В 2014 г. номенклатура государственных закупок насчитывала 1225 международных непатентованных наименований (МНН), включающих порядка 8 тыс. торговых наименований (под торговым наименованием будем понимать одну товарную позицию с учетом формы выпуска, дозировки, производителя и № в упаковке) лекарственных средств (рис. 1 и 2). По состоянию на 27 февраля 2015 г. изменение оптово-отпускной цены в соответствии с требованиями постановления КМУ № 240 задекларировано для 474 МНН, включающих 1870 торговых наименований. Стоит отметить, что среди препаратов, для которых задекларировано изменение оптово-отпускной цены, включенных в номенклатуру закупок 2014 г., входило 467 МНН и 1419 торговых наименований препаратов.


Если в 2014 г. в номенклатуре государственных закупок долевое соотношение количества зарубежных и отечественных препаратов составляло примерно 50:50%, то аналогичное соотношение количества препаратов, для которых задекларировано изменение оптово-отпускной цены, в период с 1 августа 2014 по 25 февраля 2015 г. составляет 26,7 и 73,3% соответственно (рис. 3).

Низкую активность декларирования изменений оптово-отпускной цены зарубежными фармкомпаниями можно объяснить нестабильным курсом гривни по отношению к мировым валютам. Поскольку согласно порядку расчета, утвержденного совместным приказом МЗ Украины и Министерства экономического развития и торговли Украины от 20.08.2014 г. № 584/1011, граничная оптово-отпускная цена импортных препаратов напрямую зависит от курса валют. Однако, как показывает анализ, отечественные производители также не очень активно декларируют изменение оптово-отпускной цены на лекарственные средства.
В то же время в сегменте ИМН декларирование цен происходит более активно. Так, в 2014 г. номенклатура государственных закупок ИМН включала 4877 наименований, по состоянию на 27 февраля 2015 г. задекларировано изменение оптово-отпускной практически на такое же количество наименований (рис. 4). При этом долевое соотношение количества наименований ИМН зарубежного и отечественного производства изменилось незначительно по сравнению с лекарственными средствами (рис. 5).


Такая существенная разница в эффективности процедур декларирования оптово-отпускных цен на лекарственные средства и ИМН объясняется тем, что для декларирования оптово-отпускной цены на лекарственные средства согласно постановлению КМУ от 02.07.2014 г. № 240, Министерство здравоохранения Украины должно получить заключение Государственной инспекции по контролю за ценами (Госценинспекция) об экономическом обосновании оптово-отпускной цены на основании документов, подаваемых заявителем (п. 9 Порядка декларирования цен, утвержденного постановлением КМУ № 240). А для декларирования оптово-отпускной цены на медицинские изделия заключения Госценинспекции не требуется.
Наличие в постановлении КМУ № 240 нормы о необходимости получения заключения Госценинспекции об экономическом обосновании оптово-отпускной цены несет в себе существенные коррупционные риски, а также значительно увеличивает срок рассмотрения заявки.
Таким образом, к 1 марта 2015 г. государство сможет закупить менее 25% номенклатуры 2014 г. При этом в лечебные учреждения не будут поставлены препараты более чем 700 МНН, среди которых ряд жизненно-важных препаратов (таблица).
Таблица | Перечень групп АТС-классификации 3-го уровня, препараты которых не смогут закупать за бюджетные средства с 1 марта 2015 г. |
ATC-группа 3-го уровня |
---|
A02A Антациды |
A03E Спазмолитические и антихолинергические средства в комбинации с другими препаратами |
A07B Энтеросорбенты |
A07C Препараты электролитов с углеводами |
A07F Антидиарейные микробные препараты |
A07X Прочие антидиарейные средства |
A08A Средства, применяемые при ожирении (кроме диетических продуктов) |
A10X Прочие препараты, применяемые для лечения сахарного диабета |
A11A Поливитамины с добавками |
A11B Поливитаминные комплексы без добавок |
A11E Комплексы витаминов группы В, включая комбинации |
A11J Прочие комбинированные витаминные препараты |
A14A Анаболические стероиды |
B05D Средства для перитонеального диализа |
B06A Прочие гематологические средства |
C02L Комбинации гипотензивных и диуретических средств |
C02N Комбинации гипотензивных препаратов в группе C02 |
C03A Мочегонные препараты с умеренно выраженной активностью, группа тиазидов |
C03E Комбинации диуретиков, включающие калийсберегающие препараты |
C07C Блокаторы бета-адренорецепторов в комбинации с прочими диуретиками |
C07F Блокаторы бета-адренорецепторов в комбинации с прочими гипотензивными препаратами |
C08G Антагонисты кальция в комбинации с диуретиками |
C09C Простые препараты антагонистов ангиотензина II |
C10B Гиполипидемические средства, комбинации |
D03B Ферменты |
D05A Антипсориатические средства для местного применения |
D05B Антипсориатические средства для системного применения |
D06C Антибиотики в комбинации с химиотерапевтическими средствами |
D07B Кортикостероиды в комбинации с антисептиками |
D10B Препараты для системного лечения акне |
G02A Средства, повышающие сократительную активность матки |
G02B Контрацептивы для местного применения |
G02C Прочие средства, применяемые в гинекологии |
G03B Андрогены |
G03D Гестагены |
G03F Комбинированные препараты, содержащие гестагены и эстрогены |
G03G Гонадотропины и прочие стимуляторы овуляции |
G03X Прочие половые гормоны и средства, влияющие на половую сферу |
G04B Средства, применяемые в урологии |
H01A Гормоны передней доли гипофиза и их аналоги |
H04A Гликогенолитические гормоны |
H05B Антипаратиреоидные средства |
J01R Комбинированные антибактериальные средства |
J06A Лечебные сыворотки |
J07A Бактериальные вакцины |
J07B Вирусные вакцины |
J07C Комбинированные бактериальные и вирусные вакцины |
M01C Специфические противоревматические средства |
M04A Средства, применяемые при подагре |
M09A Прочие средства, применяемые при патологии опорно-двигательного аппарата |
N04A Антихолинергические средства |
N05B Анксиолитики |
P01B Противомалярийные препараты |
P02B Средства, применяемые при трематодозах |
R01B Системно действующие противоотечные средства, применяемые при патологии полости носа |
R05D Противокашлевые средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих экспекторанты |
R05F Комбинированные препараты, содержащие противокашлевые средства и экспекторанты |
S01G Противоотечные и антиаллергические средства |
S01H Местные анестетики |
S01K Средства, используемые в хирургии глаза |
S01L Средства, применяемые при сосудистых заболеваниях глаз |
S02C Комбинированные препараты, содержащие кортикостероиды и противомикробные средства |
S03C Комбинированные препараты, содержащие кортикостероиды и противомикробные средства |
V04C Прочие диагностические средства |
V08B Рентгеноконтрастные средства, не содержащие йод |
V09F Средства для исследования щитовидной железы |
Помимо проблемы, связанной с декларированием цен, существует также проблема недостаточного финансирования. В 2014 г. объем госпитальных закупок составил 5,4 млрд грн. за 132,2 млн упаковок. При этом задекларированные в соответствии с постановлением КМУ № 240 изменения оптово-отпускных цен на лекарственные средства в среднем на 24% выше средних цен, по которым производилась закупка аналогичных препаратов в 2014 г. Таким образом, при условии декларирования оптово-отпускных цен на все препараты из номенклатуры закупок 2014 г. объем затрат на их закупку в том же объеме составит минимум 6,7 млрд грн. (рис. 6).

ВЫВОДЫ
Сегодня в Украине сложилась крайне тяжелая экономическая ситуация, продолжающаяся девальвация гривни оказывает значительное влияние на стоимость лекарственных средств. В связи с этим производители, особенно зарубежные, не очень активно декларируют оптово-отпускные цены. Помимо этого, постановлением КМУ от 02.07.2014 г. № 240 создаются административные барьеры для декларирования цен.
В сложившейся ситуации правительству необходимо срочно внести изменения в постановление КМУ от 02.07.2014 г. № 240, а именно исключить участие Госценинспекции из процесса декларирования оптово-отпускных цен на лекарственные средства, а также изменить или отменить срок декларирования оптово-отпускных цен, установленный постановлением до 1 марта 2015 г.
Если в кратчайшие сроки не внести таких изменений, лечебные учреждения Украины не смогут закупить все необходимые препараты. В результате многие пациенты не смогут получить своевременную терапию.
В перспективе правительству необходимо принять закон о ценообразовании в соответствии с Директивой о прозрачности ценообразования 089/105/EEC, а также создать единый перечень препаратов, на которые распространяется ценовое регулирование и которые будут закупаться за бюджетные средства.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим