В феврале 2015 г. курс гривни по отношению к доллару США значительно повысился, что оказало существенное влияние на объем аптечных продаж в долларовом выражении. Однако в марте 2015 г. курс снизился, что положительно отражается на объеме продаж в долларовом выражении. В данной публикации вниманию читателей представлены ключевые показатели фармацевтического рынка Украины в феврале 2015 г.
АПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ*
Рис. 1

Объем аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) по итогам февраля 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 2

Динамика среднемесячного официального курса гривни по отношению к доллару США (за 100 дол.), по данным НБУ за период с января 2014 г. по март** 2015 г., а также темпы прироста/убыли объема аптечных продаж в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters)
Рис. 3

Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам февраля 2013–2015 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 4

Структура аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации по итогам февраля 2013–2015 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Таблица 1 | Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам февраля 2013–2015 гг. |
Февраль, год | Лекарственные средства | ИМН*** | Косметика | Диетические добавки | Рынок в целом | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | |
Денежное выражение | ||||||||||||||
2013 | 2560,0 | 26,0 | 86,2 | 218,1 | 15,3 | 7,3 | 106,4 | 3,4 | 3,6 | 84,8 | 17,1 | 2,9 | 2969,3 | 23,9 |
2014 | 2888,1 | 12,8 | 85,5 | 254,4 | 16,6 | 7,5 | 126,5 | 18,9 | 3,7 | 109,9 | 29,6 | 3,3 | 3378,9 | 13,8 |
2015 | 3755,9 | 30,0 | 86,0 | 319,7 | 25,7 | 7,3 | 149,2 | 18,0 | 3,4 | 142,7 | 29,8 | 3,3 | 4367,5 | 29,3 |
Натуральное выражение | ||||||||||||||
2013 | 106,8 | 10,8 | 65,4 | 48,4 | 15,6 | 29,6 | 4,5 | 1,1 | 2,7 | 3,7 | 10,1 | 2,3 | 163,4 | 11,9 |
2014 | 109,4 | 2,4 | 64,8 | 50,2 | 3,8 | 29,8 | 4,9 | 10,2 | 2,9 | 4,2 | 13,5 | 2,5 | 168,8 | 3,3 |
2015 | 95,8 | –12,4 | 66,6 | 40,5 | –19,4 | 28,2 | 3,9 | –20,1 | 2,7 | 3,6 | –14,0 | 2,5 | 143,9 | –14,7 |
Рис. 5

Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш**** в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли объема их аптечных продаж по итогам февраля 2013–2015 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Таблица 2 | Топ-15 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам февраля 2015 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2013–2014 гг. |
Маркетирующая организация | 2015 | 2014 | 2013 |
---|---|---|---|
Фармак (Украина) | 1 | 1 | 1 |
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | 2 | 2 | 2 |
Дарница (Украина) | 3 | 4 | 6 |
Артериум Корпорация (Украина) | 4 | 5 | 7 |
Takeda (Япония) | 5 | 3 | 3 |
Sanofi (Франция) | 6 | 6 | 4 |
Здоровье Группа компаний (Украина) | 7 | 9 | 10 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 8 | 8 | 9 |
KRKA (Словения) | 9 | 10 | 11 |
Sandoz (Швейцария) | 10 | 11 | 12 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 11 | 15 | 19 |
Teva (Израиль) | 12 | 7 | 5 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 13 | 13 | 14 |
Юрия-Фарм (Украина) | 14 | 21 | 24 |
Servier (Франция) | 15 | 12 | 8 |
Рис. 6

Динамика аптечных продаж лекарственных средств в разрезе топ-10 групп АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам февраля 2013–2015 г. с указанием темпов прироста/убыли их реализации по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Сегмент дистрибуции*
Рис. 7

Объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) по итогам февраля 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Таблица 3 | Топ-15 брэндов по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам февраля 2015 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2013–2014 гг. |
Брэнд | 2015 | 2014 | 2013 |
---|---|---|---|
АКТОВЕГИН | 1 | 1 | 1 |
ФАРМАЦИТРОН | 2 | 5 | 9 |
НО-ШПА | 3 | 6 | 5 |
НУРОФЕН | 4 | 11 | 40 |
НИМЕСИЛ | 5 | 8 | 23 |
ГРОПРИНОЗИН | 6 | 4 | 7 |
ЭССЕНЦИАЛЕ | 7 | 3 | 2 |
КАРДИОМАГНИЛ | 8 | 2 | 4 |
АЦЦ | 9 | 18 | 42 |
НАТРИЯ ХЛОРИД | 10 | 10 | 6 |
ТИВОРТИН | 11 | 26 | 38 |
ЦИТРАМОН | 12 | 9 | 8 |
НАЛБУФИН | 13 | 38 | 58 |
ЦЕФТРИАКСОН | 14 | 44 | 45 |
АМИКСИН | 15 | 15 | 26 |
Таблица 4 | Топ-10 дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам февраля 2015 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2013–2014 гг. |
Дистрибьютор | 2015 | 2014 | 2013 |
---|---|---|---|
БаДМ (Днепропетровск) | 1 | 1 | 1 |
Оптима-Фарм (Киев) | 2 | 2 | 2 |
Вента (Днепропетровск) | 3 | 4 | 4 |
ФРАМ КО (Киев) | 4 | — | — |
Фармпланета (Киев) | 5 | 6 | 6 |
Фито-Лек (Харьков) | 6 | 7 | 7 |
Фра-М (Донецк) | 7 | 5 | 5 |
Центр медицинский Медцентр М.Т.К. (Киев) | 8 | 9 | 8 |
Фармако (Киев) | 9 | 8 | 9 |
Лакс Фирма (Нежин) | 10 | 12 | 39 |
ПРОМОЦИЯ* И РЕКЛАМА*****
Рис. 8

Количество воспоминаний специалистов здравоохранения о различных видах промоции лекарственных средств по итогам февраля 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 9

Динамика объема инвестиций****** фармкомпаний в рекламу лекарственных средств на ТВ по итогам февраля 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
*Данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».
**Средний курс гривни рассчитан за период с 1 по 20 марта, темпы убыли аптечных продаж в долларовом выражении рассчитаны по итогам первых двух недель марта.
***В общий объем аптечных продаж изделий медицинского назначения (ИМН) включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
****Граничные показатели ценовых ниш: низкостоимостная ниша — до 8,9 грн./упаковка, среднестоимостная ниша — от 8,9 до 51,2 грн./упаковка, высокостоимостная ниша — выше 51,2 грн./упаковка.
*****Данные исследования телевизионной аудитории принадлежат и предоставлены Индустриальным телевизионным комитетом (ИТК). Оператор панели — Nielsen; мониторинг — Коммуникационный Альянс. Данные по объему инвестиций фармкомпаний в рекламу лекарственных средств на ТВ были рассчитаны для выборки «Вся Украина» («Universe»: лица в возрасте 4+, проживающие в домохозяйствах с ТВ на всей территории Украины) на основании показателя EqPrice за февраль 2013, февраль 2014 и февраль 2015 г. При расчете показателя EqPrice учтены исключительно лекарственные средства, имеющие соответствующую государственную регистрацию. Если брэнд сформирован несколькими категориями товаров «аптечной корзины», то их доля в рекламном бюджете брэнда определяется пропорционально объему их розничных продаж за соответствующий период. Детальнее по показателям в глоссарии ИТК http://www.tampanel.com.ua/about/glossary/
******В рамках данного исследования общий объем инвестиций в рекламу на ТВ рассчитан в ценах прайс-листов рекламных агентств (open-rate). Необходимо учитывать, что представленные показатели объема инвестиций в ТВ-рекламу в среднем в 2,5–3 раза выше реальных.
Денис Кирсанов
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим