История Пилотного проекта
Напомним, что реализация Пилотного проекта началась в июне 2012 г. В него включено 7 международных непатентованных наименований лекарственных средств (амлодипин, бисопролол, лизиноприл, метопролол, небиволол, нифедипин и эналаприл). В декабре этого же года заработала система частичного возмещения стоимости лекарственных средств, что способствовало увеличению потребления препаратов, включенных в Пилотный проект. При этом возмещению подлежали все включенные препараты, однако уровень возмещения был довольно низким, следовательно, незначительно повышал экономическую доступность антигипертензивных препаратов, и реализация Пилотного проекта проходила довольно вяло. В результате правительством было принято решение об усовершенствовании Пилотного проекта, которое отразилось в постановлении КМУ от 12.06.2013 р. № 554 «Вопросы усовершенствования реализации пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью».
Согласно этому постановлению расширялся перечень препаратов за счет включения в Пилотный проект лекарственных средств с фиксированной комбинацией действующих веществ, а именно амлодипина с лизиноприлом, лизиноприла с гидрохлоротиазидом и эналаприла с гидрохлоротиазидом. Помимо этого, существенно изменились подходы к включению препаратов в систему возмещения и расчету уровня возмещения. Так, лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью в пределах каждого международного непатентованного наименования с учетом дозировки и формы выпуска делятся на три группы возмещения в зависимости от стоимости 1 суточной дозы (DDD) с учетом граничных снабженческо-сбытовых и торговых (розничных) надбавок. При этом стоимость препаратов I группы подлежит частичному возмещению в размере 90% граничной стоимости, II — частичному возмещению стоимости и препараты III группы, стоимость которых не подлежит возмещению.
Несмотря на то что количество лекарственных средств, подпадающих под возмещение, сократилось, повысился уровень их возмещения. В результате потребление препаратов, подлежащих возмещению, значительно увеличилось. Однако в январе 2014 г. действие Пилотного проекта было приостановлено и возобновилось лишь после принятия постановления КМУ от 12.02.2014 г. № 42, которым предусмотрено продолжение реализации Пилотного проекта до 31 декабря 2014 г. Кроме того, возникли проблемы с возмещением средств аптечным учреждениям за реализованные в рамках Пилотного проекта препараты. В связи с этим количество аптек, участвующих в Пилотном проекте, сократилось более чем на 30%, и реализация проекта фактически была приостановлена. Возобновилась его реализация в июне 2014 г. после принятия Кабинетом Министров Украины постановления № 183, которым внесены изменения в Порядок и условия предоставления субвенции из Государственного бюджета местным бюджетам на частичное возмещение стоимости лекарственных средств для лиц с гипертонической болезнью. Выделение субвенций не оказало существенного влияния на потребление антигипертензивных препаратов (с динамикой потребления лекарственных средств, включенных в Пилотный проект, можно знакомиться в «Еженедельнике АПТЕКА» № 39 (960) от 06.10.2014 г.).
Анализ розничных продаж препаратов АТС-группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», свидетельствует об увеличении в 2014 г. доли этих препаратов в общем объеме рынка (рис. 1). При этом доля препаратов для лечения артериальной гипертензии, которая включает АТС-группы С02, С03, С07, С08, С09, снижается как в общем объеме рынка, так и в группе С (рис. 2). В свою очередь, снижается и удельный вес препаратов, включенных в Пилотный проект (рис. 3 и 4). Стоить отметить, что снижение фиксируется даже для препаратов, подлежащих возмещению. Однако ключевым фактором, свидетельствующим о необходимости прекращения реализации Пилотного проекта, является освоение бюджетных средств. Если в 2013 г. объем средств, затраченных государством на частичное возмещение стоимости антигипертензивных препаратов в рамках Пилотного проекта, составлял более 15% общего объема продаж препаратов, включенных в Пилотный проект, то за 9 мес 2014 г. этот показатель находится на уровне немногим более 6% (рис. 5). Очевидно, что в 2014 г. не будут достигнуты результаты предыдущего года. Это значит, что Пилотный проект подходит к своему логическому завершению.





Еще одним фактором, подтверждающим необходимость прекращения реализации Пилотного проекта, является постановление КМУ от 02.07.2014 г. № 240 «О референтном ценообразовании на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые за средства государственного и местных бюджетов», поскольку в нем предусмотрено использование другой методики расчета граничных цен, отличающейся от используемой сегодня МЗ Украины для препаратов, включенных в Пилотный проект.
О необходимости приостановить действие Пилотного проекта говорили и ведущие кардиологи страны во время расширенной коллегии МЗ Украины, которая состоялась 17 октября текущего года. По их мнению, в таком виде, как он есть сегодня, система здравоохранения продолжить его не сможет. Необходимо изменить структуру и методологию реимбурсации. К внедрению этого проекта, по их словам, не была готова в первую очередь аптечная система Украины.
ИТоги
Учитывая все эти факты, можно сделать вывод, что правительству необходимо отменять постановление КМУ от 25.04.2012 г. № 340 «О реализации пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью». Реализация Пилотного проекта показала, что при своевременном финансировании система реимбурсации довольно хорошо себя проявила.
В связи с этим Кабинету Министров необходимо проработать вопрос о внедрении в Украине полномасштабной системы реимбурсации лекарственных средств для лечения социально-значимых заболеваний, таких как артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет и др.
Относительно задействования аптечных учреждений в системе реимбурсации следует отметить, что в странах ЕС аптеки стремятся участвовать в системе реимбурсации, поскольку она гарантирует объем потребления препаратов, включенных в нее. Поэтому при внедрении в Украине системы реимбурсации с широким перечнем препаратов аптеки также будут заинтересованы участвовать в ней.
Коментарі