Sales
Общеизвестно, что витамины необходимы для нормальной жизнедеятельности человеческого организма. Они способствуют нормализации обмена веществ, повышают работоспособность, устойчивость к инфекциям. При отсутствии или дефиците в рационе тех или иных витаминов возникает гиповитаминоз.
На отечественном фармрынке аптечные продажи витаминной продукции характеризуются сезонностью. Всплеск реализации отмечают весной и осенью, когда человеческий организм особенно нуждается в поддержке/применении витаминов. На аптечных полках эта продукция представлена в широком ассортименте. У потребителя есть выбор, но экономическая нестабильность в прошлом году заставила/научила его внимательно подходить к вопросу выбора. Экономия средств, в свою очередь, отразилась на рыночном развитии некоторых препаратов группы А11 «Витамины». Одним из лекарственных средств, которые развивались вопреки рыночным канонам, был НЕЙРОВИТАН®. Этот препарат представляет собой эффективный комплекс витаминов группы В (в состав входят: витамин В1 (октотиамин) 25 мг; витамин В2 (рибофлавин) 2,5 мг; витамин В6 (пиридоксина гидрохлорид) 40 мг; витамин В12 (цианокобаламин) 250 мкг).
В целом по итогам 2009 г. рыночное развитие группы препаратов А11Е «Комплексы витаминов группы В, включая комбинации», в которой представлен НЕЙРОВИТАН®, было сдержанным/ умеренным (+17,0%). НЕЙРОВИТАН® также продемонстрировал лучшую динамику — прирост объема аптечных продаж в денежном выражении составил 30,8% относительно 2008 г. (рис. 1). В целом же в 2009 г. аптечными учреждениями было реализовано 550,7 тыс. упаковок НЕЙРОВИТАНА на сумму 23,9 млн грн. Следует отметить, что в текущем году продажи НЕЙРОВИТАНА продолжают динамично развиваться. По итогам I кв. 2010 г. темпы прироста объема аптечной реализации НЕЙРОВИТАНА в денежном выражении составили 16%, а в натуральном — 29% (рис. 2). Эти показатели значительно опередили таковые продаж группы препаратов А11Е. Заслуживает внимания также увеличение доли НЕЙРОВИТАНА в общем объеме аптечной реализации препаратов группы А11Е как в денежном, так и натуральном выражении (рис. 3). В I кв. 2010 г. эти показатели увеличились до 38,1 и 43,5% соответственно.



Конкурентной средой НЕЙРОВИТАНА принято считать лекарственные средства групп А11D В «Витамин В1 в сочетании с витамином В6 и/или В12» и A11E A «Комплексы витаминов группы В без добавок». По итогам I кв. 2010 г., как и в аналогичные периоды 2008–2009 гг., НЕЙРОВИТАН® занял лидирующую позицию по объему аптечных продаж в денежном выражении среди торговых наименований препаратов групп А11D В и A11E A (табл. 1).
Таблица 1 | Топ-5 торговых наименований препаратов групп А11D В «Витамин В1 в сочетании с витамином В6 и/или В12» и A11E A «Комплексы витаминов группы В без добавок» по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I кв. 2008–2010 гг. |
Торговое наименование | № п/п, год | ||
2010 | 2009 | 2008 | |
НЕЙРОВИТАН®, Мегаком (Украина), табл. п/о, № 30 | 1 | 1 | 1 |
МИЛЬГАММА®, Woerwag Pharma (Германия), р-р д/ ин. амп. 2 мл, № 5 | 2 | 3 | 3 |
НЕЙРОРУБИН™, Mepha (Швейцария), р-р д/ин. амп. 3 мл, № 5 | 3 | 2 | 2 |
НЕРВИПЛЕКС, Jayson Pharmaceuticals (Бангладеш), р-р д/ин. амп. 2 мл, № 10 | 4 | 4 | 4 |
НЕЙРОРУБИН-ФОРТЕ ЛАКТАБ, Mepha (Швейцария), табл. п/о, № 20 | 5 | 6 | 6 |
В целом региональное распределение объема аптечных продаж НЕЙРОВИТАНА свидетельствует о том, что максимальную выручку он приносит столичным аптечным учреждениям, а также таковым в других крупных регионах, таких как Днепропетровская, Харьковская области и др. (рис. 4). По итогам 2009 г. максимальное увеличение объема продаж НЕЙРОВИТАНА в денежном выражении (свыше 60%) отмечают в аптечных учреждениях 6 регионов, например в Сумской, Житомирской и других областях.
Инфляционные процессы в 2009 г. значительно корригировали стоимость фармацевтической продукции. Важно отметить, что средневзвешенная стоимость 1 упаковки НЕЙРОВИТАНА с января текущего года снижается ежемесячно в среднем на 10% относительно аналогичных периодов предыдущего года. И если еще в марте 2009 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки НЕЙРОВИТАНА составляла 45,2 грн., то уже спустя год этот показатель снизился до 40,7 грн.
Marketing
Залогом успешного развития любого продукта является его маркетинговое продвижение. Так, рыночные победы и постоянное движение вперед для НЕЙРОВИТАНА обеспечивает эффективная маркетинговая политика компании «Мегаком», которая представляет этот продукт на отечественном фармрынке. Результаты грамотной и плодотворной работы говорят сами за себя. Для группы препаратов А11Е «Комплексы витаминов группы В, включая комбинации» среди всех воспоминаний врачей о визитах медпредставителей по итогам I кв. 2010 г. более половины обеспечены исключительно воспоминаниями о визитах таковых с промоцией НЕЙРОВИТАНА — 60% (рис. 5). Следует сказать, что по итогам 2009 г. количество воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей для этого брэнда увеличилось на 7% относительно 2008 г., в то время как для группы А11Е этот показатель характеризовался убылью в размере 15%. Вполне очевидно, что занять место в памяти врачей НЕЙРОВИТАНУ удалось с помощью сегментации. Так, по итогам 2009 г. компания сфокусировалась на визитах медпредставителей к неврологам, терапевтам/семейным врачам и педиатрам. Количество воспоминаний врачей этих специальностей значительно увеличилось относительно 2008 г. (рис. 6).


Еще одним конкурентным преимуществом НЕЙРОВИТАНА является рекламная активность на телевидении. Причем в течение 2009 г. компания «Мегаком» инвестировала в ТВ-рекламу НЕЙРОВИТАНА практически ежемесячно, что позволило этому брэнду оставаться в поле зрения конечного потребителя практически весь 2009 г. В текущем году компания также позаботилась о его продвижении с помощью ТВ-рекламы.
Одна из наиболее важных задач в процессе управления продажами — формирование товарных запасов. Порой специалистам отделов закупок аптечных учреждений сложно спрогнозировать точную ситуацию, и это вызывает много вопросов. Особенно с учетом полноты ассортиментной линейки в аптечных учреждениях. Ведь здесь необходимо обращать внимание на качественные и ценовые характеристики препарата, маркетинговое продвижение и конкурентную среду. Мы постарались спрогнозировать потребности аптечных учреждений в закупках НЕЙРОВИТАНА, оперируя точными аналитическими данными об объеме его продаж в марте 2010 г. (как наиболее приближенный к будущим периодам месяц). Анализ базируется на способности каждой торговой точки (ТТ) с определенными финансовыми характеристиками реализовать конкретное количество упаковок НЕЙРОВИТАНА в месяц. Как выяснилось, максимальный объем продаж препарата сконцентрирован в аптеках (рис. 7). В марте 2009 г. одной ТТ с объемом выручки 70–100 тыс. грн. было реализовано 100 упаковок НЕЙРОВИТАНА, что свидетельствует о большом объеме товарных запасов этого препарата (рис. 8). Минимальные показатели объема продаж НЕЙРОВИТАНА, очевидно, были обусловлены ограниченным товарным запасом этого препарата в ТТ.


Традиционно в наших публикациях мы приводим рекомендации по величине месячного товарного запаса, в данном случае препарата НЕЙРОВИТАН® для специалистов отделов закупок аптечных учреждений с различными финансовыми характеристиками (табл. 2). Следует отметить, что рекомендованные данные указывают только на минимальное количество упаковок, которое может быть реализовано в аптечном учреждении. Максимальное количество товарных запасов НЕЙРОВИТАНА специалистам отдела закупок необходимо рассчитывать исходя из территориальных и финансовых особенностей той или иной ТТ.
Таблица 2 | Рекомендации по объему среднего месячного товарного запаса НЕЙРОВИТАНА в натуральном выражении для всех типов ТТ с различными финансовыми характеристиками (за основу взяты данные об объеме реализованных упаковок в марте 2010 г.) |
Объем месячной выручки, тыс. грн. | Тип ТТ | ||
Аптеки | Аптечные пункты | Аптечные киоски | |
до 70 | 3–4 | 3–4 | 3–4 |
от 70 до 100 | 4–6 | 4–5 | 6–8 |
от 100 до 200 | 6–10 | 6–8 | 6–8 |
от 200 до 400 | 10–20 | 9–10 | 10–20 |
от 400 до 700 | 20–30 | 25–30 | 20–25 |
более 700 | 35–40 | – | 30–35 |
summary
Таким образом, успешное развитие на отечественном фармрынке НЕЙРОВИТАНА свидетельствует о том, что он завоевал доверие у широкого круга пациентов и пользуется популярностью. Маркетинговая активность по продвижению НЕЙРОВИТАНА повышает его узнаваемость и позволяет постоянно находиться на глазах потребителя. Позволим себе предположить, что такие промоционные усилия увеличат число его поклонников. К тому же для потребителей, разумно распоряжающихся своими доходами, цена НЕЙРОВИТАНА, которая начала снижаться в текущем году, — весомое конкурентное преимущество. Наличие этого препарата на полке аптеки может сделать его более успешным и поможет укрепить здоровье потребителей!
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим