В данной публикации вниманию читателей представлены ключевые показатели фармацевтического рынка Украины (территории, подконтрольной украинскому Правительству) в феврале 2019 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».
АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА*
Рис. 1

Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Межбанка) по итогам февраля 2014–2019 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 2

Индикаторы изменения объема аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам февраля 2014–2019 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 3

Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам февраля 2017–2019 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 4

Структура аптечных продаж товаров «аптечной корзины» украинского и зарубежного производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам февраля 2019 г. в разрезе категорий товаров
Рис. 5

Структура аптечных продаж товаров «аптечной корзины» украинского и зарубежного производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам февраля 2014–2019 гг.
Рис. 6

Структура аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в разрезе ценовых ниш** в денежном и натуральном выражении по итогам февраля 2014–2019 гг.
Таблица 1. Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам февраля 2017–2019 гг.
Февраль, год | Лекарственные средства | Медицинские изделия | Диетические добавки | Косметика | Рынок в целом | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж | ∆, % | |
Денежное выражение, млн грн. | ||||||||||||||
2017 | 4796,8 | 22,4 | 84,4 | 416,2 | 12,7 | 7,3 | 195,5 | 21,1 | 3,5 | 273,8 | 44,3 | 4,8 | 5682,3 | 22,5 |
2018 | 6020,0 | 25,5 | 84,4 | 516,6 | 24,1 | 7,2 | 224,9 | 15,0 | 3,2 | 371,8 | 35,8 | 5,2 | 7133,2 | 25,5 |
2019 | 6746,9 | 12,1 | 83,2 | 596,2 | 15,4 | 7,4 | 266,7 | 18,6 | 3,3 | 497,3 | 33,8 | 6,1 | 8107,2 | 13,7 |
Натуральное выражение, млн упаковок | ||||||||||||||
2017 | 89,7 | 9,8 | 66,6 | 35,9 | –6,0 | 26,7 | 3,7 | 12,8 | 2,8 | 5,3 | 38,0 | 3,9 | 134,7 | 6,0 |
2018 | 96,5 | 7,6 | 67,5 | 36,7 | 2,1 | 25,6 | 3,7 | –1,8 | 2,6 | 6,1 | 15,6 | 4,3 | 143,0 | 6,2 |
2019 | 90,7 | –6,0 | 64,6 | 39,4 | 7,3 | 28,0 | 3,7 | 1,9 | 2,7 | 6,5 | 6,3 | 4,7 | 140,4 | –1,8 |
Таблица 2. Топ-10 брендов по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам февраля 2019 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2017–2018 гг.
Бренд | 2019 | 2018 | 2017 |
---|---|---|---|
НУРОФЕН | 1 | 1 | 4 |
КСАРЕЛТО | 2 | 33 | 54 |
НАТРИЯ ХЛОРИД | 3 | 3 | 2 |
НИМЕСИЛ | 4 | 5 | 5 |
СИНУПРЕТ | 5 | 4 | 6 |
АКТОВЕГИН | 6 | 2 | 1 |
ТИВОРТИН | 7 | 6 | 11 |
СПАЗМАЛГОН | 8 | 12 | 13 |
РЕОСОРБИЛАКТ | 9 | 7 | 9 |
НО-ШПА | 10 | 8 | 7 |
Таблица 3. Топ-10 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам февраля 2019 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2017–2018 гг.
Маркетирующая организация | 2019 | 2018 | 2017 |
---|---|---|---|
Фармак (Украина) | 1 | 1 | 1 |
Корпорация «Артериум» (Украина) | 2 | 2 | 2 |
Sanofi (Франция) | 3 | 5 | 3 |
Дарница (Украина) | 4 | 4 | 4 |
Teva (Израиль) | 5 | 3 | 6 |
Berlin-Chemie (Германия) | 6 | 6 | 5 |
KRKA (Словения) | 7 | 10 | 10 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 8 | 7 | 8 |
Юрия-Фарм (Украина) | 9 | 8 | 9 |
Группа компаний «Здоровье» (Украина) | 10 | 9 | 7 |
Кусум Фарм (Украина) | 11 | 12 | 14 |
Дельта Медикел (Украина) | 12 | 11 | 13 |
Acino (Швейцария) | 13 | 14 | 12 |
Sandoz (Швейцария) | 14 | 13 | 15 |
Takeda (Япония) | 15 | 15 | 11 |
Reckitt Benckiser (Великобритания) | 16 | 17 | 21 |
Servier (Франция) | 17 | 20 | 19 |
GlaxoSmithKline Consumer Healthcare (Великобритания) | 18 | 24 | 25 |
Bayer Consumer Health (Швейцария) | 19 | 16 | 17 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) | 20 | 18 | 18 |
Abbott Products GmbH (Германия) | 21 | 26 | 23 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 22 | 19 | 16 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 23 | 21 | 24 |
Sopharma (Болгария) | 24 | 25 | 26 |
Bayer Pharmaceuticals (Германия) | 25 | 30 | 27 |
Dr. Reddy’s (Индия) | 26 | 29 | 28 |
Alpen Pharma AG (Швейцария) | 27 | 22 | 22 |
Bionorica (Германия) | 28 | 27 | 30 |
ИнтерХим (Украина) | 29 | 28 | 31 |
Stada (Германия) | 30 | 23 | 20 |
ПРОМОЦИЯ* И РЕКЛАМА НА ТВ***
Рис. 7

Количество воспоминаний специалистов здравоохранения о различных видах промоции**** товаров «аптечной корзины» по итогам февраля 2017–2019 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (25 городов Украины)
Рис. 8

Динамика объема инвестиций фармкомпаний в рекламу товаров «аптечной корзины» на ТВ, а также уровня контакта со зрителем (EqGRP) и количества выходов рекламных роликов по итогам февраля 2017–2019 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
*Данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».
**Граничные показатели ценовых ниш: низкостоимостная ниша — до 22 грн./упаковка, среднестоимостная ниша — 22–100 грн./упаковка, высокостоимостная ниша — выше 100 грн./упаковка.
***Данные исследования телевизионной аудитории принадлежат и предоставлены Индустриальным телевизионным комитетом (ИТК). Оператор панели — Nielsen; мониторинг — Коммуникационный Альянс. Данные по объему инвестиций фармкомпаний в рекламу лекарственных средств на ТВ были рассчитаны для выборки «Вся Украина» («Universe»: лица в возрасте 4+, проживающие в домохозяйствах с ТВ на всей территории Украины) на основании показателя EqPrice за февраль 2017 г., февраль 2018 г. и февраль 2019 г. При расчете показателя EqPrice учтены исключительно лекарственные средства, имеющие соответствующую государственную регистрацию. Если бренд сформирован несколькими категориями товаров «аптечной корзины», то их доля в рекламном бюджете бренда определяется пропорционально объему их розничных продаж за соответствующий период. Детальнее по показателям в глоссарии ИТК: tampanel.com.ua/about/glossary. В рамках данного исследования общий объем инвестиций в рекламу на ТВ рассчитан в ценах прайс-листов рекламных агентств (open-rate). Необходимо учитывать, что представленные показатели объема инвестиций в ТВ-рекламу значительно выше реальных.
****Мониторинг осуществляется в 25 крупнейших городах Украины. В опросе принимают участие эксперты центров закупок, провизоры первого стола и врачи 17 специальностей. Под удаленной коммуникацией стоит понимать телефонные звонки (Call Reps), sms- и Viber-рассылки. Во врачебной аудитории мониторинг этого канала ведется начиная с 2016 г., а с июля 2017 г. — и в аудитории фармацевтов. С января 2018 г. в системе мониторинга среди врачебной аудитории добавлен такой вид промоции, как реклама/информация в интернете.
Денис Кирсанов
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим