Поскольку в Германии принято особое деление аптечного рынка по категориям, обрисуем вначале, что собой представляет исследуемый сегмент. Во-первых, у него есть два «канала потребления»: обычные и дистанционные аптеки (рис. 1).

По условиям отпуска безрецептурный аптечный ассортимент делится на (рис. 2):
- отпускаемые только в аптеках (apothekenpflichtige) безрецептурные (rezeptfreie) препараты;
- свободно продающиеся (freiverkäufliche) лекарственные средства;
- прочие товары для здоровья (Gesundheitsmittel), в том числе диетические добавки и продукты для специальных медицинских целей (сбалансированные диеты).

Предназначенные для свободной продажи (Freiverkäufliche) лекарственные средства пациент может применять самостоятельно при простых расстройствах здоровья. Среди них есть противопростудные, седативные, влияющие на сердечно-сосудистую, пищеварительную систему и метаболизм, применяемые в дерматологии. Такие лекарственные средства могут отпускать как в аптеках, так и прочих торговых точках (супермаркетах, магазинах здоровой пищи, эротических или зоомагазинах). Для осуществления отпуска некоторых из них требуется, чтобы предприниматель, лицо, ответственное за управление бизнесом, или наемный работник-продавец обладали необходимыми знаниями. Такое свидетельство о компетенции (Sachkundenachweis*) получают в уполномоченной торгово-промышленной палате (Industrie und Handelskammer erlangt — IHK).
Получение свидетельства о компетенции НЕ требуется для отпуска:
- готовых лекарственных средств, содержащих известные растения, их части или высушенные соки (предварительно приготовленные и упакованные с их общепринятым немецким названием);
- лечебно-столовые минеральные воды или их копии;
- готовые лекарственные средства, предназначенные для предупреждения беременности или венерических заболеваний;
- перевязочные материалы, дезинфицирующие средства, предназначенные исключительно для наружного применения.
Диетические добавки, продукты для специальных медицинских целей и лечебная косметика не входят в вышеназванную категорию продуктов.
Отпускаемые только в аптеках (apothekenpflichtige) — лидирующая категория в безрецептурном аптечном ассортименте с долей в общем объеме продаж в денежном выражении 72,9%, явно опережающая свободно продающиеся (freiverkäufliche) препараты (4,4%) и прочие товары для здоровья (Gesundheitsmittel) (22,7%) (см. рис. 2).
Значительная часть (примерно каждая восьмая упаковка) безрецептурного аптечного ассортимента приходится на растительные и гомеопатические лекарственные средства. Объем продаж в 2017 г. растительных препаратов — 1,48 евро и 120 млн упаковок, гомеопатических — 630 млн евро и 52 млн упаковок, согласно данным Федеральной ассоциации фармацевтической промышленности (Bundesverband der Pharmazeutischen Industrie — BPI).
Топ-30 за 2018 г.
Tоп-30
1. Лидером по объему продаж является Voltaren Schmerzgel (диклофенак). Спустя 20 лет после изменения статуса на безрецептурный компания GSK за год выручила почти 250 млн евро за свою мазь с обезболивающими и противоспалительными средствами.
2. Sinupret от Bionorica в 2018 г. спустился с 1-го на 2-е место. Одно из самых популярных средств, применяемых при кашле и простудных заболеваниях, после многих лет роста стабилизировало свой результат, сохранив прошлогодний объем продаж.
3. Лидирующим брендом в сегменте аптечной косметики остается Eucerin от Beiersdorf. Сохранив за собой 3-е место в общем рейтинге, он продемонстрировал 5% рост на пути ко 2-му месту.
4. Bepanthen (декспантенол, Bayer) также смог улучшить свою позицию c увеличением объема продаж на 6%.
5. La Roche-Posay — новый флагман L’Oréal, в течение 2 лет поднялся с 8-го на 5-е место.
6. Aspirin (ацетилсалициловая кислота), Bayer.
7. Orthomol (витаминные комплексы) — диетические добавки от одноименной семейной компании.
8. Iberogast — растительный препарат от Bayer.
9. Косметика Vichy от одноименных лабораторий.
10. Wick — комбинированное противопростудное средство компании P&G.
11. Классические гомеопатические средства от DHU.
12. Дермокосметика Avène от Pierre Fabre.
13. Tebonin (экстракт гинкго билоба) — одно из самых дорогих лекарств в безрецептурном сегменте, от Dr. Willmar Schwabe; цена упаковки 30 таблеток — около 25 евро в дозировке 120 мг и 50 евро — 240 мг.
14. Fresubin — энергетические напитки от Fresenius Kabi.
15. Nasenspray Ratiopharm — назальный спрей.
16. Grippostad — противопростудное средство компании Stada.
17. Gelomyrtol — отхаркивающее лекарственное средство растительного происхождения от G. Pohl-Boskamp.
18. Movicol — слабительный продукт от Norgine.
19. Dobendan (флурбипрофен, Reckitt Benckiser) — средство для рассасывания при боли в горле.
20. АСС (ацетилцистеин) от Hexal.
21. Ratiopharm-Ibu (ибупрофен).
22. Magnesium-Verla (магния цитрат) от компании Verla.
23) Linola — косметические средства, Dr. Wolff.
24. Dolormin (ибупрофен), Johnson & Johnson.
25. Thermacare — пластыри (саморазогревающееся медицинское изделие) и крем с капсаицином и ментолом, Pfizer.
26. Vitasprint (витамины), Pfizer.
27. Prospan (Engelhard).
28. Thomapyrin (ибупрофен, ибупрофен с кофеином), Sanofi-Aventis.
29. Nasic — сосудосуживающие спрей, капли в нос, компания Klosterfrau.
30. Bronchipret, Bionorica.
Аптечный безрецептурный сегмент растет медленнее, чем остальной рынок: так, в 2018 г. его объем увеличился на 3%, достигнув 5,1 млрд евро. На уровне рынка в целом «прибавляет в весе» рецептурный сегмент: на 6%, по данным института исследования рынка IQVIA. В составленном аналитической компанией «Insight-health» списке лидеров безрецептурного продуктового сегмента больше всего лекарственных средств — 18, диетических добавок и косметических средств — почти поровну (6 и 5 соответственно) и даже есть медицинское изделие. Компания Bayer встречается в нем 3 раза, все время в первой десятке, а Bionorica, Ratiopharm и Pfizer — по 2.
Лидеры продаж и лончей в стационарных и дистанционных аптеках за 2017 г.
Группы, лидировавшие по объемам продаж в 2017 г., в стационарных и дистанционных аптеках немного отличаются (табл. 1). Так, группы, занимавшие 1-ю и 2-ю позиции, поменялись местами, а на 3-м месте среди доставляемых дистанционно — гомеопатические и антропософские средства. Интересно, что из товаров для здоровья удаленно хорошо продаются пробиотики (табл. 2); вероятно, интернет «знает» о них что-то особенное?
Группы (цитируется согласно источнику) | Объем продаж, млн евро |
Стационарные аптеки | |
R05C0 «Экспекторанты без противомикробных средств» | 502,9 |
N02B2 «Прочие анальгетики, безрецептурные» | 440,3 |
M02A9 «Средства, применяемые местно при суставной и мышечной боли» | 264,0 |
Дистанционные аптеки | |
N02B2 «Прочие анальгетики, безрецептурные» | 56,7 |
R05C0 «Экспекторанты без противомикробных средств» | 53,3 |
V03X5 «Гомеопатические, антропософские» | 52,6 |
Группы (цитируется согласно источнику) | Объем продаж, млн евро |
Стационарные аптеки | |
S01K1 «Искусственные слезы» | 162,1 |
D02J5 «Уход за лицом, против старения, от морщин» | 118,8 |
V06E1 «Специальные продукты питания и напитки» | 118,0 |
Дистанционные аптеки | |
S01K1 «Искусственные слезы» | 34 |
A07Y1 «Пробиотики» | 34 |
D02J5 «Уход за лицом, против старения, от морщин» | 31,8 |
Какие бренды получили пальму первенства в 2017 г. (табл. 3)? Видим, что Iberogast сильно сдал из-за дискуссий по поводу безопасности в связи с наличием чистотела в его составе. А в дистанционном сегменте товаров для здоровья хорошо продаются те бренды (табл. 4), которые в «общий зачет» 2018 г. не попали.
Бренды | Объем продаж, млн евро |
Стационарные аптеки | |
Voltaren Schmerzgel | 179,9 |
Sinupret | 131,5 |
Iberogast | 102,5 |
Дистанционные аптеки | |
Voltaren Schmerzgel | 35,1 |
Tebonin | 22,2 |
Iberogast | 19,9 |
Бренды | Объем продаж, млн евро |
Стационарные аптеки | |
Thermacare | 55,4 |
Movicol | 53,2 |
Orthomol Immun | 34,1 |
Дистанционные аптеки | |
Elasten (пептид коллагена для употребления внутрь) | 11,2 |
Formoline L 112 (продукт для контроля массы тела) | 8,3 |
Keltican forte (употребляют при боли в спине) | 8,1 |
А не увидим ли мы там лидеров из топ-3 самых удачных лончей 2017 г. (табл. 5)? Нет, в тридцатку чемпионов 2018 г. они не вошли. Однако любопытно, что среди лучших новичков — исключительно гомеопатические средства Restaxil (показанное при невралгии), Gelencium (при суставной и мышечной боли) от одноименных компаний и Gracia (капли для похудения) от Theiss Naturwaren. Продукт от д-ра Тайса возглавлял и топ-3 лончей дистанционных аптек в 2017 г. При этом лекарственных средств в нем вообще нет: кроме вышеупомянутой косметики, — диетическая добавка, содержащая D-маннозу Femannose (употребляют при цистите), от Klosterfrau Healthcare Group, и защитный гель на основе термальной воды — Vichy Mineral 89.
Бренды | Объем продаж, млн евро |
Стационарные аптеки | |
Restaxil (гомеопатическое средство) | 6,3 |
Gelencium | 3,7 |
Gracia | 1,9 |
Дистанционные аптеки | |
Mascara med (косметика для ресниц и век) | 17,6 |
Femannose | 5,7 |
Vichy Mineral 89 | 3,4 |
Зачем безрецептурным лекарствам рецепты?
Интересно, что четвертую часть (более 150 млн) от общего количества (около 600 млн) безрецептурных лекарственных средств в действительности отпускают по рецепту! Почему, с чем это связано?
Дело в том, что с 2004 г. безрецептурные препараты больше не оплачивают в рамках обязательного медицинского страхования. Если врач все же считает, что такой препарат необходим для лечения, он может выдать зеленый рецепт. Это гарантирует, что пациент получит именно рекомендуемое лекарство. Исключения, подтверждающие правило: Головной союз государственных больничных касс (GKV-Spitzenverband — GKV) оплатит безрецептурные лекарства, назначенные детям в возрасте до 12 лет, инвалидам до достижения совершеннолетия и в тех случаях, когда они входят в стандарты лечения определенных заболеваний согласно списку безрецептурных льгот (OTC-Ausnahmeliste).
К примеру, в действующий перечень из 46 пунктов входят ацетилсалициловая кислота при ишемической болезни сердца, тот же экстракт листьев гинкго билоба для лечения деменции, растворы и эмульсии для парентерального питания и другие лекарства, применяемые при тяжелых заболеваниях. В случае, когда стоимость безрецептурного препарата должна быть возмещена GKV, врач выпишет розовый рецепт. Еще одна разновидность предписаний — рецепты, выписываемые частнопрактикующими врачами.
По данным института исследования рынка IQVIA, среди рецептов на безрецептурные лекарства увеличилось только число зеленых (на 2,3%), тогда как остальных — уменьшалось, особенно GKV-рецептов (на 2%) (рис. 3). При этом зеленые в 2018 г. составили треть от всех рецептов на безрецептурные лекарства.

Наиболее часто в неоплачиваемых рецептах фигурировали средства от простуды, анальгетики, антидиарейные и антигистаминные препараты. На 10 ведущих групп пришлось более половины выписанных рецептов, а топ-10 брендов (4 лекарства от простуды, 3 — применяемые при заболеваниях пищеварительного тракта и 3 анальгетика) фигурировали почти в 5-й части зеленых предписаний (рис. 4).

Пульмонологи и отоларингологи чаще других врачей сообщали об использовании зеленых рецептов (87 и 86% соответственно). Более 80% педиатров, гастроэнтерологов, гинекологов и врачей общей практики также используют зеленый рецепт, сообщает IQVIA.
В то же время пациенты, приобретающие лекарства по зеленому рецепту, часто могут в определенной степени возместить свои затраты, пользуясь медицинской страховкой. В той или иной степени эти расходы принимают на себя более 70 страховых компаний, о чем свидетельствует список на портале www.aponet.de.
Иногда даже без возмещения зеленый рецепт выгоднее розового. Это касается тех случаев, когда розничная цена препарата (например 20 таблеток цетиризина (10 мг) стоят примерно 3–5 евро) меньше суммы (5 евро) установленного законом дополнительного сбора при отпуске рецептурного препарата (например левоцетиризина). Обойдется без расходов в таком случае и больничная касса (20 таблеток левоцетиризина (5 мг) стоят 15–20 евро), поэтому врачам прямо рекомендуют останавливать свой выбор на безрецептурных препаратах при прочих равных условиях.
Помимо официально утвержденной формы (см. сайт Федерального союза фармацевтических ассоциаций Германии (Bundesvereinigung Deutscher Apothekerverbände — ABDA)), предлагают полиграфические продукты с красочной рекламной информацией. Согласно указанным расценкам реклама на титульном листе рецептурных блоков, предназначенных для 30 тыс. врачей общей практики, стоит 8900 евро, так что зеленый рецепт понемногу торит себе дорожку, находя поддержку у отрасли.
www.sachkundenachweis.info; www.sonnenapotheke-munster.de; www.gkv-spitzenverband.de;
www.g-ba.de; www.aponet.de; www.abda.de; www.der-grüne-rezeptblock.de
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим