«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»
По итогам 9 мес 2017 г. совокупный объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 51,4 млрд грн. и 1,2 млрд упаковок. По сравнению с аналогичным периодом 2016 г. объем продаж увеличился на 23,1% в денежном и на 7,5% — в натуральном выражении. В долларовом выражении (по курсу межбанка) также отмечается значительный прирост на уровне 18,2%, а объем продаж составил 1,9 млрд дол. США (рис. 1).

В исследуемый период увеличение объема продаж в денежном и натуральном выражении отмечается для всех категорий товаров «аптечной корзины» (табл. 1).
Таблица 1 | Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2015–2017 гг. |
Год | Лекарственные средства | Медицинские изделия* | Косметика | Диетические добавки | Рынок в целом | |||||||||
Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж | ∆, % | |
Денежное выражение, млн грн. | ||||||||||||||
2015 | 29663,8 | 38,8 | 84,1 | 3043,2 | 47,8 | 8,6 | 1364,5 | 33,2 | 3,9 | 1183,4 | 48,6 | 3,4 | 35255,0 | 39,6 |
2016 | 35112,5 | 18,4 | 84,0 | 3424,7 | 12,5 | 8,2 | 1624,4 | 19,0 | 3,9 | 1624,5 | 37,3 | 3,9 | 41786,1 | 18,5 |
2017 | 43245,9 | 23,2 | 84,1 | 3922,7 | 14,5 | 7,6 | 1920,4 | 18,2 | 3,7 | 2346,7 | 44,5 | 4,6 | 51435,7 | 23,1 |
Натуральное выражение, млн упаковок | ||||||||||||||
2015 | 715,7 | –1,4 | 64,2 | 340,7 | –8,8 | 30,6 | 31,6 | –11,3 | 2,8 | 26,9 | –5,0 | 2,4 | 1114,8 | –4,2 |
2016 | 744,8 | 4,1 | 64,8 | 340,5 | 0,0 | 29,6 | 31,4 | –0,6 | 2,7 | 33,1 | 23,2 | 2,9 | 1149,9 | 3,1 |
2017 | 813,9 | 9,3 | 65,9 | 343,0 | 0,7 | 27,7 | 34,1 | 8,4 | 2,8 | 45,0 | 35,7 | 3,6 | 1235,9 | 7,5 |
В разрезе товаров отечественного и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в натуральном выражении превалируют украинские товары, в то же время в денежном выражении преобладают импортные товары (рис. 2).

В целом за 9 мес 2017 г. темпы прироста аптечных продаж товаров «аптечной корзины» украинских производителей выше таковых для зарубежных как в денежном, так и в натуральном выражении (рис. 3).

По итогам 9 мес 2017 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» составила 41,6 грн. и повысилась на 14,5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. (рис. 4). При этом темпы ее роста замедлились по сравнению с предыдущими годами. Самой дорогостоящей категорией является косметика, средневзвешенная стоимость 1 упаковки которой составила 56,4 грн., лекарственных средств — 53,1 грн., диетических добавок — 52,2 грн., медицинских изделий — 11,4 грн.

РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
В исследуемый период объем продаж лекарственных средств на украинском фармрынке составил 43,2 млрд грн. за 813,9 млн упаковок и увеличился по сравнению с периодом январь–сентябрь 2016 г. на 23,2% в денежном и 9,3% в натуральном выражении. В долларовом выражении объем продаж составил 1,6 млрд дол. и увеличился на 18,3% (рис. 5).

Поквартальная динамика объема продаж свидетельствует о продолжении положительной динамики в развитии рынка. При этом стоит отметить, что с III кв. 2016 г. отмечается устойчивый тренд роста рынка в долларовом выражении (рис. 6).

Индикаторы динамики рынка лекарственных средств в денежном выражении свидетельствуют, что по итогам 9 мес 2017 г. прирост рынка обусловлен преимущественно увеличением объема продаж в упаковках и перераспределением потребления в сторону более дорогостоящих препаратов (рис. 7). Относительно инфляционной составляющей, характеризующей рост цен, следует отметить, что для лекарственных средств она значительно ниже, чем по стране в целом. Так, в исследуемый период инфляция на рынке составляет 5,4%, тогда как в целом по стране — 14,6%.

Темпы прироста розничных продаж рецептурных препаратов выше таковых для лекарственных средств, которые отпускаются без рецепта как в денежном, так и в натуральном выражении, что способствует смещению структуры потребления в сторону рецептурных лекарственных средств (рис. 8).

В денежном выражении темпы прироста продаж украинских и зарубежных (по владельцу лицензии) препаратов практически идентичны, в связи с чем их долевое соотношение не изменилось. В натуральном выражении зарубежные лекарственные средства демонстрируют более высокие темпы прироста, что позволило им укрепить свои позиции в рынке (рис. 9).

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки импортных препаратов более чем в 4 раза выше таковой отечественных. По итогам 9 мес 2017 г. для лекарственных средств зарубежного производства она составила 126,2 грн., в то время как для украинских препаратов этот показатель находится на уровне 30,0 грн. (рис. 10).

По итогам 9 мес 2017 г., более высокие темпы прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года отмечаются для препаратов высокостоимостной ниши, что позволило им увеличить долю в общем объеме продаж (рис. 11).

В разрезе АТС-классификации 1-го уровня по объему аптечных продаж в денежном выражении лидирует группа А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», далее следуют группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» и N «Cредства, действующие на нервную систему» (рис. 12).

КЛЮЧЕВЫЕ ИГРОКИ
Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему розничных продаж в денежном выражении по итогам 9 мес 2017 г. возглавляют Актовегин, Нурофен и Нимесил. Также, значительно улучшив свои позиции по сравнению с аналогичным периодом 2016 г., в топ-30 попали такие брэнды, как Армадин, Эвказолин, Детралекс, Магне-B6, Гидазепам, Боярышника настойка и Карсил (табл. 2).
Таблица 2 | Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 9 мес 2017 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2015–2016 гг. |
Брэнд | № п/п, год |
||
2017 | 2016 | 2015 | |
АКТОВЕГИН | 1 | 1 | 1 |
НУРОФЕН | 2 | 4 | 4 |
НИМЕСИЛ | 3 | 5 | 5 |
НАТРИЯ ХЛОРИД | 4 | 2 | 3 |
НО-ШПА | 5 | 3 | 2 |
ЭССЕНЦИАЛЕ | 6 | 6 | 7 |
РЕОСОРБИЛАКТ | 7 | 11 | 13 |
ЦИТРАМОН | 8 | 7 | 6 |
СПАЗМАЛГОН | 9 | 8 | 9 |
СИНУПРЕТ | 10 | 16 | 21 |
ТИВОРТИН | 11 | 9 | 11 |
КАРДИОМАГНИЛ | 12 | 14 | 14 |
ПАНКРЕАТИН | 13 | 17 | 26 |
НАЛБУФИН | 14 | 13 | 8 |
ДИКЛОБЕРЛ | 15 | 18 | 18 |
АРМАДИН | 16 | 32 | 29 |
ТИОТРИАЗОЛИН | 17 | 23 | 27 |
АЦЦ | 18 | 22 | 24 |
ЛИНЕКС | 19 | 19 | 16 |
ФАРМАЦИТРОН | 20 | 10 | 12 |
ЦЕФТРИАКСОН | 21 | 12 | 15 |
ЭВКАЗОЛИН | 22 | 35 | 47 |
КАПТОПРЕС | 23 | 21 | 23 |
ДЕТРАЛЕКС | 24 | 37 | 55 |
ЭМСЕФ | 25 | 15 | 36 |
МАГНЕ-B6 | 26 | 31 | 60 |
ФАНИГАН | 27 | 28 | 22 |
ГИДАЗЕПАМ | 28 | 38 | 34 |
БОЯРЫШНИКА НАСТОЙКА | 29 | 36 | 43 |
КАРСИЛ | 30 | 45 | 17 |
По итогам 9 мес 2017 г. на вершине рейтинга маркетирующих организаций по объему продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении находятся 3 отечественные компании: «Фармак», «Корпорация Артериум» и Фармацевтическая фирма «Дарница» (табл. 3).
Таблица 3 | Рейтинг маркетирующих организаций по объему аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам 9 мес 2017 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2015–2016 гг. |
Маркетирующая организация |
№ п/п, год |
||
2017 | 2016 | 2015 | |
Фармак (Украина) | 1 | 1 | 1 |
Артериум Корпорация (Украина) | 2 | 2 | 6 |
Дарница (Украина) | 3 | 3 | 4 |
Sanofi (Франция)*** | 4 | 4 | 3 |
Berlin-Chemie (Германия) | 5 | 5 | 2 |
Teva (Израиль) | 6 | 6 | 5 |
Здоровье Группа компаний (Украина) | 7 | 7 | 7 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 8 | 8 | 11 |
Takeda (Япония) | 9 | 9 | 8 |
Юрия-Фарм (Украина) | 10 | 10 | 12 |
KRKA (Словения) | 11 | 11 | 9 |
Кусум Фарм (Украина) | 12 | 15 | 15 |
Дельта Медикел (Украина) | 13 | 14 | 14 |
Sandoz (Швейцария) | 14 | 12 | 13 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 15 | 13 | 10 |
Bayer Consumer Care (Швейцария) | 16 | 16 | 17 |
Acino (Швейцария) | 17 | 22 | 25 |
Servier (Франция) | 18 | 19 | 20 |
Reckitt Benckiser Healthcare International (Великобритания) | 19 | 21 | 22 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) | 20 | 17 | 18 |
Stada (Германия) | 21 | 18 | 21 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 22 | 20 | 19 |
GlaxoSmithKline Consumer Healthcare (Великобритания) | 23 | 23 | 16 |
Abbott Products GmbH (Германия) | 24 | 24 | 23 |
Sopharma (Болгария) | 25 | 25 | 24 |
Alpen Pharma AG (Швейцария) | 26 | 26 | 27 |
Dr. Reddy’s (Индия) | 27 | 27 | 28 |
Bayer Pharmaceuticals (Германия) | 28 | 31 | 31 |
Bionorica (Германия) | 29 | 30 | 32 |
Heel (Германия) | 30 | 29 | 29 |
СЕГМЕНТ ДИСТРИБУЦИИ
По итогам 9 мес 2017 г. топ-3 дистрибьюторов по объему поставок товаров «аптечной корзины» в денежном выражении остается неизменным по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (табл. 4). В исследуемый период удельный вес поставок топ-5 крупнейших дистрибьюторов аккумулирует 85,3% общего объема оптовых поставок товаров «аптечной корзины» в денежном выражении. При этом доля поставок 3 крупнейших дистрибьюторов составляет 78,8%. Это компании «БаДМ», «Оптима-Фарм» и «Вента.ЛТД» (рис. 13).
Таблица 4 | Топ-5 крупнейших дистрибьюторов по объему поставок товаров «аптечной корзины» в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам 9 мес 2017 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2015–2016 гг. |
Дистрибьютор | № п/п, год |
||
2017 | 2016 | 2015 | |
БаДМ (Днепр) | 1 | 1 | 1 |
Оптима-Фарм (Киев) | 2 | 2 | 2 |
Вента.ЛТД (Днепр) | 3 | 3 | 3 |
Фармпланета (Киев) | 4 | 5 | 5 |
Фито-Лек (Харьков) | 5 | 6 | 6 |

ИТОГИ
В начале текущего года эксперты прогнозировали прирост розничных продаж лекарственных средств на уровне 16–18% в денежном и порядка 4% в натуральном выражении. По итогам 9 мес 2017 г. украинский фармрынок развивается довольно высокими темпами, опережая прогнозы. Особенно следует отметить значительный прирост продаж в упаковках (+9,3%) и в долларовом выражении (+18,3%).
Происходит перераспределение потребления в сторону более дорогостоящих препаратов. В структуре продаж отечественных и зарубежных (по владельцу лицензии) лекарственных средств в денежном выражении установился паритет на уровне 43/57% соответственно.
Тройку лидеров по объему продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении продолжают формировать украинские производители. По-прежнему сохраняется и тройка лидеров в сегменте дистрибуции.
Коментарі