В данной публикации вниманию читателей представлены ключевые показатели фармацевтического рынка Украины (территории, подконтрольной украинскому Правительству) по итогам января 2018 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research».
РОЗНИЧНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ*
Рис. 1

Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Межбанка) по итогам января 2016–2018 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 2

Индикаторы изменения объема аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам января 2016–2018 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 3

Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам января 2016–2018 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 4

Темпы прироста/убыли аптечных продаж товаров «аптечной корзины» зарубежного и отечественного производства (по владельцу лицензии) в денежном и натуральном выражении по итогам января 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 5

Структура аптечных продаж товаров «аптечной корзины» украинского и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в денежном и натуральном выражении по итогам января 2018 г. в разрезе категорий товаров
Рис. 6

Структура аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в разрезе ценовых ниш** в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли объема их аптечных продаж по итогам января 2017–2018 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Таблица 1 | Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам января 2016–2018 гг. |
Январь, год | Лекарственные средства | Медицинские изделия*** |
Диетические добавки | Косметика | Рынок в целом |
|||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж | ∆, % | |
Денежное выражение, млн грн. | ||||||||||||||
2016 | 4116,8 | 36,4 | 85,3 | 372,0 | 27,9 | 7,7 | 163,9 | 29,0 | 3,4 | 171,5 | 44,8 | 3,6 | 4824,3 | 35,7 |
2017 | 4908,5 | 19,2 | 84,5 | 433,1 | 16,4 | 7,5 | 205,1 | 25,1 | 3,5 | 262,9 | 53,3 | 4,5 | 5809,6 | 20,4 |
2018 | 5748,3 | 17,1 | 83,9 | 515,8 | 19,1 | 7,5 | 238,3 | 16,2 | 3,5 | 348,2 | 32,4 | 5,1 | 6850,6 | 17,9 |
Натуральное выражение, млн упаковок | ||||||||||||||
2016 | 89,8 | 11,5 | 67,3 | 36,6 | 1,6 | 27,4 | 3,4 | –4,9 | 2,6 | 3,6 | 12,2 | 2,7 | 133,5 | 8,1 |
2017 | 96,0 | 6,9 | 68,0 | 36,1 | –1,5 | 25,5 | 3,8 | 12,2 | 2,7 | 5,3 | 46,1 | 3,8 | 141,3 | 5,8 |
2018 | 95,0 | –1,1 | 67,5 | 36,3 | 0,4 | 25,7 | 3,9 | 1,7 | 2,8 | 5,6 | 5,7 | 4,0 | 140,8 | –0,4 |
Таблица 2 | Топ-10 маркетирующих организаций по объему товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам января 2018 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2016–2017 гг. |
Маркетирующая организация | 2018 | 2017 | 2016 |
Фармак (Украина) | 1 | 1 | 1 |
Артериум Корпорация (Украина) | 2 | 2 | 2 |
Дарница (Украина) | 3 | 3 | 3 |
Sanofi (Франция) | 4 | 4 | 4 |
Teva (Израиль) | 5 | 6 | 5 |
Berlin-Chemie (Германия) | 6 | 5 | 6 |
Здоровье Группа компаний (Украина) | 7 | 7 | 7 |
Юрия-Фарм (Украина) | 8 | 10 | 13 |
Дельта Медикел (Украина) | 9 | 9 | 10 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 10 | 8 | 8 |
Таблица 3 | Топ-10 брэндов по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам января 2018 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2016–2017 гг. |
Брэнд | 2018 | 2017 | 2016 |
---|---|---|---|
НУРОФЕН | 1 | 1 | 3 |
НИМЕСИЛ | 2 | 2 | 7 |
АКТОВЕГИН | 3 | 3 | 11 |
НАТРИЯ ХЛОРИД | 4 | 7 | 12 |
СИНУПРЕТ | 5 | 9 | 16 |
АЦЦ | 6 | 6 | 6 |
НО-ШПА | 7 | 8 | 9 |
РЕОСОРБИЛАКТ | 8 | 10 | 19 |
ЭССЕНЦИАЛЕ | 9 | 5 | 14 |
ТИВОРТИН | 10 | 18 | 23 |
СЕГМЕНТ ДИСТРИБУЦИИ*
Таблица 4 | Топ-10 дистрибьюторов по объему поставок товаров «аптечной корзины» в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам января 2018 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2016–2017 гг. |
Дистрибьютор | 2018 | 2017 | 2016 |
---|---|---|---|
БаДМ (Днепр) | 1 | 1 | 1 |
Оптима-Фарм (Киев) | 2 | 2 | 2 |
Вента.ЛТД (Днепр) | 3 | 3 | 3 |
Фито-Лек (Харьков) | 4 | 6 | 6 |
Фармпланета (Киев) | 5 | 5 | 5 |
Медицинский центр «М.Т.К.» (Киев) | 6 | 8 | 9 |
Аметрин (Киев) | 7 | 7 | 8 |
Томаш (Харьков) | 8 | — | — |
МЕДХАУЗ СВИС (Днепр) | 9 | 13 | 15 |
Фармако (Киев) | 10 | 11 | 11 |
ПРОМОЦИЯ* И РЕКЛАМА НА ТВ****
Рис. 7

Количество воспоминаний специалистов здравоохранения о различных видах промоции товаров «аптечной корзины» по итогам января 2016–2018 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (25 городов Украины)
Рис. 8

Динамика объема инвестиций фармкомпаний в рекламу товаров «аптечной корзины» на ТВ, а также уровня контакта со зрителем (EqGRP) и количества выходов рекламных роликов по итогам января 2016–2018 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
*Данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».
**Граничные показатели ценовых ниш: низкостоимостная ниша — до 22 грн./упаковка, среднестоимостная ниша — 22–100 грн./упаковка, высокостоимостная ниша — выше 100 грн./упаковка.
***В общий объем аптечных продаж медицинских изделий включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
****Данные исследования телевизионной аудитории принадлежат и предоставлены Индустриальным телевизионным комитетом (ИТК). Оператор панели — Nielsen; мониторинг — Коммуникационный Альянс. Данные по объему инвестиций фармкомпаний в рекламу лекарственных средств на ТВ были рассчитаны для выборки «Вся Украина» («Universe»: лица в возрасте 4+, проживающие в домохозяйствах с ТВ на всей территории Украины) на основании показателя EqPrice за январь 2016 г., январь 2017 г. и январь 2018 г. При расчете показателя EqPrice учтены исключительно лекарственные средства, имеющие соответствующую государственную регистрацию. Если брэнд сформирован несколькими категориями товаров «аптечной корзины», то их доля в рекламном бюджете брэнда определяется пропорционально объему их розничных продаж за соответствующий период. Детальнее по показателям в глоссарии ИТК: tampanel.com.ua/about/glossary/. В рамках данного исследования общий объем инвестиций в рекламу на ТВ рассчитан в ценах прайс-листов рекламных агентств (open-rate). Необходимо учитывать, что представленные показатели объема инвестиций в ТВ-рекламу в среднем в 7 раз выше реальных (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 9 (1030) от 14.03.2017 г.).
Денис Кирсанов
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим