь 2014 г.
Среднее количество реализованных упаковок анализируемого препарата находилось в диапазоне от 1 до 3. Следует отметить, что не всегда количество реализованных упаковок зависит от суммарной величины выручки торговой точки. Важно учитывать индивидуальные особенности, например такие, как территориальная расположенность, конкурентное окружение и др.
Как свидетельствуют данные за январь 2014 г., максимальное количество реализованных упаковок ТОНЗИПРЕТА в аптечных учреждениях с объемом месячной выручки до 150 тыс. грн. значительно выше, чем для торговых точек с большим объемом месячной выручки. Следует также отметить, что в небольших городах с населением менее 700 тыс. человек среднее количество проданных упаковок препарата ТОНЗИПРЕТ® превысило таковые в более крупных населенных пунктах.
В табл. 2 приведены рекомендации по величине месячного товарного запаса ТОНЗИПРЕТА, сформированные на основании данных о его реализации в аптечных учреждениях с различными финансовыми характеристиками в январе 2014 г.
Таблица 2 | Рекомендуемый месячный товарный запас для ТОНЗИПРЕТА в различных торговых точках, сгруппированных по финансовым характеристикам (по данным об аптечных продажах за январь 2014 г.) |
Объем месячной выручки, тыс. грн. | Аптеки | Аптечные пункты |
До 150 | 2–5 | 1–3 |
150–300 | 3–5 | 2–4 |
300–500 | 4–6 | 3–5 |
500–800 | 5–8 | 4–6 |
Более 800 | 6–10 | 4–6 |
P.S.
Растения с целебными свойствами издавна используются для лечения различных заболеваний, в том числе — верхних дыхательных путей. Благодаря накопленным знаниям в области фитотерапии, а также развитию технологий производства появились качественные и эффективные препараты на растительной основе с благоприятным профилем безопасности, разработанные согласно концепции фитониринга. Эта научно-технологическая концепция неразрывно связана с деятельностью компании «Бионорика».
Одним из направлений деятельности компании является производство качественных и эффективных лекарственных средств на растительной основе для лечения заболеваний верхних дыхательных путей. К «респираторной» группе лекарственных средств компании «Бионорика» относятся уже хорошо известные украинским потребителям безрецептурные препараты СИНУПРЕТ® для лечения синусита, ИМУПРЕТ®, применяемый для защиты и укрепления иммунитета, БРОНХИПРЕТ® для лечения кашля и бронхита, а также ТОНЗИПРЕТ®, применяемый при острых и хронических воспалениях глотки, гортани и миндалин (тонзиллит, ларингит, фарингит).
Среди украинских потребителей ТОНЗИПРЕТ® пользуется стабильной популярностью, что подтверждается увеличением объема его аптечных продаж. Интересно отметить, что если для препаратов группы R05X в 2013 г. динамика объема аптечных продаж была весьма сдержанной в денежном выражении, а в натуральном характеризовалась убылью, то аптечная реализация ТОНЗИПРЕТА исчислялась двузначными темпами прироста по сравнению с 2012 г. как в денежном, так и в натуральном выражении.
Заслуживает внимания также стабильность средневзвешенной стоимости 1 упаковки препарата, что для потребителей имеет большое значение. Кроме того немаловажную роль в успешном рыночном развитии играет репутация среди целевой аудитории в лице врачей и фармацевтов. Так, брэнд входит в топ-10 брэндов лекарственных средств по количеству воспоминаний его основных прескрайберов — педиатров, терапевтов/семейных врачей и отоларингологов — о промоции посредством визитов медицинских представителей в конкурентной группе препаратов R05X, и в топ-15 — в аналогичном рейтинге по количеству воспоминаний о назначениях.
продолжение успешного проекта
Компания «Бионорика» продолжает активно воплощать в жизнь идею проекта Фитотека®/Phytothek®. В рамках его реализации в аптеках сетей, поддержавших проект, открываются специализированные отделы, в которых гарантировано наличие фитопрепаратов с эффективностью и безопасностью, доказанными результатами многочисленных клинических исследований, а также осуществляется компетентная фармацевтическая опека при отпуске безрецептурных растительных лекарственных средств. Так, в нескольких аптеках Львова появились специализированные отделы, где можно приобрести такие препараты, а также получить консультацию специалистов, компетентных в вопросах фитотерапии.
ФИТОТЕКА®/PHYTOTHEK® — КОМПЕТЕНТНАЯ АПТЕКА В ФИТОТЕРАПИИ
Такую возможность теперь имеют посетители аптеки сети «Подорожник», которая находится по адресу г. Львов, просп. Красной Калины, 68. Эта аптека начала работу совсем недавно — торжественное открытие состоялось 22 марта. По случаю открытия на протяжении двух дней в аптеке проводились различные акции и мероприятия для посетителей.
Тарас Коляда, коммерческий директор сети аптек «Подорожник», отметил: «Данная аптека стала первой в сети аптек «Подорожник», в которой представлен специализированный отдел Фитотека®. Мы постарались создать действительно комфортную для посетителей аптеку открытого формата, где не просто продают препараты, но и заботятся о здоровье клиентов. В связи с открытием в аптеке специализированного отдела Фитотека® провизоры проходят дополнительное обучение по фитотерапии». Наталия Гула, региональный менеджер по ключевым клиентам компании «Бионорика», пояснила выбор аптечной сети «Подорожник» в качестве партнера в реализации проекта Фитотека®. Так, по ее словам, данная сеть активно развивается и входит в число лидеров по объему продаж во Львовской обл. по итогам минувшего года. Также она отметила, что темп прироста объема продаж продукции компании «Бионорика» в сети аптек «Подорожник»за январь-февраль 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в натуральном выражении составил 27%.
По состоянию на сегодня в рамках данного проекта насчитывается 22 аптеки со специализированным отделом Фитотека® в таких городах: Киев, Днепропетровск, Харьков, Львов, Одесса.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим