Потребность в новых концептуальных подходах к оценке национальных систем здравоохранения и сравнению их друг с другом сегодня огромна. Методология таких исследований в последнее десятилетие глубоко и тщательно проработана с учетом множества новых информационных технологий. Однако, несмотря на заинтересованность как на самом высоком международном (со стороны Европейской комиссии (European Commission), Организации экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Co-operation and Development — OECD), Фонда содружества (Commonwealth Fund), Всемирной организации здравоохранения — ВОЗ), так и на национальном уровне, технологии оценки все еще находятся на начальных этапах развития и по-прежнему существует много нерешенных проблем с дизайном исследований и воплощением в жизнь их результатов (Papanicolas I., Smith P.C., 2013).
Особая роль принадлежит OECD и ВОЗ, которые, используя собственные базы данных, активно работают над сравнительным анализом систем здравоохранения. Наиболее важной является статистика OECD, в том числе Индикаторы качества здравоохранения (Health Care Quality Indicators — HCQI) и База данных ВОЗ «Здоровье для всех» (WHO Health for All database), а также тематические ежегодные публикации «Панорама здравоохранения» (Health at a Glance) и Доклад о состоянии здравоохранения в Европе (European Health Report).
В Европе внедрено и немало других инициатив по оценке систем здравоохранения. Например, Индикаторы здоровья в Европейском Сообществе и их мониторинг (
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Базовый подход к оценке эффективности системы здравоохранения предусматривает следующее. Достигнутые результаты сравнивают с максимально возможными при данном уровне затрат. Графически этот анализ можно представить как указано на рис. 1. Точки А1, 2, 3… соответствуют неким минимальным значениям целевых показателей в гипотетической ситуации с полным отсутствием системы здравоохранения. Точки С1, 2, 3… — предельный, максимальный уровень результата, достижимый при данном уровне затрат. Реальные результаты стран (В1, 2, 3…) находятся между соответствующими им максимумом и минимумом. Их координаты по оси ординат равны а+b. Эффективность системы определяют как b:(b+c), то есть действительную результативность по отношению к потенциальной при существующем уровне затрат (по Murray C.J.L., Frenk J., 2000).

Итогом работы системы, отражающим общественное здоровье, обычно считают продолжительность здоровой жизни (Healthy life expectancy). В «богатых», судя по ВВП на душу населения, странах люди по 7–10 лет своей жизни проводят, будучи ограниченными в повседневной жизнедеятельности вследствие заболевания или травмы. В «бедных» странах этот период растягивается до 20 лет, особенно у женщин.
Именно на этом показателе основано практически эталонное исследование под эгидой ВОЗ (Tandon A., 2000). В качестве независимой переменной в регрессионный анализ включено также среднее количество лет обучения в исследуемых популяциях, так как образованные люди более эффективно пользуются услугами здравоохранения и соответствующей информацией. Авторы отметили, что эффективность и подушные расходы на здравоохранение позитивно связаны между собой. Эта зависимость — пороговая, особенно выражена при затратах более 80 дол. США на 1 человека. То есть при небольших вложениях система едва ли может быть эффективной.
Расширенный подход рассматривает не одну, а 5 целей (результатов) (рис. 2) (Murray C.J.L., Frenk J., 2000). Первые две — улучшение здоровья популяции — как в отношении достигаемого уровня, так и распространенности данного улучшения. Третья и четвертая — отзывчивость, адекватность (responsiveness) системы или соответствие ее законным ожиданиям населения, также в отношении и распространенности. Наконец, пятая цель — справедливость финансирования и защита от финансовых рисков. Она означает, что доля связанных со здоровьем расходов среди других дискреционных (необязательных) не должна быть выше у бедных домовладений по сравнению с зажиточными. Также необходима общая защита от катастрофических финансовых потерь в результате проблем со здоровьем.
Цели (результаты) |
Проявление | |
Уровень | Распространенность | |
Улучшение здоровья популяции | ♦ | ♦ |
Адекватность | ♦ | ♦ |
Справедливость финансирования и защита от финансовых рисков | — | ♦ |
Цели системы здравоохранения (Murray C.J.L., Frenk J., 2000)
Была предпринята и попытка оценить вклад в экономическую эффективность здравоохранения таких факторов, как распространенность курения, ожирения и повышенного употребления алкоголя (Comparative efficiency of health systems, corrected for selected lifestyle factors. Final report. European Commission, 2015). Установлено, что хотя более здоровый образ жизни и ведет к большей ее продолжительности, расходы при этом не уменьшаются, так как имеет место связанная с возрастом большая потребность в услугах здравоохранения.
Первый и единственный глобальный проект подобного рода был приурочен к смене столетия и ознаменовался выходом в свет Отчета о состоянии здравоохранения в мире–2000 (The World Health Report 2000. Health Systems: Improving Performance. Geneva, WHO, 2000), вызвавшего широкий общественный резонанс. Отражает он реалии уже 20-летней давности (основан на данных за 1997 г.), но до сих пор памятен тем, что отвел США, например, 37-е место из 191). В нем можно найти и Украину — на 79‑м месте (табл. 1). Указанная работа вылилась в создание такого инструмента (концепции), как «Оценка деятельности системы здравоохранения» (Health system performance assessment — HSPA) (Murray C.J.L. and Evans D.B., WHO, 2003).
№ п/п | Страна | Индекс общей эффективности |
1 | Франция | 0,994 |
2 | Италия | 0,991 |
3 | Сан-Марино | 0,988 |
18 | Великобритания | 0,925 |
25 | Германия | 0,902 |
37 | США | 0,838 |
39 | Куба | 0,834 |
53 | Ямайка | 0,782 |
79 | Украина | 0,708 |
«ГАЛАКТИКА» HSPA
Таким образом, оценка эффективности здравоохранения — явление очень обширное и многообразное. И дело тут не только в разных источниках информации и методологии, но и в целях и потребителях (заказчиках) исследований (табл. 2). Одной из галактик во «Вселенной оценки эффективности здравоохранения» называют HSPA (Pathways to health system performance assessment. WHO, 2012). Существуют и другие инструменты, например, Цели развития тысячелетия ООН (United Nations Millennium Development Goals — UN MDGs), Здоровье для всех (Health for All) — проекты в целях мониторинга различных реформ, разработки планов, обоснования бюджетов и т.д.
Разнообразие заказчиков и их интересов | |
Пользователи услуг | Помощь в выборе и повышении осведомленности |
Специалисты здравоохранения | Поиск путей оптимизации деятельности |
Руководители здравоохранения | Лучшая управляемость и контроль |
Политики | Политический контроль |
Граждане | Экономическая эффективность и надежность |
Регуляторные органы | Экспертные функции от имени граждан |
Исследователи | Поиск лучших решений |
Разнообразие решений на основе оценки эффективности | |
Выбор провайдера | |
Электоральные предпочтения | |
Выбор лечения | |
Установление контрактных взаимоотношений | |
Назначение поощрений и санкций | |
Влияние на исследования | |
Упор на различные аспекты эффективности | |
Потребности в разных уровнях детализации | |
Адаптация методов анализа и предоставления информации | |
Учет приоритетов в отношении сроков, изложения и точности информации |
Представляющая собой одновременно анализ текущей ситуации и руководство к действию, HSPA преследует такие цели (WHO, 2012; Smith P.C., 2014):
- предоставляет доказательную базу для определения приоритетов и способов их достижения;
- является основой для диалога между различными ведомствами и группами специалистов, сводя и анализируя данные из разных источников для непосредственного принятия решений на их основе;
- способствует формированию единства в понимании всеми заинтересованными сторонами приоритетов и целей системы здравоохранения;
- используется для мониторинга хода реформ и модификации стратегий;
- служит основой для сравнительного анализа между странами;
- способствует повышению прозрачности и адекватности системы здравоохранения нуждам всех задействованных сторон.
Однако сегодня экспертное сообщество испытывает трудности с интерпретацией HSPA и использованием ее для улучшения эффективности, результативности и качества систем здравоохранения. Отсюда — ряд проектов по разработке метода и внедрения его в практической плоскости.
ПРЕДМЕТ И ЦЕЛИ HSPA:
- HSPA — инструмент оптимизации здравоохранения и, в частности, управления отраслью; на всех этапах требует максимальной вовлеченности местных специалистов; HSPA — процесс, а не констатация фактов; составление отчета — только один из этапов;
- HSPA предусматривает широкий спектр целевых параметров; при этом получают целостную картину, а отдельные показатели эффективности (отражающие как средний уровень, так и характер распределения) связывают со стратегией и функциями с помощью определенных индикаторов;
- HSPA не заменяет другие формы управления, а стремится к синергии с ними;
- HSPA успешно используют в руководстве отраслью для информационного обеспечения процесса принятия решений, привлечения партнеров и диалога с ними, повышения прозрачности и качества работы.
Подразделения Европейской комиссии, которые действуют в сфере HSPA, — главные управления по здоровью и безопасности продуктов питания (Directorate General for Health and Food Safety), исследованиям и инновациям (Directorate-General for Research and Innovation), Евростат (Eurostat) и др. Еврокомиссия внедрила также проект «Основные показатели здоровья в Европейском регионе (European Core Health Indicators — ECHI).
Навигатор по данным о здоровье (Health Data Navigator — HDN) является частью финансируемого Еврокомиссией проекта
Существуют также проекты, призванные провести сравнительную оценку национальных систем здравоохранения применительно к отдельным нозологиям. Так, проект «Результативность, производительность и эффективность европейского здравоохранения» (European Health Care Outcomes, Performance and Efficiency — EuroHOPE) оперирует такими параметрами, как исходы, качество, использование ресурсов и финансов. Тем не менее актуальной остается проблема отсутствия общеевропейской концепции, определяющей потребность в тех или иных данных, их
Сравнительный анализ по 38 индикаторам здоровья популяции и здравоохранения с ранжированием по 36 европейским странам предлагает частный проект «Инициативная группа по потребительскому здоровью» (
Осуществить взаимосвязь между лучшими европейскими проектами, занимающимися мониторингом здоровья, здравоохранения, разработкой соответствующих индикаторов, методов оценки и мониторирования системы здравоохранения, призван финансируемый Еврокомиссией проект
(Продолжение следует…)
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим