Первое лицо
Хотя во многих странах владелец аптеки не обязательно является фармацевтом, в Европейском регионе ВОЗ практически повсеместно профессиональный аспект деятельности общественных аптек находится под прямой ответственностью фармацевта высокого квалификационного уровня. В качестве исключения в отчете упоминают Швецию, поскольку указанную роль разрешено также исполнять бакалавру фармации.
При этом зона ответственности может быть обозначена как в общих чертах (в Германии таковой названа вся профессиональная деятельность: владелец «должен лично управлять аптекой»), так и более конкретно (Португалия, Словения и др.), например, с указанием, как в Венгрии, на руководящие и надзорные полномочия по отношению к другим сотрудникам. Последнее характерно для стран, где право собственности на аптеку не ограничено по профессиональному признаку. Для обозначения ответственного фармацевта здесь применяют специальные термины, к примеру, «управляющий фармацевт» (Мальта), «технический директор» (Португалия) и «суперинтендант» (Великобритания). В ряде стран ответственный фармацевт должен соответствовать критериям относительно квалификации, стажа работы и др. (табл. 1).
Таблица 1
Примеры требований к ответственному фармацевту в разных странах*
Страна | Требования |
Албания | Не менее 3 лет профессиональной деятельности под наблюдением опытного фармацевта |
Армения | Не менее 3 лет профессиональной деятельности и категория специалиста |
Австрия | Эквивалент 5-летней полной занятости |
Беларусь | Постдипломная подготовка по фармацевтическому менеджменту для руководителей крупных аптек |
Дания | Наличие опыта работы по специальности |
Грузия | Опыт работы минимум 1 год |
Франция | -//- минимум 6 мес. или интернатура (6 мес) в общественной или госпитальной аптеке |
Венгрия | -//- не менее 5 лет |
Казахстан | -//- не менее 1 года |
Польша | -//- не менее 5 лет или 3 года + дополнительная специализация |
Словения | -//- 5 лет |
Швейцария | -//- 2 года |
Таджикистан | -//- 1 год |
Турция | -//- 1 год; в высокоразвитых регионах требуют повышение квалификации |
Украина | -//- 3 года плюс постдипломная подготовка по фармацевтическому менеджменту |
Предусмотрены и стандартные трудовые договоры (Швейцария), разработанные в помощь руководителям аптек. Регулирование взаимоотношений фармацевта и собственника нередко осуществляется на законодательном уровне. К примеру, на Мальте владелец лицензии на аптеку должен «оказывать всю поддержку и никоим образом не мешать выполнению профессиональных обязанностей фармацевта», установленных законом. (Прим. ред.: правило «аптека для фармацевта» не является панацеей от доминирования интересов бизнеса над профессиональными мотивами. В той же Польше ведут дискуссии о необходимости разработки закона о профессии фармацевта, поскольку менеджеры, курирующие работу нескольких сетевых аптек, в корпоративной иерархии занимают более высокие места, чем руководители отдельных розничных точек. Есть мнение, что практика многих европейских стран не разделять управление аптекой и право собственности на нее является более оптимальной. То есть именно собственник-фармацевт должен быть руководителем аптеки).
В некоторых странах нормативные акты указывают, что фармацевт может быть ответственным лицом только в одной общественной аптеке (Бельгия, Венгрия, Израиль, Латвия, Мальта, Португалия и Словения). Это ограничение также обычно применяется через положения о праве собственности. Например, во Франции аптека может принадлежать только одному фармацевту, и он может владеть только одной аптекой.
Требования к аптеке
Во многих странах требования к аптечным помещениям подробно описаны, например, в Беларуси, Бельгии, Эстонии, Исландии, Литве, Казахстане. Бывает, что помимо основных, обязательных стандартов, используют также носящие рекомендательный характер (надлежащая фармацевтическая практика — Good Pharmacy Practice — GPP) (см. ниже).
Несколько стран определили минимальную площадь помещений аптеки (табл. 2). В СНГ и Турции предусмотрены также менее строгие требования к площади аптек в малонаселенных и труднодоступных регионах. Дополнительные помещения планируют для производства стерильных лекарств, подготовки индивидуальных дозированных упаковок, хранения и др.
Таблица 2
Примеры требований к минимальной площади помещений*
Страна | Минимальная площадь аптеки (м2) | Комментарии | |
Производственная | Непроизводственная | ||
Австрия | 120 | – | Лицензию не предоставляют, если нет производственного помещения |
Беларусь | 100 | 60 | Минимальная площадь составляет от 15 до 100 м2 и зависит от типа лицензии и деятельности аптеки; в сельских районах 15–20 м2 |
Хорватия | 85 | – | Общественная зона — минимум 35 м2, с дополнительными требованиями к прочим, так что минимальная площадь составляет 85 м2 |
Эстония | 80 | – | В сельских районах 50 м2 |
Грузия | 200 | 110 | Филиалы аптек 40 м2 |
Германия | 110 | – | Лицензию не предоставляют, если нет производственного помещения |
Казахстан | 110 | 50 | Нет минимальных требований для сельских и удаленных районов |
Кыргызстан | 75–85 | 35 | В сельских районах, а также пункты — 20 м2, киоски — 12 м2 |
Литва | 10–25 | Разные требования в зависимости от расположения (в городе или селе) и других обстоятельств | |
Черногория | – | 50 | – |
Молдова | 98 | 50 | В сельских районах 40 м2; филиал первой категории — 20 м2; второй (обычно в медцентрах) — нет |
Румыния | – | 55 | – |
Россия | 110 | 60 | Пункты — 34 м2; киоски — 10 м2 (требования в регионах могут отличаться) |
Швейцария | 105 | – | |
Таджикистан | 78 | 50 | 2-я категория пунктов: 36 м2 в городах; 24 м2 в поселках; 18 м2 в селах; 12 м2 в удаленных местах |
Турция | – | 55 | В местах недавнего стихийного бедствия аптеку можно открыть сроком на 2 года в помещении 20 м2 |
Украина | 66–100 или меньше, при соблюдении норм | 50 | В поселках и селах 40 м2 и 30 м2 соответственно. Требования к производственной аптеке зависят от специализации (нестерильные или стерильные лекарственные формы) и предъявляются к отдельным помещениям (ассистентская, для получения воды очищенной, мытья посуды и т.д.) |
Узбекистан | 110 | 34–54 | Филиалы в сельских районах (в медицинских центрах): 8 м2 |
Комната для консультаций
С развитием новых клинических услуг, таких как иммунизация взрослых, обзор использования лекарственных средств и др., все большее число стран предусматривают отдельные зоны для их предоставления (Исландия, Румыния, Великобритания). Ирландские правила включают описание этой комнаты: «отдельная и обозначенная зона, удобно расположенная в помещении аптеки, чтобы фармацевт мог рассмотреть и наедине обсудить вопросы, связанные с медикаментозной терапией». Отмечено также, что консультацию предоставляют как по инициативе пациента или лица, осуществляющего уход, так и фармацевтического работника, считающего необходимым донести свое профессиональное суждение.
Еще один нормативный вариант наличия комнаты для консультаций — требования к предоставлению конкретных (оплачиваемых) услуг. Например, в Англии требование относительно наличия консультационной зоны упоминают применительно к обзору использования лекарств.
Другие требования
Во многих странах регуляторные органы, контролирующие деятельность аптек, установили требования, связанные с экстемпоральным производством. Например, в Германии и Бельгии применяют перечни оборудования, необходимого для внутриаптечного производства тех или иных препаратов в различных лекарственных формах.
В целях обеспечения физической доступности некоторые страны определили, что отдел обслуживания пациентов общественной аптеки должен быть на первом этаже, как в Австрии, или что аптека должна быть непосредственно доступна для пациентов с ограниченными физическими возможностями, как в Казахстане или Украине. В Таджикистане в аптечном пункте следует предусмотреть стеклянную панель между фармацевтом и пациентами.
Товарный запас
В ряде стран нормативные акты определяют требования к запасу лекарств. Это может быть сделано в общих чертах, как в Финляндии («количество товаров аптечного ассортимента…, хранящееся в аптеке, должно соответствовать обычным потребностям клиентов») и Австрии. Некоторые регуляторы (в Дании, Германии, Бельгии) устанавливают требования к минимальному запасу применительно ко всем или некоторым аптекам. Условия хранения товаров аптечного ассортимента при этом описывают либо отдельно (Германия), либо в рамках руководств по GPP.
Режим работы
Несколько стран определили минимальную длительность работы общественной аптеки в законодательном, нормативном порядке или через коллективный договор между общественными аптеками и медицинскими страховыми организациями (табл. 3). В некоторых странах максимальная длительность работы также ограничена. Так, в Австрии часы работы определяются местными властями, но не должны превышать 48 ч в неделю с учетом ежедневного перерыва на обед длительностью примерно 2 ч. Во многих странах установлены обязательное чередование аптек при выполнении обязанностей по дежурствам, чтобы гарантировать непрерывный доступ к лекарственным средствам и фармацевтической экспертизе вне обычных часов работы. Такая система существует в Бельгии, Франции, Германии, Португалии и Румынии. В Германии и Бельгии дежурства организуют местные ассоциации аптек, получающие надбавки за свои услуги. Регламентируют также различные режимы работы фармацевта: иногда приемлемо, чтобы фармацевт находился в непосредственной близости и был готов прийти в аптеку.
Таблица 3
Примеры минимальных требований к режиму работы*
Страна | Минимальное время работы |
Дания | 47 ч в неделю, включая минимум 4 ч по субботам, хотя для малых аптек/филиалов могут быть сделаны исключения |
Эстония | 40 ч в неделю для городов и населенных пунктов с более чем 4000 жителей |
Венгрия | 30 ч в неделю |
Исландия | 09:00–18:00 |
Мальта | 09:00–12:00 и 16:00–19:00, с понедельника по субботу |
Португалия | 44 ч в неделю; с понедельника по пятницу 10:00–13:00 и 15:00–19:00; в субботу 10:00–13:00 |
Испания | Правила устанавливают местные сообщества |
Количество дежурных общественных аптек может отличаться в зависимости от предполагаемых потребностей. Например, в кантоне Женева в Швейцарии всегда есть пять аптек, связанных с дежурными службами, но их часы работы различаются: две должны быть открыты только с 08:00 до 21:00; две — с 08:00 до 23:00, а еще одна — ночью, с 23:00 до 08:00.
Уникальный символ для аптек
В нескольких странах Европейского региона ВОЗ охраняемый национальный символ для общественной аптеки позволяет пациентам легко находить ее (рисунок). Например, у Франции есть два символа: преобладающий (принадлежащий регулятору) — зеленый крест, другой — кадуцей (две змеи, обвивающие жезл с крыльями).

В Германии символом аптеки является красная буква «А» (с чашей и змеей). Это зарегистрированная торговая марка Федерального союза немецких ассоциаций фармацевтов (Federal Union of German Associations of Pharmacists — ABDA), которая пользуется особой правовой защитой в Германии (и Европе). В Румынии этот знак определен в законе как «символ из пересекающихся под прямым углом полос одинакового размера, зеленых с белыми краями». В Албании символом аптеки является крест со змеей. В Кыргызстане с 2012 г. используют такое правило: «Аптечное учреждение должно иметь вывеску, на белом фоне с зеленым крестом; с указанием фирменного наименования организации, вида аптечного учреждения, зелеными буквами на государственном и официальном языках: «Дарыкана», «Аптека» или «Дарыкана пункту», «Аптечный пункт» или «Дарыкана киоскасы», «Аптечный киоск», с указанием организационно-правовой формы и формы собственности, а также режима работы учреждения».
Стандарты GPP
Область применения стандартов GPP варьирует в зависимости от страны, подчеркивая национальные особенности. Национальные рекомендации GPP могут быть отдельными документами, как в Беларуси, Бельгии, Казахстане, Литве и Российской Федерации, или интегрированы в регламент, охватывающий все требования к работе общественных аптек, как в Австрии.
Стандарты GPP являются обязательными в Беларуси, Кыргызстане, Республике Молдова и Российской Федерации. Они подробно определяют структурные, технологические и связанные с результатами требования для предоставления основных услуг: отпуск безрецептурных и рецептурных препаратов, предоставление достоверной информации о лекарственных средствах, медицинских изделиях и ценах на них, а также о рациональном использовании лекарств для ответственного самолечения, фармацевтический консалтинг, производство лекарств и документация. Услуги должны предоставляться в соответствии с профессиональной этикой.
В национальных руководствах GPP в Республике Молдова также упомянуто измерение артериального давления. В соответствии с национальными рекомендациями GPP в Казахстане аптеки могут предоставлять дополнительные услуги: фармацевтическое консультирование пациентов и медицинское обслуживание; прием заказов по телефону; доставка лекарств (безрецептурных) на дом; аренда оборудования для ухода за больными; продвижение здорового образа жизни и профилактики заболеваний и фармаконадзор. Подробнее о регламентации и контроле качества аптечных услуг будет рассказано в следующей публикации.
Продолжение следует…
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим