Напомним, что при проведении исследования использовались сведения об объеме аптечных продаж в ценах конечного потребителя. Для отображения данных в рисунках нами была выбрана сортировка областей по убыванию объема продаж лекарственных средств в денежном выражении, за исключением данных о среднемесячной заработной плате в регионах Украины, полученных на сайте Государственного комитета статистики.
Фармрынок в целом
Жизнь отечественного фармацевтического рынка в последние годы была весьма бурной и насыщенной, причем события зачастую носили негативную окраску. В конце 2008 г. экономический кризис повлек за собой девальвацию национальной валюты и снижение реальной покупательной способности. Затем наметившиеся препятствия на пути развития фармрынка подкрепились многочисленными регуляторными инициативами. Ситуация на украинском фармрынке достигла апогея осенью 2009 г. в период общенациональной эпидемии гриппа, которая сопровождалась ажиотажными закупками лекарств. Тогда много препаратов было закуплено потребителями впрок, что замедлило реализацию фармпродукции в последующие месяцы. Рекордные показатели аптечных продаж в течение 2 нед (конец октября—начало ноября) 2009 г. значительно повлияли на осенние итоги рынка в целом, соответственно был сформирован завышенный базис для сравнения развития фармрынка в 2010 г. Тем не менее, если сопоставить объем аптечных продаж осенью 2009 и 2010 г., то в денежном выражении в целом по рынку отмечен прирост объема аптечных продаж — на 7%. Основным драйвером роста в этот период выступили лекарственные средства, объем аптечных продаж этой категории товаров «аптечной корзины» в денежном выражении увеличился на 9,3%. Объем розничной реализации биологически активных добавок (БАД) в денежном выражении осенью 2010 г. также превысил показатель за аналогичный период предыдущего года (+0,7%), в то время как в сегментах косметики и изделий медицинского назначения (ИМН) была отмечена убыль по этому показателю.
В натуральном выражении объем аптечных продаж по всем категориям товаров «аптечной корзины» незначительно уменьшился по сравнению с сентябрем–ноябрем 2009 г. — на 2,3%. При этом объем розничной реализации лекарственных средств в упаковках практически не изменился по сравнению с итоговыми показателями осени 2009 г. Максимальная убыль аптечной реализации в натуральном выражении в этот период отмечена для сегмента косметики — -16%.
По итогам сентября–ноября 2010 г. объем аптечных продаж фармацевтической продукции составил 6,4 млрд грн. за 489,4 млн упаковок. В долларовом эквиваленте этот показатель достиг 813,8 млн дол. США.
Традиционно львиную долю общего объема аптечной реализации в деньгах и упаковках аккумулировали лекарственные средства — 85,5% и 64,3% соответственно. В абсолютном выражении объем аптечных продаж лекарственных средств в этот период составил 5,5 млрд грн. (696,0 млн дол.) за 314,9 млн упаковок.
Регионы
Традиционно максимальную долю на отечественном фармрынке в анализируемый период аккумулировала столица — 12,1% (рис. 1). Далее за ней следует Донецкая обл., удельный вес которой незначительно уступил Киеву и составил 11,3%. Как мы отмечали в предыдущих публикациях, посвященных региональному развитию аптечных продаж, этот регион является лидером по количеству реализованных упаковок товаров «аптечной корзины».

Вне зависимости от времени года традиционно в каждой области, как и в целом по рынку, максимальный вклад в общий объем аптечной реализации обеспечивают лекарственные средства. Долевое участие различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении во всех областях близко коррелирует с таковым в целом по рынку. Но есть и такие регионы, где доля лекарственных средств намного больше и даже превышает 90% или максимально приближена к этой отметке (например Николаевская и Сумская области и др.; табл. 1). Удельный вес таких сопутствующих категорий товаров «аптечной корзины», как БАД и ИМН, в структуре аптечных продаж в денежном выражении в регионах варьирует незначительно. Для косметики отмечают более существенный диапазон по этому показателю — от 1,4% (Сумская обл.) до 7,3% (Киев).
Таблица 1 | Объем розничных продаж в регионах Украины по категориям товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам сентября–ноября 2010 г. |
Регион | ЛС | ИМН* | Косметика | БАД | ||||
Млн грн. | Доля категории, % | Млн грн. | Доля категории, % | Млн грн. | Доля категории, % | Млн грн. | Удельный вес категории, % | |
г. Киев | 629,6 | 80,8 | 67,0 | 8,6 | 57,1 | 7,3 | 25,5 | 3,3 |
Донецкая обл. | 620,4 | 85,0 | 59,2 | 8,1 | 28,3 | 3,9 | 22,3 | 3,1 |
Днепропетровская обл. | 538,1 | 87,7 | 40,5 | 6,6 | 19,8 | 3,2 | 15,4 | 2,5 |
Харьковская обл. | 358,9 | 84,0 | 37,1 | 8,7 | 19,8 | 4,6 | 11,2 | 2,6 |
Одесская обл. | 330,0 | 82,3 | 30,9 | 7,7 | 28,2 | 7,0 | 12,1 | 3,0 |
Луганская обл. | 272,1 | 85,8 | 32,0 | 10,1 | 6,1 | 1,9 | 6,8 | 2,1 |
АР Крым | 272,7 | 87,0 | 24,8 | 7,9 | 9,0 | 2,9 | 6,9 | 2,2 |
Львовская обл. | 258,7 | 84,9 | 24,9 | 8,2 | 13,2 | 4,3 | 8,0 | 2,6 |
Запорожская обл. | 260,0 | 86,5 | 23,5 | 7,8 | 10,2 | 3,4 | 6,9 | 2,3 |
Киевская обл. | 191,2 | 84,3 | 21,0 | 9,2 | 8,6 | 3,8 | 6,1 | 2,7 |
Полтавская обл. | 154,2 | 87,7 | 13,7 | 7,8 | 4,2 | 2,4 | 3,6 | 2,1 |
Винницкая обл. | 140,5 | 84,8 | 13,5 | 8,1 | 7,3 | 4,4 | 4,3 | 2,6 |
Херсонская обл. | 131,5 | 88,7 | 8,9 | 6,0 | 4,2 | 2,8 | 3,7 | 2,5 |
Ивано-Франковская обл. | 130,4 | 88,8 | 9,6 | 6,5 | 4,1 | 2,8 | 2,8 | 1,9 |
Житомирская обл. | 128,7 | 87,9 | 11,1 | 7,6 | 3,6 | 2,4 | 3,1 | 2,1 |
Черкасская обл. | 124,3 | 86,0 | 12,5 | 8,6 | 4,3 | 2,9 | 3,5 | 2,4 |
Хмельницкая обл. | 115,5 | 89,5 | 7,4 | 5,8 | 3,2 | 2,5 | 2,9 | 2,3 |
Николаевская обл. | 116,1 | 90,5 | 7,2 | 5,6 | 2,6 | 2,1 | 2,3 | 1,8 |
Ровенская обл. | 107,6 | 85,4 | 10,9 | 8,7 | 4,7 | 3,7 | 2,8 | 2,2 |
Сумская обл. | 106,3 | 91,6 | 6,9 | 5,9 | 1,6 | 1,4 | 1,2 | 1,0 |
Черниговская обл. | 97,1 | 89,8 | 8,0 | 7,4 | 1,6 | 1,5 | 1,4 | 1,3 |
Черновицкая обл. | 92,5 | 88,3 | 6,4 | 6,1 | 3,3 | 3,2 | 2,6 | 2,5 |
Кировоградская обл. | 91,8 | 86,6 | 9,1 | 8,6 | 2,9 | 2,8 | 2,2 | 2,0 |
Волынская обл. | 90,8 | 84,1 | 10,5 | 9,7 | 4,1 | 3,8 | 2,7 | 2,5 |
Тернопольская обл. | 77,6 | 86,0 | 6,4 | 7,1 | 4,4 | 4,8 | 1,9 | 2,1 |
Закарпатская обл. | 73,6 | 86,7 | 6,4 | 7,5 | 3,3 | 3,8 | 1,7 | 2,0 |
Более детально остановимся на анализе развития самого крупного сегмента отечественного розничного фармрынка — лекарственных средств. Столица неизменно опережает все другие регионы Украины по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении, в то время как в упаковках по этому показателю лидирует Донецкая обл. (рис. 2, 3).


События осени 2009 г. напомнили о себе показателями снижения объема аптечных продаж лекарственных средств в нескольких областях осенью 2010 г. Причем анализ относительных показателей итогов развития отечественного розничного рынка лекарств в региональном разрезе осенью 2010 г. свидетельствует о географической неоднородности всплеска объема аптечных продаж в период эпидемии гриппа годом ранее. Лекарства приобретали впрок, создавая тем самым искусственный дефицит. Ажиотажный спрос на препараты в то время в максимальной степени затронул столицу и некоторые западные области (например Закарпатская обл.). Нагнетание панической атмосферы в Киеве было обусловлено высокой плотностью населения (значительно превышающей этот показатель для других регионов Украины) и наличием большого количества мест массового скопления людей наряду с повышенной политизированностью данного региона. В этих условиях для киевлян особо остро стояла проблема профилактики вирусных инфекций, что сопровождалось приобретением многочисленных противовирусных лекарств и медицинских масок. В свою очередь, западные области считались очагом распространения инфекции. Восточные и южные области в наименьшей степени были подвержены аптечному буму, вызванному угрозой эпидемии.
Для Киева по итогам сентября–ноября 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года отмечают убыль объема аптечных продаж лекарств в денежном и натуральном выражении — 4 и 12% соответственно. В Закарпатской обл. этот показатель составил -13% в денежном и -21% в натуральном выражении.
Однако невзирая на завышенный базис для сравнения, большинство регионов Украины продемонстрировало рост объема аптечных продаж лекарственных средств в исследуемый период по сравнению с сентябрем–ноябрем 2009 г. В 7 регионах (Днепропетровская, Одесская, Луганская, Херсонская, Ивано-Франковская, Ровенская и Черновицкая области) отмечают темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств, значительно опережающие среднерыночные, — более 20% в денежном выражении.
Важным фактором, влияющим на динамику украинского фармрынка в целом и в отдельных регионах в частности, наряду с количеством аптечных учреждений и плотностью проживающего населения, является уровень покупательной способности, определяющийся благосостоянием населения.
Индикатором финансового состояния населения страны является заработная плата, которая варьирует в региональном разрезе. Самый высокий уровень зарплаты в среднем на одного штатного сотрудника, согласно данным Государственного комитета статистики Украины, в январе–ноябре 2010 г. зафиксирован в столице — 3360 грн. (рис. 4). В анализируемый период для столицы отмечены минимальные среди всех регионов темпы прироста заработной платы относительно января–ноября 2009 г. — +7,9%. Замедление темпов прироста заработной платы киевлян наряду с завышенным базисом для сравнения из-за эпидемии свиного гриппа также негативно отразилось на развитии рынка аптечных продаж лекарственных средств в этом регионе в исследуемый период.
В то же время в областях Восточного региона — Донецкой и Днепропетровской — средняя заработная плата 1 сотрудника в январе–ноябре 2010 г. составила 2510 и 2345 грн. соответственно. В этих регионах, а также еще в 4 других (Луганская, Полтавская, Сумская и Черкасская области) отмечают максимальное увеличение заработной платы относительно января–ноября 2009 г. — более 20%.
В целом по Украине по итогам января–ноября 2010 г. прирост заработной платы по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года находился на уровне 17,5%. В абсолютном выражении среднемесячная заработная плата составила 2205 грн.
Объем аптечных продаж лекарственных средств на душу населения в Украине в сентябре–ноябре 2010 г. составил в среднем около 120 грн. (рис. 5). Во всех без исключения регионах темпы прироста объема продаж лекарств на душу населения в денежном выражении в исследуемый период ниже, чем таковые за сентябрь–ноябрь 2009 г., что также в значительной степени является следствием событий осени 2009 г.


Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в целом по рынку аптечных продаж по итогам осени 2010 г. составила 17,5 грн., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 9,7%. В региональном разрезе этот показатель варьировал в диапазоне от 12,9 (Полтавская обл.) до 23,1 грн. (Киев; рис. 6). По сравнению с сентябрем–ноябрем 2009 г. максимальная убыль средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств была отмечена для Полтавской и Сумской областей (рис. 7), что было обусловлено значительным увеличением объема реализации низкостоимостных препаратов в денежном выражении — на 32 и 42% соответственно. Смещение ценовой структуры в этих регионах в пользу менее дорогостоящих препаратов было обусловлено опережающими темпами прироста объема аптечных продаж лекарств отечественного производства по сравнению с зарубежными (рис. 8, 9).
Если говорить о соотношении рецептурных и безрецептурных препаратов в общем объеме аптечных продаж лекарственных средств, то в сентябре–ноябре 2010 г. в целом по Украине оно осталось практически традиционным и составило соответственно 52:48 в денежном и 32:68 в натуральном выражении. В региональном разрезе структура аптечной реализации была схожей, хотя в Черниговской и Луганской областях доля рецептурных препаратов в денежном выражении превысила 60%.
Осенью 2010 г. практически во всех регионах сегмент препаратов украинского производства в структуре аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении продемонстрировал опережающие темпы прироста относительно импортных лекарств (см. рис. 8, 9). В натуральном выражении ситуация была менее однородной — в некоторых областях (например в Днепропетровской, Одесской, Херсонской областях) более высокие темпы прироста отмечены для сегмента лекарств зарубежного производства.
Следует сказать, что основной вклад в прирост объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении практически во всех областях был обеспечен сегментом препаратов низкостоимостной ниши.
Фармакотерапевтическая структура аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в разрезе регионов Украины приблизительно одинакова. Так, максимальный объем выручки аптечных учреждений аккумулируют препараты группы A «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм». Топ-5 групп АТС-классификации 1-го уровня по объему аптечных продаж в денежном выражении также сформировали препараты групп R «Средства, действующие на респираторную систему», N «Средства, действующие на нервную систему», C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» и J «Противомикробные средства для системного применения». В анализируемый период в рамках этой топ-5 максимальные темпы прироста объема аптечных продаж в денежном выражении по сравнению с сентябрем–ноябрем 2009 г. в большинстве регионов отмечают для препаратов группы С — в среднем на 20%.
Общеукраинский рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении возглавляет АКТОВЕГИН. В большинстве регионов Украины этот препарат также занимает 1-ю строчку (табл. 2). Вполне закономерно, что в осенний период в составе топ-5 брэндов лекарств по объему аптечных продаж в денежном выражении в большинстве регионов Украины находится как минимум один представитель группы препаратов «cough&cold».




Таблица 2 | Топ-5 брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по регионам Украины сентябре–ноябре 2010 г. |
Регион | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
г. Киев | АРБИДОЛ | АКТОВЕГИН | АМИЗОН | ЭССЕНЦИАЛЕ | ТРАУМЕЛЬ С |
Донецкая обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ | КОДТЕРПИН | КАРДИОМАГНИЛ |
Днепропетровская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | АМИЗОН | АУГМЕНТИН | КОДТЕРПИН |
Харьковская обл. | АКТОВЕГИН | МИЛДРОНАТ | ЭССЕНЦИАЛЕ | КАРДИОМАГНИЛ | ПРЕДУКТАЛ |
Одесская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | КОДТЕРПИН | МИЛДРОНАТ | АМИКСИН IC |
АР Крым | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | НО-ШПА | ФЕРВЕКС | АМИЗОН |
Луганская обл. | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ | ТУБЕРКУЛИН | ЦЕРАКСОН |
Запорожская обл. | АКТОВЕГИН | МИЛДРОНАТ | КОДТЕРПИН | АМИЗОН | ЭССЕНЦИАЛЕ |
Львовская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | АМИЗОН | ЛАЗОЛВАН | ФАРМАЦИТРОН |
Киевская обл. | АКТОВЕГИН | АМИЗОН | ЭССЕНЦИАЛЕ | НО-ШПА | АУГМЕНТИН |
Полтавская обл. | НАТРИЯ ХЛОРИД | АКТОВЕГИН | АМИЗОН | ЦЕФТРИАКСОН | МИЛДРОНАТ |
Винницкая обл. | АКТОВЕГИН | КАРДИОМАГНИЛ | АМИЗОН | ТРАУМЕЛЬ С | ПРЕДУКТАЛ |
Херсонская обл. | ЭССЕНЦИАЛЕ | АКТОВЕГИН | АМИЗОН | МИЛДРОНАТ | МУКОСАТ |
Ивано-Франковская обл. | АКТОВЕГИН | ЛАЗОЛВАН | ЭССЕНЦИАЛЕ | ФАРМАЦИТРОН | АУГМЕНТИН |
Житомирская обл. | НАТРИЯ ХЛОРИД | АКТОВЕГИН | НО-ШПА | СЕРЕТИД | АМИЗОН |
Черкасская обл. | АКТОВЕГИН | АМИЗОН | НАТРИЯ ХЛОРИД | ЭССЕНЦИАЛЕ | ФЕРВЕКС |
Николаевская обл. | АКТОВЕГИН | МИЛДРОНАТ | АМИЗОН | ЭССЕНЦИАЛЕ | АРБИДОЛ |
Хмельницкая обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | АМИЗОН | НАТРИЯ ХЛОРИД | АРБИДОЛ |
Ровенская обл. | АКТОВЕГИН | ТИОТРИАЗОЛИН | АУГМЕНТИН | АМИЗОН | ЦЕФТРИАКСОН |
Сумская обл. | АКТОВЕГИН | АМИЗОН | ЭССЕНЦИАЛЕ | МИЛДРОНАТ | ПРЕДУКТАЛ |
Черниговская обл. | МИЛДРОНАТ | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | АМИЗОН | ЦЕФТРИАКСОН |
Черновицкая обл. | МИЛДРОНАТ | НАТРИЯ ХЛОРИД | КАРДИОМАГНИЛ | НИМЕСИЛ | КАНЕФРОН |
Кировоградская обл. | АКТОВЕГИН | КОДТЕРПИН | АМИЗОН | НАТРИЯ ХЛОРИД | АРБИДОЛ |
Волынская обл. | АКТОВЕГИН | КОЛДРЕКС | НАТРИЯ ХЛОРИД | МИЛДРОНАТ | АМИЗОН |
Тернопольская обл. | АКТОВЕГИН | АМИЗОН | СТРЕПСИЛС | АФЛУБИН | НО-ШПА |
Закарпатская обл. | КОЛДРЕКС | ЦЕФТРИАКСОН | АКТОВЕГИН | МИЛДРОНАТ | ЭССЕНЦИАЛЕ |
В целом по Украине | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | АМИЗОН | МИЛДРОНАТ | НО-ШПА |
Итоги
Развитие каждого региона уникально. Динамика отечественного рынка аптечных продаж в каждом из них формируется с учетом многочисленных факторов, в том числе уровня благосостояния населения, демографической ситуации, активности операторов фармрынка и др. При этом, как показывает опыт 2009 г., значительное влияние на развитие фармрынка могут оказывать форс-мажорные обстоятельства, что было ярко продемонстрировано в октябре–ноябре 2009 г. в период эпидемии свиного гриппа. Так, в 2010 г. в некоторых регионах зафиксировано уменьшение объема продаж лекарственных средств на душу населения, что преимущественно было обусловлено значительным повышением этого показателя осенью 2009 г.
В 2010 г. отечественный розничный фармрынок демонстрировал стабильное уверенное развитие. В текущем году его операторам можно пожелать дальнейших рыночных успехов и отсутствия препятствий на пути их достижения!
Коментарі