В сфере здравоохранения Бразилии назревает большой скандал, связанный с использованием не получивших одобрения и исследуемых лекарственных средств вне соответствующих процедур и переводом пациентов с Covid-19 на паллиативное лечение без достаточных оснований. Показания против «Prevent Senior», крупной больничной группы и службы взаимного страхования лиц пожилого возраста, специально организованной парламентской комиссии (Comissão Parlamentar de Inquérito — CPI) по проблеме Covid-19, дают десятки врачей и пациентов.
В частности, CPI заслушал информацию от бывшего врача указанной службы медицинского страхования Вальтера Корреа де Соуза Нето (Walter Correa de Souza Neto) и бенефициара ее страховых услуг Тадеу Фредерико Андраде (Tadeu Frederico Andrade). Своими личными показаниями оба подтвердили тезис о том, что компания оказывала давление на врачей, чтобы те прописывали неэффективный набор для лечения Covid-19, экспериментировала с использованием лекарств у пациентов без разрешения и инициировала прекращение интенсивной терапии у больных в критическом состоянии, направляя их на паллиативную помощь. Врач и пациент раскрыли подробности действий оператора во время пандемии. «Я являюсь живым свидетелем преступной политики этой корпорации и ее руководителей», — заявил Т. Андраде сенаторам. Компания отрицает факты и жалуется на «необоснованные обвинения».
Давая показания для CPI, директор-президент Национального агентства дополнительного здравоохранения (Agência Nacional de Saúde Suplementar — ANS) Пауло Ребелло Филью (Paulo Rebello Filho) признал, что информация о процедурах, принятых оператором здравоохранения в период пандемии, является серьезной, и объявил, что отправит технического директора ANS для ежедневного мониторинга того, что происходит в компании.
Однако политика не только отдельных компаний или служб вызывает серьезную обоснованную критику. Так, во время заседания 8 октября сенаторы выразили сожаление по поводу 600 тыс. смертей, вызванных Covid-19. «Большинство этих смертей можно было бы избежать, если бы федеральное правительство приняло другую стратегию», — отметил вице-президент комиссии, сенатор Рандольф Родригес (Randolfe Rodrigues).
Число смертей занижено и может вдвое превышать официальные данные, отмечено в статье, опубликованной «Journal of Public Health Policy» (Ferrante L. et al., 2021). С 3 марта 2021 г. ежедневная смертность в Бразилии на миллион жителей превысила аналогичный показатель в США. С самого начала пандемии президент Бразилии Жаир Болсонару преуменьшал серьезность пандемии и продвигал пакет препаратов «раннего лечения», отметили авторы статьи и привели ряд фактов в подтверждение этого. Так, правительство заплатило социальным авторитетам, чтобы они выступали за раннее лечение гидроксихлорохином и ивермектином (O Globo, 2021). Официальное приложение для мобильных телефонов Министерства здравоохранения рекомендовало эти препараты пациентам с COVID-19 (Siqueira A. et al., 2021). Использование данных лекарств как способ ослабить давление на систему здравоохранения имело противоположный эффект; например, среди лиц, принимавших ивермектин в соответствии с рекомендациями правительства, произошла вспышка лекарственного гепатита (Valécio M., 2021). Описаны также действия муниципальных правительств, закупивших лекарства с недоказанной эффективностью вместо вакцин.
Авторы опубликованной в конце августа статьи в «Journal of Public Health Policy» — представители научной общественности страны, считают необходимым немедленное общенациональное блокирование. По их мнению, перед ослаблением защитных мер необходимо добиться значительного прогресса в вакцинации (полностью вакцинировано, по состоянию на 11 октября, 46,5% населения). Последствия того, что Бразилия не введет локдаун на национальном уровне, в том числе в Манаусе, могут поставить под угрозу контроль над пандемией в глобальном масштабе, потому что, если в Бразилии появятся варианты, устойчивые к вакцинам, это может снизить эффективность программ вакцинации других стран. Это не гипотетический сценарий, поскольку только за последние 2 мес в Бразилии были выявлены три новых варианта.
При этом Бразилия была относительно хорошо подготовлена к кризисам в области общественного здравоохранения, — отмечают авторы еще одной статьи, посвященной разбору неудачной политики (Fonseca E.M.D. et al., 2021). Руководство ею осуществляется через Минздрав, а в случае СПИДа сильная поддержка национальной промышленной политики также использовалась для развития производства антиретровирусных препаратов. Бразилия имеет одну из крупнейших инфраструктур общественного здравоохранения в мире, и за последние три десятилетия была построена система общественного здравоохранения, охватывающая 75% населения, при этом большая часть оставшихся 25% покрывается частным медицинским страхованием. Однако реакция президента Ж. Болсонару на COVID-19 была связана с приоритетом экономики, и уже на ранних этапах пандемии страна перестала адекватно справляться с новой угрозой. Авторы статьи приводят результаты регрессии смертности от COVID-19 в Бразилии и на других континентах. В регрессионной модели исключено влияние на данный показатель возрастного состава населения и распространенности ожирения — показателей, по которым южноамериканская страна находится в более выгодном положении (рисунок).

Поскольку показатели рейтингов, отражающих общественное одобрение деятельности Ж. Болсонару, повысились в течение 2020 г. (G1, 2020b), то есть его стратегия успешно нашла отклик у значительной части электората, вопросы о политических детерминантах общественного мнения требуют дальнейшего изучения.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим