БОЛЬШИЕ ГОНКИ
Основным достижением отечественного фармрынка в 2010 г. был активный прирост во всех его измерениях — в деньгах, упаковках и долларовом эквиваленте. В результате был восстановлен физический объем потребления лекарств на докризисный уровень, в национальной валюте за 2 года объем рынка увеличился в 1,5 раза.
В целом по итогам 2010 г. объем рынка аптечных продаж препаратов увеличился в сравнении с 2009 г. почти на 18% в денежном и на 9% в натуральном выражении и составил 19,7 млрд грн. за 1,2 млрд упаковок. В долларовом эквиваленте этот показатель увеличился почти на 16% и достиг 2,5 млрд дол. (рис. 1).

В разрезе помесячной динамики максимальный объем аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении традиционно был отмечен в пиковые месяцы — марте, сентябре–декабре (рис. 2). После всплеска аптечных продаж в конце 2009 г. (в течение 2 нед октября–ноября), вызванного эпидемией гриппа, вопрос превышения этих показателей в текущем году вызывал сомнения. Однако игрокам фармрынка удалось преодолеть высокую заданную планку объема розничной реализации препаратов в денежном выражении. Чего нельзя сказать о количестве реализованных упаковок, объем физического потребления которых в октябре–ноябре 2010 г. несколько уменьшился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В сложившейся ситуации неудивительно, что максимальные темпы прироста розничных продаж лекарственных средств зафиксированы в весенне-летний период. Можно предположить, что в условиях ажиотажного спроса в конце 2009 г. потребители приобрели лекарства впрок. Как следствие — в начале минувшего года было отмечено замедление потребления лекарств.
В предыдущих публикациях неоднократно отмечалась тенденция к стремительному росту потребления препаратов отечественного производства. В прошлом году удельный вес отечественных лекарственных средств в общем объеме аптечной реализации увеличился до 27% в денежном и 66% в натуральном выражении (рис. 3). Причем если сравнить этот показатель с 2008 г., то в 2010 г. он увеличился на 4% и в денежном, и в натуральном выражении.


Перераспределение долевого участия лекарств зарубежного и отечественного производства в общем объеме розничного рынка было обусловлено опережающей динамикой сегмента украинских препаратов в 2009 г. (рис. 4). В 2010 г. в денежном выражении сегмент лекарств отечественного производства продолжил демонстрировать высокие темпы прироста объема аптечных продаж, почти вдвое превысив аналогичный показатель для сегмента зарубежных препаратов. А в натуральном выражении развитие этих сегментов было схожим.
Что же способствовало росту рынка аптечной реализации лекарственных средств? Если в кризисный период — в 2009 г. — основной движущей силой роста в национальной валюте была инфляционная составляющая, то уже в 2010 г. основной вклад в прирост объема аптечных продаж препаратов обеспечивал индекс замещения (рис. 5). То есть прирост рынка лекарств обусловлен увеличением количества потребляемых упаковок и перераспределением спроса с дешевых на более дорогостоящие препараты. В то время как сегмент зарубежных лекарственных средств практически отображает общерыночное развитие, в сегменте отечественных препаратов значительное влияние на общий прирост объема аптечных продаж украинских препаратов оказывают инфляционные процессы.


В сегменте рынка аптечных продаж импортных лекарственных средств интересно выделить такие подсегменты как «импорт за гривню» и «импорт за валюту». Напомним, что «импорт за гривню» учитывает аптечные продажи лекарственных средств, которые были ввезены на территорию Украины локальными компаниями зарубежных фармпроизводителей, оборот которых внутри страны осуществляется в национальной валюте. Так, в общем объеме розничного рынка лекарств сегмент «импорт за гривню» в 2010 г. аккумулировал удельный вес в размере 27% в денежном и 13% в натуральном выражении (рис. 6). Доля «импорта за валюту» в общем объеме рынка составляет соответственно 46 и 21%. Таким образом, львиная доля отечественного рынка аптечных продаж лекарственных средств принадлежит игрокам, работающим в так называемой гривневой зоне — 54% в денежном и 79% в натуральном выражении. Преимущества работы в такой форме особо ярко проявились в кризисный период, когда девальвация национальной валюты крайне негативно сказалась на развитии рынка. При этом в наиболее выигрышном положении оказались отечественные фармкомпании, которые, невзирая на зависимость от импортных субстанций, в меньшей степени были подвержены негативному влиянию курсовой разницы. Также в этот период компаниям, работающим в сегменте «импорт за гривню», удалось держаться на плаву благодаря особенностям их формы хозяйствования, в частности из-за возможности управлять ценой и курсовыми рисками.
Так, в 2009 г. минимальные темпы убыли физического объема потребления лекарственных средств были отмечены для сегментов отечественных препаратов и «импорт за гривню». В 2010 г. тенденция к опережающему росту этих сегментов окрепла (рис. 7).
Ввиду отсутствия существенной привязки к курсу иностранной валюты в сегментах отечественных лекарств и «импорт за гривню» средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственного средства в долларовом эквиваленте в 2009 г. снизилась, в то время как для «импорта за валюту» было отмечено ее повышение (рис. 8). Снижение средневзвешенной стоимости на лекарства «гривневой зоны» в кризисный период также благоприятно отразилось на динамике их аптечных продаж в натуральном выражении (см. рис. 7).
Ни для кого не секрет, что отечественные препараты значительно дешевле, чем их зарубежные конкуренты. Однако в последние 2 года наметилась четкая тенденция к повышению средневзвешенной стоимости украинских лекарственных средств (рис. 9). Как в 2009 г., так и в 2010 г. темпы прироста средневзвешенной стоимости препаратов отечественного производства были выше таковых для зарубежных лекарств и в целом по рынку. В абсолютном значении средневзвешенная стоимость украинских лекарств за 2 года повысилась с 4 до 7 грн.




В ценовой структуре рынка лекарственных средств в 2010 г. наметилась тенденция к восстановлению спроса на препараты высокостоимостной ниши. Их доля на рынке лекарств после уменьшения в 2009 г. практически вернулась к показателям докризисного периода и составила 45% в денежном и 8% в натуральном выражении (рис. 10). Аптечная реализация препаратов этой ниши продемонстрировала максимальные темпы прироста — более 20% как в денежном, так и в натуральном выражении (рис. 11). Также активно увеличивался объем продаж в денежном выражении препаратов низкостоимостной ниши, где в основном представлена отечественная продукция. Средневзвешенная стоимость лекарственных средств, отнесенных к этой ценовой нише, по итогам 2010 г. увеличилась максимально по сравнению с препаратами других ниш — на 12%, что выше, чем в целом по рынку (рис. 12).



В разрезе рецептурного статуса лекарственных средств структура аптечных продаж в денежном выражении практически в равных долях представлена рецептурными и безрецептурными препаратами — 53 и 47% соответственно. В это же время в натуральных величинах доминируют безрецептурные лекарственные средства, их доля составляет 67% объема розничного рынка, рецептурные препараты, соответственно, аккумулируют 33% этого объема. Напомним, что в 2009 г. оба сегмента демонстрировали одинаковую динамику аптечных продаж (+27–28% в денежном и -8% в натуральном выражении). В 2010 г. опережающее развитие продемонстрировали рецептурные лекарственные средства — +20% в денежном и +15% в натуральном выражении. А для сегмента безрецептурных препаратов этот показатель составил 15 и 6% соответственно.
Фармакотерапевтическая структура рынка аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в 2010 г. остается относительно стабильной по сравнению с предыдущими годами. Максимальный объем аптечной выручки аккумулировали препараты группы A «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм». Топ-5 групп АТС-классификации 1-го уровня по объему аптечных продаж в денежном выражении также сформировали препараты групп C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», R «Средства, действующие на респираторную систему», N «Средства, действующие на нервную систему» и J «Противомикробные средства для системного применения».
По итогам 2010 г., как и в предыдущие 2 года, максимальный объем аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении продемонстрировал препарат АКТОВЕГИН (табл. 1). 2-е и 3-е место в рейтинге стабильно занимают ЭССЕНЦИАЛЕ и МИЛДРОНАТ.
Таблица 1 | Топ-лист брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 2010 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2008–2009 гг. |
Брэнд | № п/п, год | ||
---|---|---|---|
2010 | 2009 | 2008 | |
АКТОВЕГИН | 1 | 1 | 1 |
ЭССЕНЦИАЛЕ | 2 | 2 | 2 |
МИЛДРОНАТ | 3 | 3 | 3 |
НО-ШПА | 4 | 7 | 10 |
НАТРИЯ ХЛОРИД | 5 | 6 | 11 |
ПРЕДУКТАЛ | 6 | 10 | 5 |
АУГМЕНТИН | 7 | 14 | 17 |
АМИЗОН | 8 | 4 | 37 |
МЕЗИМ | 9 | 5 | 4 |
ЛИНЕКС | 10 | 16 | 14 |
ЛАЗОЛВАН | 11 | 9 | 6 |
ЦЕФТРИАКСОН | 12 | 12 | 7 |
КАРДИОМАГНИЛ | 13 | 34 | 80 |
ЦЕРАКСОН | 14 | 27 | 26 |
КОДТЕРПИН | 15 | 32 | 62 |
КАНЕФРОН | 16 | 17 | 18 |
КЕТАНОВ | 17 | 13 | 12 |
КАРСИЛ | 18 | 22 | 30 |
ТРАУМЕЛЬ С | 19 | 63 | 16 |
ЭНАП | 20 | 18 | 9 |
ТИОТРИАЗОЛИН | 21 | 24 | 23 |
СПАЗМАЛГОН | 22 | 37 | 71 |
АНАФЕРОН | 23 | 11 | 25 |
ВИТРУМ | 24 | 19 | 8 |
КОЛДРЕКС | 25 | 8 | 20 |
ДОЛАРЕН | 26 | 57 | 51 |
ФЕСТАЛ | 27 | 39 | 36 |
АРБИДОЛ | 28 | 15 | 21 |
АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА | 29 | 28 | 35 |
ЦЕРЕБРОЛИЗИН | 30 | 31 | 19 |
Высокие темпы прироста продемонстрировали препараты КАРДИОМАГНИЛ, ЦЕРАКСОН, КОДТЕРПИН, СПАЗМАЛГОН и ДОЛАРЕН (от 35 до 65%). Стабильно 3 года представленная топ-30 брэндов лекарственных средств суммарно аккумулировала 14% общего объема аптечных продаж препаратов в денежном выражении.
гонщики
Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам 2010 г., как и в предыдущие годы, возглавила компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 2). На 2-й и 3-й позициях, как и годом ранее, расположились отечественная компания «Фармак» и зарубежная — «sanofi-aventis».
Таблица 2 | Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам 2010 г. с указанием позиции в рейтинге за 2008–2009 гг. |
Маркетирующая организация | № п/п | ||
---|---|---|---|
2010 | 2009 | 2008 | |
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | 1 | 1 | 1 |
Фармак (Украина) | 2 | 2 | 7 |
sanofi-aventis (Франция) | 3 | 3 | 2 |
Nycomed (Норвегия) | 4 | 6 | 9 |
Дарница (Украина) | 5 | 4 | 4 |
Артериум Корпорация (Украина) | 6 | 7 | 8 |
Teva (Израиль) | 7 | 5 | 3 |
KRKA (Словения) | 8 | 9 | 5 |
Servier (Франция) | 9 | 10 | 10 |
Sandoz (Швейцария) | 10 | 8 | 6 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 11 | 11 | 13 |
Heel (Германия) | 12 | 19 | 11 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 13 | 14 | 15 |
Здоровье (Украина) | 14 | 15 | 16 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) | 15 | 12 | 14 |
Actavis Group (Исландия) | 16 | 16 | 18 |
Bayer Consumer Care (Швейцария) | 17 | 13 | 12 |
Стада-Нижфарм (Германия–Россия) | 18 | 21 | 24 |
Дельта Медикел (Украина) | 19 | 20 | 20 |
Boehringer Ingelheim (Германия) | 20 | 17 | 17 |
Bittner (Австрия) | 21 | 18 | 21 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 22 | 25 | 34 |
ИнтерХим (Украина) | 23 | 30 | 39 |
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) | 24 | 22 | 19 |
Bionorica (Германия) | 25 | 24 | 25 |
Merck&Co (США) | 26 | 29 | 27 |
Mili Healthcare (Великобритания) | 27 | 26 | 28 |
Kusum Healthcare (Индия) | 28 | 33 | 35 |
Sopharma (Болгария) | 29 | 32 | 41 |
Ranbaxy (Индия) | 30 | 23 | 22 |
Высокие темпы прироста — более 30% отмечают для компаний «Heel», «Фармак», «Nycomed», Киевский витаминный завод, «ИнтерХим» и «Kusum Healthcare».
В целом по итогам 2010 г. топ-30 маркетирующих организаций суммарно аккумулировала около 58% общего объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении, а топ-10 — 30%.
Для анализа потенциала игроков рынка традиционно мы рассмотрим показатель Evolution Index. За основу при расчете Evolution Index были приняты итоги аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за 2010 г. относительно предыдущего года. В рамках топ-30 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам 2010 г. представлена топ-10 компаний из расчета Evolution Index (табл. 3). Примечательно, что в этом топ-листе представлено 4 отечественных компаний.
Таблица 3 | Топ-10 маркетирующих организаций по Evolution Index, рассчитанному по показателю МАТ, в рамках топ?30 по итогам 2010 г. относительно 2009 г. |
Маркетирующая организация | Ei |
---|---|
Heel (Германия) | 43,6 |
Фармак (Украина) | 20,2 |
Киевский витаминный завод (Украина,) | 13,6 |
Kusum Healthcare (Индия) | 12,0 |
Nycomed (Норвегия) | 10,9 |
ИнтерХим (Украина,) | 10,6 |
Артериум Корпорация (Украина) | 9,8 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 7,4 |
Стада-Нижфарм (Германия–Россия) | 7,0 |
Servier (Франция) | 5,9 |
НА ФИНИШНОЙ ПРЯМОЙ
Фармрынок образца 2010 г. — растущий, динамичный, манящий игроков своими перспективами. В минувшем году отечественный рынок аптечных продаж лекарственных средств продемонстрировал рост в денежном и натуральном выражении — 18 и 9% соответственно. Обращает внимание тот факт, что превышение показателей 2009 г. оказалось под силу игрокам отечественного фармрынка, даже несмотря на завышенный базис для сравнения, обусловленный всплеском аптечных продаж в период эпидемии гриппа.
Основной вклад в прирост объема аптечных продаж лекарств в 2010 г. был обеспечен увеличением количества потребляемых упаковок и перераспределением спроса с дешевых на более дорогостоящие препараты, о чем свидетельствует значение индекса замещения. Анализ индикаторов прироста/убыли рынка аптечной реализации лекарственных средств показал, что развитие сегмента зарубежных лекарственных средств близко коррелирует с общерыночными тенденциями. В это же время для сегмента отечественных препаратов характерен преобладающий вклад инфляционной составляющей в прирост объема аптечных продаж.На финишную прямую в 2010 г. практически в полном составе вышли те же игроки фармрынка, которые лидировали в предыдущие годы. Упорный труд сделал операторов отечественного фармрынка настоящими профи своего дела, научил играючи проходить крутые виражи, с легкостью удерживая заданную траекторию!
(©) Lanych | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим