Проектом постановления предлагается ввести референтное ценообразование на лекарственные средства, включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств (далее — Национальный перечень), закупаемых за бюджетные средства.
По итогам 2018 г. доля госпитальных поставок препаратов, включенных в Национальный перечень, составляет 75% в натуральном и 58% в денежном выражении. В целом же по рынку (розничный + госпитальный сегмент) препараты из Национального перечня аккумулируют 34 и 25% соответственно (рис. 1).

При этом предлагается отменить механизм декларирования изменения оптово-отпускных цен на лекарственные средства, которые закупаются за бюджетные средства, и ввести граничный уровень оптово-отпускных цен на основе реферирования.
Кроме того, проектом постановления предлагается регуляция и розничного сегмента в части введения регулирования граничных уровней торговых (розничных) надбавок путем установления регрессивной шкалы, исходя из закупочной цены с учетом налогов, которые не должны превышать следующие размеры:
- закупочная цена до 100 грн. — наценка 25%;
- более 100 до 500 грн. (включительно) — 20%;
- более 500 до 1000 грн. (включительно) — 15%;
- более 1000 грн. — 10%.
В пояснительной записке к проекту постановления говорится, что переход на регрессивную шкалу граничных розничных наценок будет стимулировать аптечные учреждения реализовывать более дешевые препараты, включенные в Национальный перечень, закупочная стоимость которых менее 100 грн. за 1 упаковку.
Анализ структуры аптечных продаж лекарственных средств, включенных в Национальный перечень, в разрезе предлагаемых проектом постановления ценовых ниш свидетельствует о том, что 87% реализуемых упаковок находятся в ценовой категории до 100 грн. за 1 упаковку (рис. 2). А 99% препаратов — до 500 грн. за упаковку.

Стоит отметить, что на сегодня постановлением КМУ от 17.10.2008 р. № 955 на лекарственные средства, включенные в Национальный перечень, установлена граничная розничная наценка на уровне 25%. При этом средняя розничная наценка на рынке в последние 2 года остается стабильной и находится на уровне 19% (рис. 3).

Напомним, что механизм дифференцированных наценок уже применялся в Украине, однако с июля 2015 г. Правительство отказалось от такого механизма, поскольку данная регуляция не оказала положительного влияния на экономическую доступность лекарственных средств для населения, а лишь усложнила администрирование хозяйственной деятельности аптечных учреждений.
На сегодня Национальный перечень содержит 427 международных непатентованных наименований лекарственных средств, а это более 6 тыс. торговых названий препаратов с учетом дозировки, формы выпуска и количества в упаковке.
Таким образом, можно сделать вывод, что предлагаемая регуляция не приведет к ожидаемому эффекту, поскольку для большинства реализуемых препаратов, включенных в Национальный перечень, граничная розничная наценка остается на том же уровне, что и действующая на сегодня. Также регуляция не приведет и к снижению цен, поскольку для большинства препаратов предлагаемый граничный уровень розничных наценок выше среднерыночного показателя.
Если государство действительно хочет стимулировать аптечные учреждения к продаже более дешевых препаратов, включенных в Национальный перечень, то логично снять ограничение наценки на препараты, закупочная стоимость которых менее 100 грн. за 1 упаковку. В условиях высокой конкуренции рыночные механизмы могут эффективно регулировать размер наценки.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим