ПОТРЕБЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ГОСПИТАЛЬНОМ СЕГМЕНТЕ
По итогам I кв. 2017 г. объем госпитального рынка лекарственных средств составил 877,8 млн грн. за 11,6 млн упаковок, уменьшившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 18,1% в денежном и на 24,5% в натуральном выражении (рис. 1). Удельный вес госпитального сегмента в общем объеме рынка лекарственных средств по итогам исследуемого периода составил 5,6% в денежном и 4% в натуральном выражении.

Важно отметить тенденции в структуре госпитальных поставок лекарственных средств в разрезе страны-производителя. По количеству поставленных упаковок препараты украинского производства со значительным перевесом опережают таковые зарубежного, с каждым годом увеличивая свою долю в госпитальном сегменте. В I кв. 2017 г. доля отечественных препаратов в структуре госпитальных поставок в натуральном выражении увеличилась на 3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рис. 2). В то же время их удельный вес в денежном выражении уменьшился на 10% и составил 44% (рис. 3). Рассмотрим более подробно, как за последний год изменилась структура потребления лекарственных средств в госпитальном сегменте в денежном выражении. Так, существенно увеличили свой удельный вес препараты из Великобритании, Швейцарии и Германии. Увеличение доли препаратов из Западной Европы может быть обусловлено передачей централизованных закупок международным организациям.


В рейтинге препаратов АТС-классификации 4-го уровня по объему госпитальных поставок в анализируемый период лидируют ферменты (A16A B), потребление которых в госпитальном сегменте существенно увеличилось (табл. 1). Также значительно поднялись в рейтинге ингибиторы протеинкиназы (L01X E), которые применяются для лечения онкологических заболеваний.
Таблица 1 | Топ-10 групп АТС-классификации 4-го уровня по объему госпитальных поставок лекарственных средств в денежном выражении по итогам I кв. 2017 г. с указанием позиции в рейтинге по итогам аналогичного периода 2015–2016 гг. |
Код АТС 4-го уровня | 2017 | 2016 | 2015 |
A16A B Ферменты | 1 | 21 | 135 |
B05B B Растворы, применяемые для коррекции нарушений электролитного баланса | 2 | 8 | 22 |
B05X A Растворы электролитов | 3 | 6 | 14 |
L01X E Ингибиторы протеинкиназы | 4 | 168 | 109 |
A10A B Инсулины и аналоги для инъекций быстрого действия | 5 | 7 | 17 |
J01D D Цефалоспорины третьего поколения | 6 | 3 | 7 |
A10A C Инсулины и аналоги для инъекций средней продолжительности действия | 7 | 11 | 24 |
R05C B Муколитические средства | 8 | 49 | 90 |
A10A E Инсулины и аналоги для инъекций длительного действия | 9 | 24 | 35 |
N02A B Производные фенилпиперидина | 10 | 9 | 18 |
Лидерство ферментов отражено также в рейтинге брэндов (табл. 2). Так, топ-3 брэндов по объему госпитальных поставок в денежном выражении в I кв. 2017 г. относятся к этой группе препаратов — Элапраза, Церезим и Альдуразим.
Таблица 2 | Топ-10 брэндов лекарственных средств по объему госпитальных поставок в денежном выражении по итогам I кв. 2017 г. с указанием позиции в рейтинге по итогам аналогичного периода 2015–2016 гг. |
Брэнд | 2017 | 2016 | 2015 |
Элапраза | 1 | 19 | – |
Церезим | 2 | – | 234 |
Альдуразим | 3 | 82 | – |
Тасигна | 4 | 2466 | 271 |
Реосорбилакт | 5 | 5 | 19 |
Натрия хлорид | 6 | 4 | 14 |
Фармасулин | 7 | 8 | 16 |
Пульмозим | 8 | 132 | 523 |
Тивортин | 9 | 6 | 17 |
Наглазим | 10 | 81 | – |
Также интересно проследить за изменением структуры госпитального рынка в разрезе рыночного статуса препаратов. Львиную долю в этом сегменте занимают генерические препараты (рис. 4–5). Следует обратить внимание на значимое увеличение доли оригинальных лекарственных средств в структуре госпитального рынка в денежном выражении, тогда как их удельный вес в натуральном выражении, наоборот, сокращается. Так, средневзвешенная стоимость 1 упаковки оригинального препарата в I кв. 2017 г. более чем в 3 раза превышает этот показатель по итогам аналогичного периода предыдущего года, что, вероятно, также связано с закупками через международные организации.


Напомним, в публикациях «Еженедельника АПТЕКА» мы анализировали закупки через международные организации за средства государственного бюджета 2015 г. по данным отчета МЗ Украины, опубликованного в декабре 2016 г., и акцентировали внимание на том, что многие дорогостоящие препараты были закуплены дороже, чем средняя цена в референтных странах.
Много вопросов вызывают сроки поставки в регионы Украины препаратов, закупленных через международные организации. Так, лекарственные средства, закупленные за деньги государственного бюджета 2015 г., начали поставляться только в 2016 г., что обусловлено поздним проведением тендеров (в конце года) (рис. 6). С 2016 г. уже все закупки по централизованным программам переданы международным организациям. Судя по всему, ситуация с поставками медикаментов повторяется. Так, согласно последнему отчету МЗ Украины по состоянию на 8 июня 2017 г. только 8,8% лекарственных средств и медицинских изделий, закупленных за средства государственного бюджета 2016 г., поставлено в регионы. Возникает вопрос о целесообразности проведения таких закупок в то время, когда в Украине запущена система электронных государственных закупок ProZorro.

PROZORRO
Электронная система закупок ProZorro стартовала в 2015 г. в пилотном режиме, а с 1 августа 2016 г. использование этой системы вышло на общенациональный уровень. Согласно действующему законодательству о государственных закупках, если ожидаемая сума закупки превышает 200 тыс. грн., процедура должна проводиться через систему ProZorro, если она меньше, то использование этой системы необязательно и остается на усмотрение заказчика. При этом если сума закупки попадает в диапазон 50–200 тыс. грн., заказчику необходимо опубликовать отчет о проведении закупки в системе ProZorro.
Развитие проекта хорошо иллюстрирует динамика проведения тендерных закупок лекарственных в системе ProZorro (рис. 7). В марте 2017 г. количество акцептированных тендеров уже превышает тысячу, а общая сумма акцептов достигла почти 200 млн грн.

Если сравнивать суммы акцептированных тендеров и запланированный бюджет (сумма, которую заказчики планировали потратить на проведение закупок), важно отметить следующее. По итогам января–марта 2017 г. сумма акцептированных тендеров на площадках ProZorro на 34% меньше по сравнению с запланированным бюджетом.
ЛИДЕРЫ ТЕНДЕРНЫХ ЗАКУПОК
В анализируемый период лидерами среди брэндов лекарственных средств по объему акцептированных тендеров за средства государственного бюджета в денежном выражении являются препараты Алувиа (для лечения ВИЧ), Элапраза (для терапии синдрома Хантера) и Церезим (для лечения болезни Гоше) (табл. 3). Соответственно, в аналогичном рейтинге международных непатентованных наименований (МНН) лекарственных средств лидируют комбинации ритонавир+лопинавир, идурсульфаза и имиглюцераза (табл. 4). В таблицах также представлены рейтинги брэндов и МНН, которые закупались за средства местных бюджетов. Рейтинг поставщиков по объему акцептированных тендеров за средства государственного бюджета возглавляет фонд ЮНИСЕФ, а за средства местных бюджетов — компания БАДМ-Б (табл. 5).
Таблица 3 | Топ-10 брэндов лекарственных средств по объему тендерных закупок в денежном выражении по итогам I кв. 2017 г. |
№ п/п |
Государственный бюджет | Местные бюджеты |
1 | Алувиа | Фентанил |
2 | Элапраза | Промедол |
3 | Церезим | Туберкулин |
4 | Альдуразим | Натрия хлорид |
5 | Наглазим | Морфина гидрохлорид |
6 | Тасигна | Сибазон |
7 | Ревацио | Омнопон |
8 | Пульмозим | Тиопентал |
9 | Хумира | Реосорбилакт |
10 | Презиста | Цефтриаксон |
Таблица 4 | Топ-10 МНН лекарственных средств по объему тендерных закупок в денежном выражении по итогам I кв. 2017 г. |
№ п/п |
Государственный бюджет | Местные бюджеты |
1 | Ритонавир+лопинавир | Фентанил |
2 | Идурсульфаза | Морфин |
3 | Имиглюцераза | Диазепам |
4 | Ларонидаза | Тримеперидин |
5 | Галсульфаза | Натрия хлорид |
6 | Нилотиниб | Цефтриаксон |
7 | Силденафил | Тиопентал натрия |
8 | Дорназа альфа | Дорназа альфа |
9 | Адалимумаб | Пропофол |
10 | Дарунавир | Такролимус |
Таблица 5 | Топ-10 поставщиков лекарственных средств по объему тендерных закупок в денежном выражении по итогам I кв. 2017 г. |
№ п/п |
Государственный бюджет | Местные бюджеты |
1 | Фонд детский ЮНИСЕФ*** (Киев) | БАДМ-Б (Днепропетровск) |
2 | Genzyme Europe (Нидерланды) |
Центр медицинский Медцентр М.Т.К. (Киев) |
3 | Shire Pharmaceuticals Ireland (Ирландия) | Медфарком-Центр (Киев) |
4 | Биомарин Фармасьютикал Инк. (США) | Фармация КП (Киев) |
5 | Фармадис (Крюковщина) |
Укроптпостач (Киев) |
6 | Pfizer H.C.P. Corporation (США) | Черновцыфармация (Черновцы) |
7 | Рош Украина (Киев) | Фармадис (Крюковщина) |
8 | AbbVie Logistics (Нидерланды) |
Фармпланета (Киев) |
9 | БАДМ-Б (Днепр) | Фармация ОКП (Днепропетровск) |
10 | KRKA d.d. Novo Mesto (Словения) | Скайинвест (Каменка-Бугская) |
СТРУКТУРА РАСХОДОВ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В рамках данного обзора также интересно проанализировать структуру расходов лечебно-профилактических учреждений на основании данных портала E-DATA.
В качестве примера рассмотрим 8 больниц разного типа — областные, городские, районные, центры оказания первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Как свидетельствуют аналитические данные, в среднем 10% расходов направляются на закупку лекарственных средств и медицинских изделий (рис. 8).

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важно обратить внимание на тенденции в структуре госпитальных поставок лекарственных средств, вероятно, связанные с передачей централизованных закупок международным организациям, — увеличение доли отечественных препаратов в натуральном выражении, а также рост удельного веса препаратов из Западной Европы (Великобритания, Швейцария) и доли оригинальных препаратов в денежном выражении.
Следует отметить, что закупки препаратов международными организациями за средства государственного бюджета 2016 г. в текущем году еще продолжаются, а в регионы из них поставлено лишь 8,8%. По-прежнему остается открытым вопрос о своевременной поставке необходимых лекарственных средств, а также прозрачности проведения закупок международными организациями. При этом МЗ Украины осуществляет 100% предоплату международным организациям, которая также включает оплату их услуг.
Возникает вопрос о целесообразности проведения таких закупок в то время, когда в Украине запущена система электронных государственных закупок ProZorro, которая работает по принципу редукциона, а одним из основных принципов является прозрачность проведения закупок. Возможно, стоит отказаться от закупок через международные организации и передать их в регионы.
Система ProZorro зарекомендовала себя как эффективный инструмент закупки товаров и услуг по наиболее привлекательной цене. Так, по итогам января–апреля 2017 г. сумма акцептированных тендеров по закупке лекарственных средств на площадках ProZorro на 30,8% меньше по сравнению с запланированным бюджетом. Сэкономленные деньги можно направить на дополнительные закупки.
Однако существует ряд вопросов, которые требуют решения. Например, как прописать в технических характеристиках такие параметры, как качество и эффективность.
Кроме того, законодательство позволяет заказчикам не использовать систему ProZorro, если ожидаемая сума закупки составляет менее 200 тыс. грн. Часть закупок лекарственных средств и медицинских изделий может проводиться небольшими партиями на суму менее 200 тыс. грн., что позволяет осуществлять закупку в обход ProZorro (внетендерная закупка). Тем не менее, количество проводимых тендеров на площадках ProZorro с каждым месяцем увеличивается, как и сума закупки.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим