Видеть несправедливость и молчать — это значит самому участвовать в ней
Жан-Жак Руссо
Исследование базируется на данных о действующих лицензиях на розничную торговлю лекарственными средствами по состоянию на 15.03.2011 г.
аптечная нагрузка
Напомним, что ликвидация аптечных киосков в городах Украины обусловлена несоблюдением Лицензионных условий в отношении реализации рецептурных лекарственных средств.
Изначально аптечные киоски были созданы с целью защиты прав пациентов на доступность безрецептурных лекарственных средств в тех местах, где у субъектов хозяйствования нет возможности открывать аптеки. Безрецептурные лекарственные средства реализуются во всех типах аптечных учреждений и занимают весомую долю на отечественном фармрынке — более 50% общего объема аптечных продаж в денежном выражении.
В связи с вероятным уменьшением количества торговых точек (ТТ) розничной реализации доступность безрецептурных лекарств для населения нашей страны неизбежно снизится.
Ответственность за доступность лекарственных средств несет аптечная индустрия: аптечные киоски — за безрецептурные лекарственные средства, а аптеки — за рецептурные и безрецептурные препараты. Аптечные пункты призваны обеспечивать доступность лекарств для пациентов в лечебно-профилактических учреждениях и никак не влияют на доступность лекарств для населения, находящегося за пределами лечебно-профилактических учреждений. Таким образом, в случае ликвидации аптечных киосков все бремя обязательств по доступности лекарств понесут аптеки, нагрузка на которые значительно увеличится.
Как говорится, после драки кулаками не машут и на помощь уже не зовут. Поэтому крайне важно сегодня, пока еще не поздно, посмотреть на беспристрастные цифры и убедиться в том, к чему приведет упразднение аптечных киосков.
Пока еще аптечные киоски не закрыли, сегодня в среднем по Украине 1 ТТ (аптека + аптечный киоск) обслуживает 2,85 тыс. человек, проживающих в городах и сельской местности (рисунок). В это же время исключительно в городах Украины на 1 ТТ приходится 2,68 тыс. жителей. Если упразднение аптечных киосков произойдет, то нагрузка на 1 аптеку увеличится и достигнет в городах Украины 3,4 тыс. человек. Примечательно, что в некоторых городах этот показатель будет значительно выше. Например, в Донецкой и Черниговской областях количество городских жителей на 1 аптеку составит около 4,5 тыс. человек. То есть, доступность лекарств в этих регионах будет еще ниже, чем в целом по рынку. Такой вероятный сценарий ставит под сомнение саму доступность и возможность приобрести лекарства. Минимальная нагрузка на 1 аптеку будет в городах Тернопольской и Ивано-Франковской областей — немногим более 2 тыс. человек. Но следует отметить, что количество городского населения в этих регионах — одно из наименьших по сравнению с другими областями.

По причине упразднения аптечных киосков в аптечной индустрии снизится конкуренция и, как результат, повысятся цены на лекарства.
В нашей стране аптеки в городах ждет усиление нагрузки. Становится очевидным, что упразднение аптечных киосков в городах снизит доступность лекарств для населения и увеличит нагрузку на аптеки. Нагрузка на 1 аптеку составит 3,4 тыс. человек. Хотя сегодня, когда все еще функционируют аптечные киоски, этот показатель составляет 2,68 тыс. человек.
Очевидно, что важно обеспечить физическую доступность лекарственных средств, но отнюдь не снизить ее. Следует привлечь специалистов Министерства экономики, Министерства здравоохранения, Антимонопольного комитета, других компетентных органов, чтобы рассчитать оптимальную нагрузку на 1 аптеку. И планомерно привести количество ТТ в городах к научно-обоснованному показателю. В таком контексте это означает, что проекты нормативных документов должны быть экономически обоснованными. Их разработчики должны предвидеть различные варианты развития событий на украинском фармрынке после введения документа в действие.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим