ДРАЙВЕР РЫНКА
Об успешности выведения ВАРТНЕРА на украинский фармацевтический рынок свидетельствует высокая динамика объема его аптечных продаж. Более того, данное средство стало драйвером рыночного развития своей конкурентной группы в целом, в которую включены такие препараты, как КОЛЛОМАК, ДУОФИЛМ и ФЕРЕЗОЛ.
Итак, с появлением на рынке ВАРТНЕРА динамика аптечных продаж препаратов его конкурентной группы средств от бородавок в денежном и натуральном выражении продемонстрировала значительный всплеск (рис. 1). Удельный вес ВАРТНЕРА спустя лишь несколько месяцев с момента появления на рынке — в августе 2009?г. — достиг 54% общего объема аптечных продаж препаратов конкурентной группы в денежном выражении и 28% в натуральных величинах (рис. 2, 3). Причем наблюдается ярко выраженная сезонность аптечной реализации ВАРТНЕРА. Данное средство предназначено исключительно для удаления бородавок и используется преимущественно в теплые месяцы года, когда при минимуме одежды наиболее выражены недостатки на коже. Для лекарственных средств конкурентной группы характерна более равномерная в течение года динамика, так как их используют и в качестве средств от мозолей.



По итогам года по показателю МАТ (август 2009 — июль 2010?г.) совокупный объем аптечных продаж ВАРТНЕРА составил 7,9?млн грн. за 48?тыс. упаковок.
По итогам 7 мес 2010 г. объем аптечных продаж ВАРТНЕРА составил 3,5 млн грн. за 23,8 тыс. упаковок. Максимальный вклад в этот объем в соответствии с сезонностью динамики был обеспечен в июне и июле — 0,9 и 1,2 млн грн. в денежном; 6,4?тыс. и 8,7?тыс. упаковок в натуральном выражении соответственно (рис. 4).
В региональном разрезе почти половина совокупного объема аптечной реализации средства ВАРТНЕР в денежном и натуральном выражении приходится на 4?региона — г. Киев, Донецкая, Днепропетровская и Одесская области.

НА ЗАМЕТКУ ФАРМАЦЕВТУ
С целью более детального анализа розничной реализации средства ВАРТНЕР все торговые точки (ТТ) традиционно были сгруппированы в 3?категории по типам аптечных учреждений — аптеки, аптечные пункты и киоски, а также классифицированы по финансовому признаку (расчет объема аптечных продаж ВАРТНЕРА в различных классах ТТ основан на данных за июль 2010 г.).
В разрезе различных типов ТТ исходя из среднего количества проданных упаковок ВАРТНЕРА наилучший результат в июле 2010?г. продемонстрировали аптечные киоски и аптеки с объемом месячной выручки свыше 500?тыс. грн. (рис. 5). Причем пиковое значение среднего количества реализованных упаковок средства было отмечено для крупной аптечной сети, вероятно, ввиду наличия значительного товарного запаса ВАРТНЕРА. В свою очередь, минимальные показатели объема продаж предположительно явились следствием дефектуры средства в исследуемых аптечных учреждениях. Итак, при формировании товарных запасов ВАРТНЕРА следует учитывать корреляцию количества его реализованных упаковок как в зависимости от типа ТТ, так и от объема их ежемесячной выручки (рис. 6).


В рамках данного исследования представляем наши рекомендации относительно среднего объема месячного товарного запаса ВАРТНЕРА для ТТ с различными финансовыми характеристиками (таблица). Отметим, что для аптечных пунктов количество рекомендованных упаковок средства ВАРТНЕР колеблется в среднем в диапазоне 2–5 вне зависимости от объема их ежемесячной выручки, в то время как для аптечных киосков и аптек товарные запасы возрастают по мере увеличения ежемесячной выручки ТТ.
В осенние месяцы после летнего всплеска аптечные продажи ВАРТНЕРА, как было отмечено, также продолжают демонстрировать высокую динамику, что должно послужить маячком для фармацевтов и специалистов центров закупок к формированию соответствующего типу их аптечного учреждения товарного запаса ВАРТНЕРА с учетом их совокупной ежемесячной выручки.
Таблица | Рекомендации по объему среднего месячного товарного запаса препарата ВАРТНЕР (упаковок) по итогам июля 2010?г. для всех типов ТТ с различными финансовыми характеристиками |
Объем месячной выручки, тыс. грн. | Тип ТТ | ||
Аптеки | Аптечные пункты | Аптечные киоски | |
до 100 | 1—2 | 1—2 | 2—3 |
от 100?до 170 | 3—4 | 2—4 | 2—4 |
от 170?до 230 | 3—4 | 2—4 | 3—4 |
от 230?до 350 | 3—5 | 2—4 | 5—7 |
от 350?до 500 | 4—6 | 2—5 | 5—7 |
свыше 500 | 7—9 | — | 5—9 |
ПОТЕНЦИАЛ ВЕЛИК!
Подводя итог данного исследования, следует отметить, что за время своего присутствия сравнительно новое для отечественного фармрынка средство для удаления бородавок ВАРТНЕР продемонстрировало достойный прогресс, завоевав значительный удельный вес в своей конкурентной группе. Оперируя данными о развитии аптечных продаж ВАРТНЕРА, можно предположить дальнейшее улучшение динамики его розничной реализации по мере роста информированности потребителей о его фармакотерапевтических свойствах и, соответственно, укрепления рыночных позиций.
Важно понимать, что сезонность спроса на ВАРТНЕР может корректироваться дальновидностью потребителей — красивая здоровая кожа актуальна в любое время года!
Анна Шибаева
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим