МЕТОДОЛОГИЯ. СИСТЕМЫ УЧЕТА АПТЕК В УКРАИНЕ
В настоящее время в Украине существует несколько независимых систем учета аптек, аптечных пунктов и киосков, методологически не связанных между собой. В итоге государственные органы, ведущие такой учет, получают результаты, которые заметно отличаются друг от друга. Например, собственные системы учета аптек, аптечных пунктов и киосков имеют контролирующие органы Министерства здравоохранения Украины и органы, которые выдают лицензии на осуществление розничной aторговли лекарственными средствами.
При подготовке настоящей статьи мы использовали сведения Госкомстата, при этом исходили из того, что данные, которые приводятся в публикации, должны соответствовать данным, использованным нами ранее (см.: Рынок лекарственных средств. — Киев: Морион, 2001; «Еженедельник АПТЕКА», № 19 (290) от 14 мая 2001 г., № 20 (291) от 21 мая 2001 г.). Преемственность методологии сбора и обработки информации позволяет сравнивать данные о количестве аптек, аптечных пунктов и киосков. В связи с этим более подробно остановимся на методологии, используемой Госкомстатом при сборе и обработке данных, касающихся аптечных учреждений в Украине.
Согласно украинскому Классификатору видов экономической деятельности (КВЕД), гармонизированному с Классификацией видов экономической деятельности статистической комиссии Европейского Союза (NACE), аптеки, аптечные пункты и аптечные киоски рассматриваются Госкомстатом как предприятия розничной торговли. Сведения об этих предприятиях заносятся в Единый государственный регистр предприятий и организаций Украины (ЄДРПОУ). Если аптечное учреждение представляет собой отдельное юридическое лицо, то Госкомстат заносит его в ЄДРПОУ как предприятие, осуществляющее розничную торговлю лекарственными средствами, и присваивает ему соответствующий код Общего классификатора отраслей народного хозяйства (ЗКГНГ). Сложнее обстоит дело, если предприятие — владелец аптеки или аптечной сети осуществляет не только розничную торговлю лекарственными средствами, но и другую финансово-хозяйственную деятельность. В этом случае отрасль экономики, к которой принадлежит статистический объект, определяют по доле в общем объеме выполненных предприятием работ. В свою очередь, долю вычисляют на основании соответствующих видов статистической отчетности, подаваемой предприятием в органы Госкомстата на протяжении года.
Таким образом, если основным видом деятельности предприятия является, например, крупнотоннажное химическое производство и при этом ему принадлежит небольшая аптечная сеть, то такое предприятие будет внесено в ЄДРПОУ именно как производитель химической продукции. Следовательно, количество юридических лиц, которые реально осуществляют розничную торговлю лекарственными средствами, и количество предприятий, которые таким образом классифицированы в ЄДРПОУ, может не совпадать.
Тем не менее, все юридические лица должны заявлять о розничной торговле лекарственными средствами как об одном из видов хозяйственной деятельности, если они таковую осуществляют, и заполнять форму статистической отчетности № 7-торг. Кроме того, юридические лица, для которых розничная реализация лекарственных средств не является основной деятельностью, заполняют форму № 3-торг, а те, для которых розничная торговля медикаментами является основной деятельностью, — упрощенную форму № 3-торг (здрав).
Надо сказать, что описанный способ учета не лишен некоторых недостатков. Так, данные о продаже товаров производства Украины в формах № 3-торг и 3-торг (здрав) заполняются [заведующими аптеками] исходя из собственной экспертной оценки. Этим можно объяснить несовпадение данных о доле лекарственных средств отечественного производства в отчетах Госкомстата с оценками, которые получены экспертным путем. Кроме того, предприниматели — физические лица не отчитываются перед Госкомстатом, поэтому аптеки, принадлежащие таким предпринимателям, не попадают в соответствующие статистические отчеты. И наконец, на уровне Госкомстата Украины не существует перечня юридических лиц, которые занимаются розничной торговлей лекарственными средствами.
НАЛИЧИЕ АПТЕК, АПТЕЧНЫХ ПУНКТОВ И КИОСКОВ В УКРАИНЕ В 1997–2001 гг.
Издание Кабинетом Министров Украины Постановления № 447 от 12 мая 1997 г. привело к уменьшению количества аптек, аптечных пунктов и киосков в 1998 г. по сравнению с 1997 г. Причем число аптек и аптечных пунктов уменьшалось более быстрыми темпами, чем количество аптечных киосков. Однако начиная с 1998 г. количество аптечных учреждений неуклонно увеличивалось (табл. 1, рис. 1) и в 2001 г. превысило уровень 1997 г. Интересно отметить, что площадь аптек и аптечных пунктов (рис. 1) за последние 4 года существенных изменений не претерпела. Иными словами, владельцы вновь открываемых аптек и аптечных пунктов довольствуются минимальной разрешенной Постановлением № 447 площадью.
Таблица 1
Развитие розничной аптечной сети в 1997–2001 гг.
Год |
Общее количество аптек и их торговых подразделений |
Количество аптечных киосков |
Количество аптек |
Общая торговая площадь аптек и аптечных пунктов, м2 |
Торговая площадь |
1997 |
16 400 |
5052 |
11 348 |
265 457 |
23,4 |
1998 |
14 339 |
4814 |
9525 |
358 948 |
37,7 |
1999 |
15 937 |
5337 |
10 590 |
386 191 |
36,5 |
2000 |
16 782 |
5719 |
11 063 |
404 471 |
36,6 |
2001 |
17 240 |
5780 |
11 460 |
417 593 |
36,4 |
![]() |
Рис. 1. Развитие розничной аптечной сети в 1997–2001 гг.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АПТЕК ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ В 1997–2001 гг.
Прежде чем анализировать динамику распределения украинских аптек по формам собственности, необходимо уточнить, что Госкомстат не делает различий между аптеками государственной и коммунальной форм собственности — обе эти формы трактуются Госкомстатом как государственные.
Наиболее характерной тенденцией на протяжении последних 5 лет является неуклонное уменьшение количества аптек государственной и коммунальной собственности (табл. 2, рис. 2). В 1998 г. их доля увеличилась за счет уменьшения числа аптек коллективной и частной форм собственности. Начиная с 1999 г. количество последних неуклонно возрастало и в 2001 г. доля государственных и коммунальных аптек впервые составила менее 50%.
Таблица 2
Наличие аптек разных форм собственности в Украине в 1997–2001 гг.
Год |
Общее число аптек |
Доля в общем количестве, % |
||||
Государственная собственность |
Частная собственность |
Коллективная собственность |
Государственная собственность |
Частная собственность |
Коллективная собственность |
|
1997 |
6592 |
721 |
4035 |
58,1 |
6,4 |
35,6 |
1998 |
5861 |
653 |
3011 |
61,5 |
6,9 |
31,6 |
1999 |
5572 |
870 |
4148 |
52,6 |
8,2 |
39,2 |
2000 |
5530 |
1000 |
4533 |
50 |
9 |
41 |
2001 |
5491 |
1136 |
4833 |
47,9 |
9,9 |
42,2 |
![]() |
Рис. 2. Доля аптек разных форм собственности в Украине в 1997–2001 гг.
Характерно, что в городах и поселках городского типа на долю государственных и коммунальных аптек в 2001 г. приходилось менее 40%, а по численности аптеки, находящиеся в коллективной собственности, превысили государственные и коммунальные еще в 1999 г. (табл. 3, рис. 3). В то же время в сельской местности государственные и коммунальные аптеки по-прежнему преобладают (табл. 4, рис. 4). Несмотря на то что доля аптек частной формы собственности непрерывно возрастает как в городах, так и в сельской местности, согласно данным Госкомстата, она продолжает оставаться незначительной (в 2001 г. — 12,3% в городах и поселках городского типа, 3,6% — в сельской местности). Вместе с тем следует иметь в виду, что аптеки, которые принадлежат частным лицам, Госкомстат не учитывает.
Таблица 3
Наличие аптек разных форм собственности в Украине в 1997–2001 гг. в городах и поселках городского типа
Год |
Общее число аптек |
Доля в общем количестве, % |
||||
Государственная собственность |
Частная собственность |
Коллективная собственность |
Государственная собственность |
Частная собственность |
Коллективная собственность |
|
1997 |
4192 |
659 |
3199 |
52,1 |
8,2 |
39,7 |
1998 |
3502 |
580 |
2380 |
54,2 |
9 |
36,8 |
1999 |
3264 |
780 |
3309 |
44,4 |
10,6 |
45 |
2000 |
3203 |
907 |
3737 |
40,8 |
11,6 |
47,6 |
2001 |
3253 |
1022 |
4054 |
39,1 |
12,3 |
48,7 |
![]() |
Рис. 3. Доля аптек разных форм собственности в Украине в 1997–2001 гг. в городах и поселках городского типа
?
Таблица 4
Наличие аптек разных форм собственности в Украине в 1997–2001 гг. в сельской местности
Год |
Общее число аптек |
Доля в общем количестве, % |
||||
Государственная собственность |
Частная собственность |
Коллективная собственность |
Государственная собственность |
Частная собственность |
Коллективная собственность |
|
1997 |
2400 |
62 |
836 |
72,8 |
1,9 |
25,3 |
1998 |
2359 |
73 |
631 |
77 |
2,4 |
20,6 |
1999 |
2308 |
90 |
839 |
71,3 |
2,8 |
25,9 |
2000 |
2327 |
93 |
796 |
72,4 |
2,9 |
24,8 |
2001 |
2238 |
114 |
779 |
71,5 |
3,6 |
24,9 |
Рис. 4. Доля аптек разных форм собственности в Украине в 1997–2001 гг. в сельской местности
РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В УКРАИНЕ В 1997–2001 гг.
Розничный товарооборот лекарственных средств в Украине, по данным Госкомстата, составил 2566,3 млн грн., или 477 млн долл. США в розничных ценах (табл. 5).
Таблица 5
Объем розничных продаж лекарственных препаратов в Украине в 1997–2001 гг. (по данным Госкомстата)
Год |
Общий объем розничных продаж |
Объем продаж лекарственных средств отечественного производства |
Доля отечественных препаратов |
Годовой оборот на одну аптеку (с учетом торговых подразделений) |
|||
в текущих ценах, тыс. грн. |
в тыс. долл. США ? |
в текущих ценах, тыс. грн. |
в тыс. долл. США ? |
в текущих ценах, тыс. грн. | в тыс. долл. США | ||
1997 |
980 813 |
526 837 |
Нет данных |
Нет данных |
Нет данных |
59,81 |
32,12 |
1998 |
1 186 734 |
484 480 |
679 610 |
277 449 |
53,40 |
82,76 |
33,79 |
1999 |
1 568 716 |
379 794 |
882 086 |
213 557 |
56,20 |
98,43 |
23,83 |
2000 |
2 052 729 |
377 324 |
1 182 554 |
217 372 |
57,60 |
122,32 |
22,48 |
2001 |
2 563 287 |
477 143 |
1 503 779 |
279 921 |
58,70 |
148,68 |
27,68 |
![]() |
Рис. 5. Годовой товарооборот в расчете на одну аптеку (аптечный пункт) в разрезе форм собственности, тыс. долл. США
Общий объем розничных продаж, выраженный в долларах США, впервые за последние 5 лет увеличился, но еще не достиг уровня 1998 и, тем более, 1997 г. Впервые за последние 4 года увеличился и оборот на одну аптеку, достигнув 27,7 тыс. долл. США в год (более 2,3 тыс. долл. США в месяц).
Что касается потребления лекарственных средств, то по-прежнему сохраняется значительная дифференциация между различными регионами Украины и группами населения. Так, если в городах и поселках городского типа по итогам IV квартала товарооборот на одну аптеку и аптечный пункт составлял 4330, то в сельской местности — лишь 660 долл. США в месяц, что в 6,5 раза меньше. Наряду с другими причинами это обусловлено среднедушевым потреблением лекарственных средств. Характерным примером могут служить г. Киев и Киевская область. В Киеве годовое потребление лекарственных средств на душу населения в 2001 г. составило 17,3, в Киевской области — 8,2 долл. США. Значительной остается разница в среднедушевом годовом потреблении лекарственных средств в различных регионах Украины: от 12,1 долл. США в Днепропетровской области до 6,1 долл. США — в Ривненской. Существенно различаются и совокупные продажи лекарственных средств по регионам: от 259 млн грн. в Донецкой области и 245 млн грн. в г. Киеве до 39 млн грн. в Ривненской области.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ АПТЕК РАЗНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В 1997–2001 гг.
Исследование эффективности работы аптек различных форм собственности связано с определенными методологическими трудностями, поскольку Госкомстат не располагает данными о распределении аптечных киосков по формам собственности.
Можно вычислить товарооборот аптек и их торговых подразделений по формам собственности, используя общие данные Госкомстата о товарообороте лекарственных средств в разрезе форм собственности, а также данные о распределении по формам собственности аптек и аптечных пунктов. И хотя этот метод дает заведомо завышенные значения (примерно — на 20 %), однако позволяет проследить динамику товарооборота.
Результаты анализа (рис. 5) позволяют говорить о том, что товарооборот частных и коллективных аптек в пересчете на одну торговую точку существенно не различается и на протяжении последних 4 лет практически вдвое превышает таковой аптек государственной формы собственности. В рамках настоящего анализа не представляется возможным определить, является ли указанное различие следствием бўольшей эффективности негосударственной формы собственности или следствием того, что государственные и коммунальные аптеки вынуждены расплачиваться своими оборотными средствами за взятые на себя государством социальные обязательства.
В целом, можно констатировать, что в связи с ростом фармацевтического рынка финансовые условия функционирования аптек всех форм собственности в 2001 г. заметно улучшились, и можно ожидать дальнейшего расширения украинской аптечной сети в 2002 г.
Тарас Махринский
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим