фармпирамида
11?млрд грн. за 897?млн упаковок — таков общий объем аптечных продаж по всем категориям товаров «аптечной корзины» в I полугодии 2010?г. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года отечественный фармрынок продемонстрировал рост в денежном выражении на 19,3% и в упаковках — на 9,1% относительно I полугодия 2009?г. В долларовом эквиваленте розничный фармрынок увеличился на 15,2% и достиг 1,4?млрд дол. США.
Для определения точного развития мы распределили 26 областей по 5 крупным регионам: в группу под названием «Восток» включили Днепропетровскую, Донецкую, Луганскую, Харьковскую области, «Запад» — Волынскую, Закарпатскую, Ивано-Франковскую, Львовскую, Ровенскую, Тернопольскую, Хмельницкую, Черновицкую области, «Центр» — Винницкую, Житомирскую, Киевскую, Кировоградскую, Полтавскую, Сумскую, Черкасскую, Черниговскую области, «Юг» — АР Крым, Запорожскую, Николаевскую, Одесскую, Херсонскую области, а также в отдельную группу был выделен г. Киев.
В общем объеме отечественного фармрынка — 11?млрд грн. (1,4?млрд дол.) среди 5?регионов Украины долю в размере 13,4% аккумулирует столица, что немного меньше, чем в Западном регионе (рис. 1). Доля Восточного региона, в который входят 4?крупные области (Днепропетровская, Донецкая, Луганская и Харьковская), почти в 2?раза больше, чем удельный вес столицы в общем объеме фармрынка в денежном выражении. Примерно такое же долевое участие регионов отмечено и в натуральном объеме отечественного фармрынка.

Как и в I полугодии 2009?г., так и спустя год, максимальный объем продаж всех товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении демонстрирует Восточный регион — 3,1?млрд грн. за 303,8?млн упаковок (рис. 2). Темпы прироста были высокими и составили 27,4% в денежном и 12,6% в натуральном выражении относительно I полугодия 2009?г. Влияние на этот показатель оказала реализация парафармацевтической продукции — биологически активных добавок (БАД) и косметики, а также ЛС.

В Южном регионе прирост аптечных продаж в денежном выражении был обусловлен в основном ЛС и парафармацевтической продукцией. В столичных аптечных учреждениях увеличение объема реализации косметики было выше, чем прирост других товаров «аптечной корзины».
В этом регионе традиционно около четверти общего объема продаж в аптечных учреждениях в денежном выражении обеспечивают сопутствующие категории товаров, из них косметика занимает чуть более 10% (в натуральном выражении — 7%; рис. 3). Тогда как в целом по рынку суммарный удельный вес изделий медицинского назначения (ИМН), косметики и БАД составляет 17% в деньгах и 37%?в упаковках.

В Западном и Восточном регионе, доля ЛС составила около 85%, что несколько выше, чем в целом по рынку. Южный регион практически точно повторил общерыночное долевое распределение товаров «аптечной корзины».
В Восточном регионе, где доля реализации ЛС в аптечных учреждениях в общем объеме аптечных продаж была максимальной, количество реализованных упаковок было также наибольшим среди других регионов — почти 185?млн (табл. 1).
Таблица 1 | Объем розничных продаж в регионах Украины по категориям товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении в I полугодии 2010?г. |
I полугодие 2010?г. | ЛС | ИМН* | Косметика | БАД | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Млн упаковок | Доля категории,% | Млн упаковок | Доля категории, % | Млн упаковок | Доля категории, % | Млн упаковок | Доля категории,% | |
Восток | 184,9 | 60,9 | 106,1 | 34,9 | 7,1 | 2,3 | 5,6 | 1,9 |
Юг | 105,0 | 63,0 | 53,0 | 31,8 | 5,3 | 3,2 | 3,4 | 2,1 |
Киев | 51,4 | 60,7 | 24,1 | 28,5 | 6,0 | 7,1 | 3,1 | 3,6 |
Центр | 113,9 | 62,8 | 57,8 | 31,9 | 5,8 | 3,2 | 3,7 | 2,1 |
Запад | 102,6 | 63,7 | 50,6 | 31,4 | 5,0 | 3,11 | 2,8 | 1,7 |
В целом по Украине | 557,7 | 62,2 | 291,6 | 32,5 | 29,3 | 3,3 | 18,7 | 2,1 |
*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
О САМОМ ГЛАВНОМ — ЛС
Объем аптечных продаж ЛС по итогам I полугодия 2010?г. составил 9,1?млрд грн. за 557,7?млн упаковок, увеличившись на 21,1% в денежном и 12,3% натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В долларовом эквиваленте этот показатель увеличился на 16,9% до 1,1?млрд дол.
В Западном, Центральном регионе и Киеве темпы прироста объема продаж ЛС в денежном выражении находились примерно в одном диапазоне — 13–16% (рис. 4), как и таковые по товарам всей «аптечной корзины». А в натуральном выражении максимальное увеличение объема аптечных продаж ЛС отмечено в Центральном и Восточном регионе. Если сравнить эти объемы в упаковках с аналогичным периодом 2008 г., мы видим постепенное восстановление таковых до былого уровня. Особенно это прослеживается в Восточном и Центральном регионах.

Средневзвешенная стоимость ЛС в Центральном регионе практически не изменилась относительно I полугодия 2010?г., а в Восточном — повысилась в среднем на 11% (рис. 5).

Ценовой диапазон средневзвешенной стоимости 1?упаковки ЛС в I полугодии 2010?г. в региональном разрезе примерно соответствовал общерыночному показателю. Однако традиционно в столице этот показатель был значительно выше и достиг 21,5?грн. Здесь также традиционно максимума по сравнению с другими регионами достигла средневзвешенная стоимость 1?упаковки ЛС зарубежного и отечественного производства — почти 44,5?и 7,7?грн. соответственно.
Высокие показатели средневзвешенной стоимости ЛС в столице были обусловлены влиянием зарубежных ЛС на общий объем аптечных продаж препаратов, доля которых в деньгах составила около 78%, тогда как в целом по рынку — 73% (рис. 6). А в Центральном регионе, где ранее мы отметили значительное увеличение объема продаж в упаковках, напротив, удельный вес зарубежных ЛС был ниже общерыночной отметки — 68%. Это было обусловлено опережающими темпами прироста ЛС отечественного производства как в денежном, так и в натуральном выражении по сравнению с таковыми зарубежного производства (рис. 7). То есть, увеличение продаж в упаковках в Центральном регионе было в основном обеспечено отечественными ЛС. В целом в исследуемый период во всех регионах Украины объем продаж отечественных ЛС в денежном выражении был больше, чем таковой зарубежных препаратов.


Именно украинские производители абсолютно во всех регионах занимают 1-ю позицию в I полугодии 2010?г. в рейтинге стран — производителей ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении.
В активно развивающемся Восточном регионе темпы прироста зарубежных и отечественных ЛС находились в близком диапазоне по денежному показателю, а в натуральном значительное опережение продемонстрировали зарубежные ЛС. Вполне очевидно, что это было обусловлено увеличением потребления высокостоимостных ЛС в этом регионе, которые в основном представлены препаратами зарубежного производства (рис. 8). В результате доля высокостоимостных ЛС в Восточном регионе увеличилась до 43% в денежном выражении и до 7,4% в натуральном (рис. 9).


Больший удельный вес таких ЛС в аптечных продажах Киева — около 47% в денежном выражении и 10% в упаковках, что несколько отличается от распределения в других регионах. А в Центральном регионе, где опережающие темпы роста продемонстрировали препараты отечественного производства, мы наблюдаем максимальное потребление ЛС низкостоимостной ниши в денежном и натуральном выражении.
Практически все регионы объединяет лидер по объему аптечных продаж в денежном выражении — АКТОВЕГИН. По итогам I полугодия 2010?г. в Восточном, Западном, Центральном и Южном регионах, как и в общеукраинском рейтинге брэндов ЛС, он завоевал пальму первенства (табл. 2). В это же время в столице 1-е занял ЭССЕНЦИАЛЕ.
Таблица 2 | Топ-5?брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении по регионам Украины за I полугодие 2010?г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
---|---|---|---|---|---|
Восток | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ | ПРЕДУКТАЛ | ЦЕРАКСОН |
Запад | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ | МЕЗИМ | ТИОТРИАЗОЛИН |
Киев | ЭССЕНЦИАЛЕ | АКТОВЕГИН | ЭНТЕРОСГЕЛЬ | ВИТРУМ | ФАРМАСУЛИН |
Центр | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ | НО-ШПА |
Юг | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ | НО-ШПА | НАТРИЯ ХЛОРИД |
В целом в Украине | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ | НАТРИЯ ХЛОРИД | НО-ШПА |
РАСХОДЫ НА ЗДОРОВЬЕ
Демографическая ситуация в Украине согласно сведениям Государственного комитета статистики такова: средняя численность населения Украины за январь–май 2010?г. составила 45,9?млн человек (

Общий объем продаж ЛС на душу населения в Украине за I полугодие 2010?г. увеличился немногим более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2009?г. и составил около 200?грн. (рис. 11). Как и следовало ожидать, в аптечных учреждениях столицы в среднем один житель тратит на приобретение ЛС максимальное количество средств по сравнению с остальными регионами — около 400?грн. Эта цифра на 13,6% больше, чем в аналогичный период 2009?г., и в 2?раза больше, чем в целом по Украине.

В Восточном регионе, куда входят крупные области, увеличение потребления ЛС на душу населения было максимальным — 29,2% до 238?грн. Чуть меньше этот показатель в Южном регионе — около 200?грн.
Учитывая, что за товары в аптечных учреждениях платит потребитель, нам было интересно узнать, как в региональном разрезе Украины изменяется такой источник финансового состояния жителей, а именно — заработная плата. Для этого мы обратились к официальным источникам информации — Государственному комитету статистики Украины (
Как и следовало ожидать, самый высокий уровень зарплаты в среднем на одного штатного сотрудника ежемесячно отмечают в столице. В недавнем прошлом — в июне 2010?г. — этот показатель составил 3?тыс. 591?грн. В это же время в одной из областей Восточного региона, который демонстрирует активное развитие — Донецкой обл. средняя заработная плата 1?сотрудника в июне 2010?г. составила 2?тыс. 618?грн.
Интересным представляется в этой ситуации то, что темпы прироста заработной платы в Донецкой обл. ежемесячно еще с октября 2009?г. опережают темпы прироста этого показателя в Киеве. И если в столице темпы прироста заработной платы с января по июнь 2010?г. не достигали 10%, то в Донецкой и Днепропетровской области с апреля они превысили 20% (рис. 12). Следовательно, повышение заработной платы в Донецкой обл. также могло стать одним из факторов роста аптечных продаж в этом регионе.

Еще в начале текущего года руководство Донецка сообщило о планах по увеличению уровня средней заработной платы во всех отраслях народного хозяйства (сообщается на сайте
Высокие темпы прироста заработной платы ежемесячно в текущем году отмечают в других областях с населением свыше 2?млн человек , которые также входят в Восточный регион.
ИТОГИ
Один регион — столица обеспечивает отечественному фармрынку 13,4% объема продаж в денежном выражении и 10% в упаковках. Развитие его аптечных продаж немного отличается от общерыночного. Например, потребление парафармацевтической продукции здесь более выражено, чем в других регионах. Также вклад зарубежных препаратов в рынок ЛС в Киеве больший, чем в других регионах. Потребление ЛС на душу населения в Киеве в 2?раза превышает среднерыночный показатель и за I полугодие 2010?г. достигло 400?грн. В остальных регионах этот показатель ниже.
Восточный регион, где численность населения наибольшая и куда входят крупные области, на отечественном фармрынке занимает долю в размере 33% по денежному показателю. Здесь потребление парафармацевтической продукции ниже, чем в целом по рынку, и основное влияние оказывают ЛС. В этом регионе в I полугодии 2010 г. рос объем потребляемых упаковок ЛС и при этом структура потребления менялась в сторону более дорогих ЛС. Как в денежном, так и в натуральном выражении главный вклад в прирост рынка ЛС в Восточном регионе привнесла аптечная реализация высокостоимостных ЛС. В 4 крупных областях, которые представляют этот регион, ежемесячно с января по июнь в текущем году относительно аналогичных периодов 2009 г. высокими темпами рос уровень средней заработной платы одного штатного сотрудника. Для сравнения в Киеве темпы прироста заработной платы уступили таковым всем другим областям Украины и не превысили 10%.
В фармацевтической жизни регионов активное участие приняли отечественные ЛС, темпы прироста объема аптечных продаж которых опередили ЛС зарубежного производства в денежном выражении. Наибольшим потребителем отечественных ЛС в денежном выражении и упаковках является Центральный регион.
Также хотелось бы выделить ценовое развитие рынка ЛС, а именно сегмент высокостоимостных препаратов. Сегодня потребители пока еще небольшого количества регионов возвращаются к характеру потребления в докризисный период и активнее приобретают высокостоимостные ЛС, о чем свидетельствуют темпы прироста их продаж в денежном выражении и, что важно, в упаковках.
Парафармацевтическая продукция — косметика и БАД наращивает темпы продаж. Но их вклад в общий объем регионов остается невелик.
Полугодовые итоги развития региональных участников отечественного фармрынка 2010?г. свидетельствуют о постепенном возвращении к рыночным тенденциям докризисного периода. Его объем увеличился во всех регионах Украины в денежном, натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте!
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим