МЕТОДОЛОГИЯ
Методология расчета госпитальных закупок предполагает использование данных по акцептированным тендерам, отгрузкам дистрибьюторов и выборки из лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). При расчете учитывается ежемесячный объем финансирования в разрезе местного и государственного бюджетов. В расчете участвуют более 10 тыс. товарных позиций (Stock Keeping Unit — SKU) препаратов и 2,3 тыс. ЛПУ Украины.
Компания «Proxima Research» также мониторирует и систематизирует данные о результатах закупок, проведенных международными организациями, уполномоченными обеспечить потребность в рамках государственных программ МЗ Украины.
ГОСПИТАЛЬНЫЕ ПОСТАВКИ
По итогам I кв. 2019 г., общий объем украинского рынка лекарственных средств составил 24,2 млрд грн. за 313 млн упаковок (рис. 1). В гривневом выражении этот показатель повысился на 18,5%, а в натуральном — на 1,7%. Госпитальный сегмент занимает 11,9% общего объема рынка в денежном и 8,2% в натуральном выражении. В абсолютном выражении это 2,9 млрд грн. за 25,8 млн упаковок.

Стоит отметить, что в 2018 г. не отмечено такого выраженного пика поставок к IV кв., как это было годом ранее (рис. 2). В денежном выражении I кв. 2019 г. стартовал почти на уровне IV кв. 2018 г. А в натуральном — практически на уровне I кв. 2018 г. Вероятно, это обусловлено поставками дорогостоящих препаратов.

Большая часть денежных средств расходуется на поставку зарубежных препаратов. Их удельный вес в структуре госпитальных поставок в денежном выражении по итогам I кв. 2019 г. составила 67,4% (рис. 3). В то же время в натуральном выражении доминируют отечественные препараты с долей 89,5%. В структуре поставок лекарственных средств в разрезе оригинальных и генерических препаратов превалируют последние (рис. 4). В денежном выражении по итогам I кв. 2019 г. их удельный вес составил 67,9%, а в натуральном — 98,7%.


ТЕНДЕРНЫЕ ЗАКУПКИ
Анализируя ключевые показатели развития госпитального рынка Украины, важно проследить за динамикой закупок лекарственных средств за бюджетные средства. В I кв. 2019 г. высокую активность демонстрируют закупки препаратов за средства местных бюджетов (рис. 5).

Львиную долю также занимают закупки по централизованным программам МЗ Украины, которые с 2016 г. полностью осуществляются через международные организации (Программа развития ООН — ПРООН, Детский фонд ООН — ЮНИСЕФ, Crown Agents). Стоит отметить, что существенным недостатком этого подхода является то, что поставки лекарственных средств, закупаемых международными организациями, осуществляются с большой задержкой. Также следует подчеркнуть, что за процессом международных закупок следить очень сложно (как, например, в системе электронных закупок ProZorro, которая работает по принципу «все видят все», и предусматривает, что информация о тендерах находится в открытом доступе, в том числе статус, ожидаемая стоимость, даты и сроки проведения закупок, даже можно следить за ходом аукциона и предлагаемыми ценами).
Что касается закупок препаратов, не относящихся к тендерам МЗ Украины, важно обратить внимание на то, что с 1 января 2018 г. учреждения здравоохранения, которые финансируются из государственного бюджета, в первую очередь должны закупать лекарственные средства из Национального перечня основных лекарственных средств (далее — Национальный перечень). И только после удовлетворения на 100% потребности в них может осуществляться закупка других препаратов. Безусловно, это отразилось на структуре акцептированных тендеров. Так, если ранее объемы тендерных закупок обоих сегментов находились почти в равном соотношении, то с введением данной нормы отмечается заметное увеличение акцептированных тендеров по препаратам, включенным в Национальный перечень, и сокращение акцептов по прочим препаратам (рис. 6).

ЗАКУПКИ ЧЕРЕЗ PROZORRO
С 1 апреля 2016 г. закупки на региональном уровне на сумму, превышающую 200 тыс. грн., в обязательном порядке должны осуществляться через систему электронных торгов ProZorro. По итогам I кв. 2019 г., через данную систему акцептировано более 3,5 тыс. тендеров по закупкам лекарственных средств на сумму более 1 млрд грн. (рис. 7).

По итогам I кв. 2019 г., лидерами среди брендов лекарственных средств по объему акцептированных тендеров за средства государственного бюджета в денежном выражении являются препараты Алувиа (антивирусный препарат для лечения ВИЧ-инфекций), Фейба и Новосевен (для лечения кровотечений) (табл. 1). В аналогичном рейтинге международных непатентованных наименований (МНН) лекарственных средств лидируют ритонавир+лопинавир, эптаког альфа (активированный) и иммуноглобулин человеческий (табл. 2). Рейтинг поставщиков по объему акцептированных тендеров представлен в табл. 3. Также в этих таблицах представлены рейтинги брендов, МНН и поставщиков лекарств, которые закупались за средства местных бюджетов.
Таблица 1. Топ-10 брендов лекарственных средств по объему тендерных закупок в денежном выражении по итогам I кв. 2019 г. в разрезе источника финансирования
№ п/п |
Государственный бюджет | Местные бюджеты |
1 | Алувиа | Фентанил |
2 | Фейба | Сибазон |
3 | Новосевен | Натрия хлорид |
4 | Эмтрицитабин+тенофовир | Морфина гидрохлорид |
5 | Октагам | Туберкулин |
6 | Новоэйт | Реосорбилакт |
7 | Иммунат | Дианил |
8 | Омнитроп | Тиопентал |
9 | Микамин | Цефтриаксон |
10 | Бозентан | Промедол |
Таблица 2. Топ-10 МНН лекарственных средств по объему тендерных закупок в денежном выражении по итогам I кв. 2019 г. в разрезе источника финансирования
№ п/п |
Государственный бюджет | Местные бюджеты |
1 | Ритонавир+лопинавир | Фентанил |
2 | Эптаког альфа (активированный) | Диазепам |
3 | Иммуноглобулин человеческий | Натрия хлорид |
4 | Эмтрицитабин+тенофовир | Морфин |
5 | Туроктоког альфа | Цефтриаксон |
6 | Соматотропин | Меропенем |
7 | Микафунгин | Тиопентал натрия |
8 | Бозентан | Левофлоксацин |
9 | Риоцигуат | Атракурия безилат |
10 | Фактор свертывания крови IX | Пропофол |
Таблица 3. Топ-5 поставщиков лекарственных средств по объему тендерных закупок в денежном выражении по итогам I кв. 2019 г. в разрезе источника финансирования
№ п/п |
Государственный бюджет | Местные бюджеты |
1 | Имедекс (Венгрия) | БАДМ-Б (Украина) |
2 | AbbVie Logistics (Нидерланды) |
Медицинский центр «М.Т.К.» (Украина) |
3 | Novo Nordisk Health Care (Швейцария) | КП «Фармация» (Украина) |
4 | Sandoz Pharmaceuticals (Словения) | Скайинвест (Украина) |
5 | Hetero Labs (Индия) | Медфарком-Центр (Украина) |
P.S.
Напомним, что на обеспечение медицинских мероприятий отдельных государственных программ и комплексных мероприятий программного характера в Государственном бюджете Украины на 2019 г. выделено 6,6 млрд грн., что на 10,5% больше, чем годом ранее. Стоит также обратить внимание на то, что возможность осуществления закупок по централизованным программам МЗ Украины при помощи международных организаций продлена на год — до 31 марта 2020 г. В новых договорах МЗ Украины с международными организациями предусмотрены меры по контролю сроков тендерных процедур и графиков поставок. Как сообщает пресс-служба ведомства, международные организации будут предоставлять планы закупок относительно каждого отдельного препарата (или медизделия), что поможет планировать ожидаемую дату поставки. Также в договорах закреплено условие о подаче электронной отчетности относительно закупок на еженедельной основе (или в режиме реального времени).
Стоит также отметить, что с 18 декабря 2018 г. в системе публичных закупок Prozorro появилась возможность фиксировать закупки по рамочным соглашениям. Заказчики могут проводить закупки товаров и услуг широкого потребления и заключать договор (рамочное соглашение) сроком до 4 лет. В течение этого периода в рамках сделки учреждение может осуществлять закупку и оплату небольшого объема и только тогда, когда возникнет потребность. Также важно подчеркнуть, что механизм проведения допороговых закупок в системе ProZorro теперь регламентирует приказ ДП «Прозорро» от 19.03.2019 г. № 10. В апреле 2019 г. начал работу пилотный проект Е-каталогов (по сути это онлайн-магазин в системе ProZorro) с целью упрощения допороговых закупок.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим