Категория препаратов, применяющихся для лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, включает огромное разнообразие лекарственных средств. При этом длина аптечной полки и финансовые возможности аптеки ограничены. Поэтому аптекам часто приходится выбирать. На что же необходимо обратить внимание при формировании ассортимента препаратов, применяющихся при сердечно-сосудистых заболеваниях? Пожалуй, ключевое значение при выборе препарата в этом случае должны иметь объем его продаж, отображающий, с одной стороны, оборачиваемость товара, а с другой — популярность препарата среди посетителей аптеки, маржинальный доход и, конечно же, наличие активной промоционной поддержки.
С учетом всех вышеизложенных факторов внимание привлекает популярный отечественный препарат ТИВОРТИН® АСПАРТАТ производства компании «Юрия-Фарм». ТИВОРТИН® АСПАРТАТ содержит аминокислоту L-аргинин, которая является субстратом для синтеза оксида азота в организме человека. Прием препарата способствует производству эндотелиоцитами оксида азота, который расширяет сосуды, делает их более эластичными и снижает проявления атеросклероза.
ТИВОРТИН® АСПАРТАТ — популярный препарат среди украинцев, что обеспечивает ему хорошую оборачиваемость, благодаря этому он не будет залеживаться на полке в аптеке. Ярким подтверждением его востребованности среди посетителей аптеки является то, что по итогам первых 10 мес 2015 г. (данные за октябрь предварительные) ТИВОРТИН® АСПАРТАТ входит в топ-10* препаратов по объему продаж в денежном и натуральном выражении в своей конкурентной группе**. При этом динамика его продаж в 2010–2014 гг. демонстрирует выраженный растущий тренд как в денежном, так и в натуральном выражении (рисунок).

Как известно, объем продаж того или иного препарата не конвертируется напрямую в маржинальность. Однако это не касается препарата ТИВОРТИН® АСПАРТАТ. Наряду с увеличивающимся объемом продаж данный продукт может похвастать высокой маржинальностью, став важным генератором прибыли на аптечной полке. Так, препарат ТИВОРТИН® АСПАРТАТ входит в топ-15 лекарственных средств с наибольшим маржинальным доходом в своей конкурентной группе** по итогам первых 10 мес 2015 г. (данные за октябрь предварительные).
Ну и последнее — в качестве вишенки на торте розничных продаж препарата — стартовавшая в конце ноября мощная рекламная кампания в средствах массовой информации — дополнительный аргумент для работы с ТИВОРТИН® АСПАРТАТ.
Таким образом, препарат ТИВОРТИН® АСПАРТАТ может стать для аптеки таким необходимым в текущих условиях генератором дополнительной прибыли благодаря хорошей оборачиваемости, популярности среди посетителей аптек, высокому маржинальному доходу, доступной ценовой политике и стартовавшей рекламной кампании.
Формируем Оптимальный товарный запас
Учитывая старт активной промоционной поддержки со стороны компании-производителя целесообразно позаботиться о постоянном наличии препарата ТИВОРТИН® АСПАРТАТ на аптечной полке и рассчитать оптимальный товарный запас данного лекарственного средств. На основе ретроспективной информации (объем продаж за сентябрь 2015 г.) нами подготовлены рекомендации для аптек относительно величины месячного товарного запаса препарата ТИВОРТИН® АСПАРТАТ с учетом их финансовых характеристик (таблица).
Таблица | Рекомендации по объему месячного товарного запаса для препарата ТИВОРТИН® АСПАРТАТ |
Объем месячной выручки аптеки, тыс. грн. | Товарный запас, упаковки | |
Аптеки | Аптечные пункты | |
До 180 | 2–3 | 2–3 |
180–350 | 2–3 | 3–4 |
350–700 | 2–3 | 3–4 |
700–1000 | 3–4 | 4–5 |
Более 1000 | 4–6 | 6–8 |
Важно отметить, что наряду с финансовыми характеристиками торговой точки при планировании товарного запаса препарата ТИВОРТИН® АСПАРТАТ также целесообразно учитывать расположение аптечного учреждения, плотность населения, тип аптечного учреждения (открытого/закрытого типа) и другие факторы. Кроме того, следует помнить, что на курс лечения (согласно инструкции 8–15 дней, по 5 мл 3–8 раз в сутки) одному пациенту необходимо 120–600 мл или 2–6 флаконов по 100 мл или 1–3 — по 200 мл. Поэтому может быть целесообразно обеспечивать наличие достаточного количества упаковок в соответствии с курсом приема.
«Золотому» товару — «золотая» полка
Значимая роль в увеличении объема продаж той или иной категории принадлежит выкладке препаратов на аптечной полке. Для того чтобы сделать акцент на препарате ТИВОРТИН® АСПАРТАТ, целесообразно разместить его в «горячей» зоне — на уровне глаз или рук посетителя аптеки. Это полки, куда в первую очередь падает взгляд покупателя. Также не следует забывать о правиле двойного фейсинга — расположив рядом две упаковки ТИВОРТИН® АСПАРТАТ можно благотворно повлиять на его продажи в аптеке.
На заметку фармацевту или Кому порекомендовать ТИВОРТИН® АСПАРТАТ?
ТИВОРТИН® АСПАРТАТ показан к применению в составе комплексной терапии ишемической болезни сердца, атеросклероза сосудов сердца и головного мозга, артериальной гипертензии, атеросклероза периферических сосудов, после перенесенного острого инфаркта миокарда и острого нарушения мозгового кровообращения, хронической сердечной недостаточности и т.д. Кроме того, действующее вещество препарата ТИВОРТИН® АСПАРТАТ — L-аргинин, рекомендован Европейским обществом урологов для лечения эректильной дисфункции. Поэтому целесообразно порекомендовать обратить внимание на препарат мужчинам и женщинам среднего и старшего возраста, столкнувшимся с первыми признаками атеросклероза, которые:
- жалуются на хроническую головную боль, метеочувствительность, шум в ушах (приобретают препараты от головной боли);
- жалуются на снижение работоспособности, хроническую общую усталость, снижение памяти;
- интересуются препаратами для терапии нарушений половой сферы у мужчин;
- интересуются препаратами для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
Примечательно, что недавно появилась новая форма выпуска препарата — однодозовые контейнеры 5 мл, № 10, которые подойдут, в первую очередь, людям, ведущим активный образ жизни, работающим, поскольку данная форма выпуска позволяет всегда иметь при себе препарат и не пропускать его прием.
Таким образом, фокус на препараты, применяющиеся при сердечно-сосудистых заболеваниях, позволит аптеке одновременно получить генератор стабильной прибыли и лояльность пациентов за проявленную заботу об их здоровье.