|
<!–
ТОП-10 – ВЕДУЩИЕ КОМПАНИИ – ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЛС |
–>
Второй год подряд тесное сотрудничество «Еженедельника АПТЕКА» с компанией «Gfk Ukraine» приносит замечательный плод в виде концентрированного мнения операторов фармацевтического рынка друг о друге и о самих себе. Смеем предположить, что это совместное широкомасштабное исследование по праву может считаться в высшей степени информативным и объективным. Причем залогом его достоверности выступает не только десятилетний опыт редакции «Еженедельника АПТЕКА» в создании подобных рейтингов, но и высокий профессионализм сотрудников «Gfk Ukraine», которая является одной из известнейших в мире компаний, специализирующихся на проведении различного рода исследований и опросов.
В пользу высокой точности полученных данных свидетельствуют также некоторые модификации методологии по сравнению с прошлогодним исследованием, связанные с дополнительной объемной кластеризацией выборки экспертов центров закупок и дистрибьюторов. Разумеется, результаты «ФармЭксперт–2005» и «ФармЭксперт–2006» вполне сопоставимы и при сравнении корректно отражают динамику на уровне любых групповых показателей.
В этом году, как и при создании «ФармЭксперт–2005», перечень провизоров первого стола и специалистов центров закупок составлялся случайным образом из базы данных всех аптечных предприятий, имеющих действующую лицензию на розничную реализацию. При этом соблюдалось равномерное географическое распределение по территории Украины.
Таблица
Географическое распределение выборки
Регион | Области |
Западный | Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая |
Центральный | Житомирская, Сумская, Черниговская, Киевская, Винницкая, Полтавская, Кировоградская, Черкасская |
Восточный | Донецкая, Луганская, Харьковская, Днепропетровская |
Южный | АР Крым, Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская |
Киев | г. Киев представлен как самостоятельная административная единица |
Выборка является репрезентативной в разрезе каждого региона. Вес каждого региона в украинском рейтинге приведен к его рыночной доле, а вес голосов экспертов – к рыночной доле их компаний.
Кроме того, в рамках «ФармЭксперт–2006» к отбору экспертов применялись весьма строгие требования. Чтобы принять участие в опросе, каждый респондент предварительно проходил тщательный скрининг, призванный обеспечить наполнение выборки только компетентными специалистами.
На диаграммах рейтинг всех компаний приведен к показателю «100», что является результатом нормирования такового рейтинга. То есть, производителю, набравшему максимальное количество баллов в том или ином рейтинге, было присвоено значение «100», остальным компаниям, участвующим в этом же рейтинге — значение, пропорциональное количеству набранных баллов.
Свою оценку деятельности производителей по итогам 2006 г. дали суммарно 935 экспертов различного профиля
В рейтингах приведены наименования самых крупных звеньев организационной структуры производителей — названия корпораций.
Мы еще раз хотим поблагодарить всех опрошенных за бесценную помощь, которую они оказали в создании этого рейтинга.
МНЕНИЕ ПРОВИЗОРОВ ПЕРВОГО СТОЛА
ВЗГЛЯД ИЗ АПТЕКИ |
По оценкам первостольников | ||
|
В рамках блока «Взгляд из аптеки» свое мнение по поводу лучших производителей ЛС и ИМН высказали провизоры первого стола. Перед ними была поставлена задача назвать тех производителей, которые, на их взгляд, в 2006 г. наилучшим образом соответствовали таким признакам: качество, ценовая привлекательность, широта и обновляемость ассортимента, популярность продукции у конечных потребителей.
Суммарный балл каждого названного производителя рассчитывался как суммарное количество упоминаний о нем в ответах респондентов, умноженное на определенный балл (за первое место компания получала 10 баллов, а за десятое, соответственно — 1).
Как и в предыдущем году, всего было опрошено 500 первостольников по 100 в каждом регионе. Опрос проводился сотрудниками компании «Gfk Ukraine» при личной встрече с каждым респондентом.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ ЦЕНТРОВ ЗАКУПОК
ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ |
По оценкам экспертов по закупкам | ||
|
Вес критериев | ||
|
В рамках блока «Экспертный профиль» деятельность компаний — производителей ЛС и ИМН по мультикритерийному признаку оценивали эксперты центров закупок. При этом каждый из опрошенных респондентов указал, какова, на его взгляд, значимость таких критериев оценки производителя:
– качество продукции
– ценовая привлекательность продукции
– широта и обновляемость ассортимента производителя
– популярность продукции у медицинских специалистов
– рекламная поддержка
– популярность продукции у конечных потребителей.
Для большинства респондентов наиболее значимым оказалось качество продукции. Далее следуют ценовая привлекательность продукции, а также широта и обновляемость ассортимента. Популярность продукции у медицинских специалистов, конечных потребителей и ее рекламная поддержка, по мнению экспертов, также важны, но в меньшей степени, чем ранее названные факторы.
Всего было опрошено 402 работника центров закупок (для сравнения, 359 в рамках «ФармЭксперт–2005»), около 80 в каждом регионе. Причем их кластеризация осуществлялась не только по территориальному распределению, но и с учетом размера аптечной сети. Сотрудники компании «Gfk Ukraine» опрашивали экспертов центров закупок по телефону.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ ДИСТРИБЬЮТОРОВ
ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ |
По оценкам экспертов дистрибьюторов | ||
|
Вес критериев | ||
|
Еще одной весьма важной группой опрошенных в рамках блока «Экспертный профиль» стали эксперты дистрибьюторов, которые, со своей точки зрения, указали наилучших производителей ЛС и ИМН. Однако их оценка была особенно глубокой и основывалась на том, что эксперты называли лучших, на их взгляд, производителей по каждому из критериев:
– качество продукции
– широта и обновляемость ассортимента
– качество управления и квалификация персонала
– гибкость ценовой политики
– маркетинговый анализ и рекламная поддержка
– качество сервиса производителя для дистрибьютора.
В результате в процессе обработки данных по каждому из названных производителей учитывался и вес критериев, по которым его рейтинговали. Наиболее важными чертами производителя, по мнению большинства дистрибьюторов, являются качество его продукции и гибкость ценовой политики.
Отметим, что выборка компаний-дистрибьюторов кластеризовалась по объемному показателю, поскольку в результате повышения конкурентной активности между дистрибьюторами консолидация товарооборота в руках лидеров заметно увеличилась. Поэтому особенно тщательно опрашивались наиболее крупные дистрибьюторы, хотя для того, чтобы охватить мнения максимально широкого круга операторов рынка, было опрошено и несколько экспертов от небольших компаний. Всего было заполнено 33 анкеты. Эта часть исследования проводилась силами внешней службы компании «МОРИОН».
ФАРМСТАНДАРТ |
<!–
«ФАРМСТАНДАРТ»
–>
по объемам продаж ЛС в 2006 годув денежном выражении (в розничных ценах) | ||
|
Картина активности производителей на фармацевтическом рынке Украины могла бы показаться нашему читателю не вполне завершенной без указания каких-либо количественных показателей их успешности. Ведь приведенные рейтинги мнений следует считать скорее репутационными, то есть качественными. И здесь нам на помощь приходит система исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».
Данные о реальных объемах аптечных продаж продукции представленных в рейтингах производителей, бесспорно, в полной мере дополнят это исследование количественной составляющей. n
ТОП-10 – ВЕДУЩИЕ КОМПАНИИ – ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЛС
|
Экспертный профиль | Взгляд аптеки |
Киев | |
![]() |
![]() |
В анкетах 79 респондентов упоминалось 57 компаний |
В анкетах 100 респондентов упоминалось 19 компаний |
Центральный регион | |
![]() |
![]() |
В анкетах 83 респондентов упоминалось 63 компании |
В анкетах 100 респондентов упоминалось 48 компаний |
Восточный регион | |
![]() |
![]() |
В анкетах 82 респондентов упоминалось 54 компании |
В анкетах 100 респондентов упоминалось 33 компании |
Западный регион | |
![]() |
![]() |
В анкетах 80 респондентов упоминалось 56 компаний |
В анкетах 100 респондентов упоминалось 30 компаний |
Южный регион | |
![]() |
![]() |
В анкетах 78 респондентов упоминалось 56 компаний |
В анкетах 100 респондентов упоминалось 32 компании |
ТОП-10 – ВЕДУЩИЕ КОМПАНИИ – ПРОИЗВОДИТЕЛИ ИМН
|
Украина | |
По оценкам экспертов по закупкам | По оценкам первостольников |
![]() |
![]() |
В анкетах 402 респондентов упоминалось 64 компании |
В анкетах 500 респондентов упоминалось 46 компаний |
Экспертный профиль | Взгляд из аптеки |
Киев | |
![]() |
![]() |
В анкетах 79 респондентов упоминалось 34 компании |
В анкетах 100 респондентов упоминалась 21 компания |
Центральный регион | |
![]() |
![]() |
В анкетах 83 респондентов упоминалось 33 компании |
В анкетах 100 респондентов упоминалась 31 компания |
Восточный регион | |
![]() |
![]() |
В анкетах 82 респондентов упоминалось 26 компаний |
В анкетах 100 респондентов упоминалось 22 компании |
Западный регион | |
![]() |
![]() |
В анкетах 80 респондентов упоминалось 22 компании |
В анкетах 100 респондентов упоминалось 20 компаний |
Южный регион | |
![]() |
![]() |
В анкетах 78 респондентов упоминалась 31 компания |
В анкетах 100 респондентов упоминалась 20 компаний |
ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ |
По оценкам экспертов дистрибьюторов | ||
|
Вес критериев | ||
|
ФАРМСТАНДАРТ |
по объемам продаж ИМНв 2006 г. в денежном выражении (в розничных ценах) |
||
|
КРАТКАЯ СТАТИСТИКА
9 января начался сбор данных для X юбилейного ежегодного рейтинга «Еженедельника АПТЕКА» «ФармЭксперт-2006». К моменту выхода этой публикации было обработано 500 анкет провизоров первого стола и 402 анкеты экспертов центров закупок, опрошенных сотрудниками компании «GfK Ukraine». Кроме того, в рамках раздела «В фокусе — производитель» силами внешней службы компании «Морион» было опрошено 33 эксперта от дистрибьюторов (в первую очередь крупнейшие компании). В целом свое мнение о производителях высказало 935 экспертов из различных сегментов фармацевтического рынка Украины.
В следующем номере:
«ФАРМЭКСПЕРТ – 2006»: В ФОКУСЕ – ДИСТРИБЬЮТОР
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим