Индикаторы, предложенные TLV, предназначены для предоставления информации о деятельности аптек и усиления стимулов к улучшению качества работы в рамках выполнения основных задач. Двенадцать различных показателей частично основаны на данных, собираемых надзорными органами, а частично — собственными IТ-системами операторов аптек (таблица). TLV считает, что перечень индикаторов можно дополнять и даже постепенно сокращать, если они больше не служат какой-либо значимой цели.
Данное предложение приветствовал председатель профессионального объединения «Шведский фармацевт» (Sveriges Farmaceuters) Ульф Янзон (Ulf Janzon): «Индикаторы помогут аптекам сфокусироваться на выполнении основных задач, и это хорошее дополнение к правилам и надзору. Предложенные индикаторы использования Электронной экспертной поддержки (Elektroniskt Expertstöd — EES), а также отчетности о побочных эффектах и назначениях лекарств увеличат вклад фармацевтов в правильное и безопасное их применение».
Одним из предложенных показателей является обеспечение аптеками подготовки своего фармацевтического персонала для предоставления современных рекомендаций. «Показатель развития компетенций оценивает развитие знаний и навыков фармацевтов, что весьма полезно, и этот показатель позволит операторам рынка аптек конкурировать за персонал благодаря своим предложениям о повышении квалификации», — пояснил председатель Sveriges Farmaceuters.
Миссия TLV
TLV — государственное учреждение, призванное содействовать эффективному, в том числе с экономической точки зрения, применению лекарственных средств и стоматологической помощи, а также обеспечивать доступность лекарств и хорошее функционирование аптечного рынка. TLV принимает решения по ценовой политике, правилам аптечного рынка, торговым наценкам и референтным ценам для стоматологии.
В 2018 г. TLV получен ряд правительственных заданий, касающихся деятельности аптек, в том числе предварительное исследование показателей их работы. В рамках выполнения задания правительству представлен отчет, выдержки из которого представлены ниже. Представлен также перечень предлагаемых индикаторов (таблица) и пояснения к ним.
Отчет о работе по системе оценки
Со ссылкой на Шведское агентство по лекарственным средствам (Läkemedelsverket) TLV сообщает, что показатели оценки качества были разработаны аптечными объединениями и университетами в десятках стран, но лишь немногие из этих наработок могут быть напрямую перенесены в шведские условия. Так, на международном уровне повышенное внимание уделяют клиническим показателям, например, адекватности фармакотерапии, назначенной пациентам той или иной группы. Действительно, в некоторых странах фармацевты в аптеках могут получить доступ к клиническим данным, таким как результаты лабораторных исследований. Однако в шведских амбулаторных аптеках такого доступа нет, и подобные показатели не могут быть использованы в настоящее время.
Во многих случаях основой для разработки показателей являются стандарты надлежащей аптечной практики (GPP), описанные в Руководстве Международной фармацевтической федерации (International Pharmaceutical Federation — FIP) и ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), а также изложеные в правилах розничной торговли в амбулаторных аптеках (Läkemedelsverkets författningssamling — LVFS) LVFS 2009: 9).
Консультирование
Основное назначение амбулаторной аптеки — работать на благо безопасного применения лекарств, предоставляя информацию и советы на индивидуальной основе. Исследование 2014 г.* показало, что экономические потери в связи с неблагоприятными последствиями приема лекарств составляют около 12–19 млрд шведских крон (1,3–2 млрд дол. США) в год. Исследователи установили, что примерно половина затрат связана с амбулаторной помощью. Индикаторы, оценивающие уровень консультативной работы, привлекают внимание к выполнению аптеками своей основной миссии. Среди них — использование EES (функционал, встроенный в систему электронных рецептов, которыми пользуются около 8 млн шведов из более чем 10-миллионного населения страны). Фармацевт завершает EES-анализ обработкой сигналов о потенциальных проблемах безопасности и закрывает их с извещениями о принятых мерах (например направление пациента к врачу или коррекция рецепта).
По данным Шведской аптечной ассоциации (Sveriges Apoteksförening), фармацевты закрывают только около 2–3% сигналов; основная причина — восприятие этой обязанности как неприоритетной. Данная группа индикаторов, отмечено в отчете, должна охватить и сектор дистанционного аптечного обслуживания, доля которого на рынке составляет ныне 10%.
Критерий |
Комментарий |
Отпуск без предварительного заказа |
Периодичность оценки не определена |
Использование EES Уровень профессиональных навыков Спонтанные сообщения Уведомления об избыточном назначении Консультации в интернет-аптеках Рекомендации при рецептурном отпуске Исправленные рецепты Ошибки при генерической замене |
Требует дальнейшей проработки Нуждается в изучении Данные Läkemedelsverket Данные IVO Внутренние данные аптек Ожидание правительственного задания В ожидании Национального списка лекарств Форма отчетности разрабатывается |
Стандартизированный отчет о безопасности пациентов Защита окружающей среды |
Внутренние данные аптечных операторов |
Индексы цен |
Данные из Управления электронного здравоохранения (E-hälsomyndigheten) |
Непрерывное образование
В настоящее время как подходы к организации обучения, так и способы их документирования у разных операторов отличаются. В отчете в качестве примера приводят две действующие шведские системы: в профессиональном сообществе оптиков и в рамках организации Sveriges Farmaceuters (последняя называется FOCUS). В рамках обеих систем специалисты набирают некоторое количество баллов, информация о них доступна в системе. Ознакомиться с этими данными могут как потенциальные работники, так и клиенты аптек. Однако система пока не распространяется на аптечных техников. Систему FOCUS, по мнению TLV, необходимо взять за основу для разработки общей концепции оценки знаний и навыков фармацевтов.
Побочные эффекты
Läkemedelsverket хочет побудить сотрудников аптек активнее сообщать о побочных эффектах. Так, в 2018 г. фармацевты передали 433 сообщения о подозреваемых побочных реакциях, в том числе сотрудники аптек — 353. Кроме того, с 2011 г. персонал аптек при подозрениях на чрезмерное назначение наркотических и сильнодействующих препаратов законом о безопасности пациентов (2010: 659) обязывается извещать Инспекторат здравоохранения и социальной защиты (Inspektionen för vård och omsorg). Однако ожидаемого эффекта нововведение не оказало, а в качестве причин нежелания отправлять уведомления указаны опасения попасть в неловкое положение и нехватка времени.
Предлагают также стандартизировать и определенным образом учитывать отчеты о безопасности пациентов (patientsäkerhetsberättelser), в которые принято включать описание систем качества и анализ инцидентов, корректирующих действий, а также деятельность аптек по утилизации лекарств. Согласно отраслевому отчету Аптечной ассоциации (2019 г.) в 2018 г. все шведские аптеки собрали более 1400 т остатков лекарств и прочих медицинских отходов, которые отправляют на специальные мусоросжигающие заводы.
Исправленные рецепты
Фармацевты часто делают исправления рецептов, и это всегда подлежит документированию. В дополнение к исправлениям, которые могут быть необходимы в результате анализа EES, вносятся так называемые изменения по техническим причинам, уточняющие инструкции по применению.
Однако по-настоящему полно можно будет оценить эту часть работы после начала функционирования 1 июня 2020 г. Национального списка лекарств (Nationella läkemedelslistan) — единого источника информации о назначенных препаратах для врачей, фармацевтов и пациентов. Список объединит два ныне существующих реестра — электронных рецептов и отпущенных лекарств.
Генерический обмен
Правило отпуска самого дешевого генерика (при отсутствии возражений со стороны пациента и назначающего специалиста) действует в шведских аптеках с 2002 г. С октября 2009 г. правила модифицированы, и теперь «препаратом выбора» является самый дешевый в том или ином диапазоне размеров упаковок.
Индекс цен
Общий объем продаж рецептурных лекарств в шведских амбулаторных аптеках в 2018 г. составил около 31 млрд шведских крон (3,3 млрд дол.). Доминирующий сегмент при этом — препараты с фиксированными ценами (28,7 млрд шведских крон или 3,1 млрд дол.), оплачиваемые полностью или частично** за счет общественных средств (среди них в отдельную группу выделяют противомикробные, так как они всегда бесплатны и в расчет франшизы их не включают). Меньший сегмент состоит частично из лекарств, полностью оплачиваемых пациентом, частично — бесплатных для пациента противомикробных препаратов (рис. 1).

Учет, оценка и перспективы
В отчете отмечено, что показатели следует учитывать на уровне каждой аптеки, и только некоторые из них — на уровне оператора. Это относится, например, к истории безопасности пациентов, но и в этих случаях должна быть возможность детализировать информацию на уровне отдельных аптек. Чтобы информация была более понятной и наглядной, для ее представления можно использовать изображение светофора, привязывая те или иные индикаторы к разным цветам (красный, желтый, зеленый) — принцип светофора (рис. 2).
Наглядное представление результатов оценивания – принцип светофора (TLV)
Помимо совершенствования названных направлений работы, в отчете аптекам рекомендуют приступить к испытаниям новых фармацевтических услуг, которые в перспективе будут оплачивать из страховых средств. «Экспериментируйте и оценивайте, — обращается TLV к фармацевтам. — Мы не будем диктовать, что и как делать, но готовы выступить менеджерами проектов».
www.lakemedelsvarlden.se; www.sverigesapoteksforening.se; www.ehalsomyndigheten.se
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим