|
КОРОТКО. О ВАЖНОМ
Влияние государственного регулирования на рынок лекарственных средств, по мнению докладчика, можно наиболее точно описать словами А. Грибоедова:
«Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».
К основным факторам государственного влияния, негативно отражающимся на деятельности фармацевтического рынка России (как на развитии рынка в целом, так и на работе его операторов: российских и зарубежных производителей, дистрибьюторских компаний), В. Мунблит относит таможенные пошлины, введение налога на добавленную стоимость в отношении лекарственных средств (ЛС), отмену льгот в отношении налога на прибыль, новую систему сертификации, льготы в отношении государственных закупок для российских производителей (разумеется, для российских компаний-производителей последний фактор негативным не является).
О ГЛАВНОМ
«Россия имеет правила, но развивается на основании исключений из правил»
(записано со слов В.Мунблита)
Одной из отличительных черт фармацевтического рынка России является значительная роль, которая принадлежит крупнооптовым компаниям. Если в странах Западной Европы роль каждого звена в дистрибьюторской цепочке ЛС можно представить так:
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ <–> дистрибьютор <–> АПТЕКА,
то в России, скорее, так:
производитель <–> ДИСТРИБЬЮТОР <–> аптека.
|
Дистрибьюторские компании — главная движущая сила российского фармрынка. Объемы продаж ведущих дистрибьюторов ЛС на рынке России в 5–7 раз превышают объемы продаж крупнейших фармацевтических производителей. Это можно объяснить целым рядом причин. Если в секторе производства и розничной продажи ЛС государство сохраняет сильные позиции, то дистрибьюция базируется в основном на частном капитале. Производители не в силах охватить огромную территорию России своими медицинскими представителями, и эту брешь успешно заполняют дистрибьюторские компании. Ведущие российские фармацевтические дистрибьюторы работают по стандартам и технологиям, незначительно отличающимся от таковых западных крупнооптовых компаний. Кроме того, они активно способствуют развитию аптечного сектора, внедряя передовые технологии, используя интернет и др.
Из 4000 лицензированных в России фармацевтических дистрибьюторских компаний на рынке представлены не более 1500, из которых активно работают около 700. В. Мунблит предложил классификацию российских крупнооптовых компаний, подразделив их на 5 основных групп:
1. Национальные дистрибьюторы (5).
2. Средние дистрибьюторы (250–300), в том числе:
• крупные полирегиональные;
• полирегиональные;
• крупные региональные;
• региональные.
3. Крупные «нишевые» дистрибьюторы (около 50), в том числе:
• «специализированные» дистрибьюторы;
• дистрибьюторы, связанные с производителями;
• бартерные дистрибьюторы.
4. Мелкие «карманные» дистрибьюторы (более 200).
5. Мелкие «нишевые» дистрибьюторы (около 1000).
Крупные полирегиональные, полирегиональные, крупные региональные и региональные дистрибьюторские компании объединены в одну группу, поскольку для них свойственны общие тенденции развития, над ними довлеет груз общих проблем.
Несомненными лидерами российской фармацевтической дистрибьюции являются компании «Протек» и «SIA», объемы продаж которых на порядок превышают продажи компаний, замыкающих ведущую «десятку».
Российская фармацевтическая дистрибьюция в значительной степени фрагментирована, однако тенденции к укрупнению, наблюдающиеся в промышленности, оказывают на нее заметное влияние: если в 1999 г. на долю 5 ведущих дистрибьюторских фирм приходилось 25% рынка, то в 2002 г. — 41% (рис. 1).
![]() |
Рис. 1. Доля рынка 10 ведущих российских фармацевтических дистрибьюторских компаний в 2001–2002 гг. (по оценкам СЕТ, без учета продаж вторичным дистрибьюторам)
Различия дистрибьюторской среды определяют разные формы консолидации, доминирующие в странах Западной Европы и в России. Если на Западе фармацевтические дистрибьюторские компании, как правило, располагают одинаковым ассортиментом ЛС, предоставляют одинаковый набор услуг, охватывают разные географические зоны и осуществляют поставки разным клиентам, то в России ведущие дистрибьюторы, также имея одинаковый ассортимент ЛС и предоставляя одинаковые услуги, чаще всего охватывают одни и те же территории и поставляют ЛС одним и тем же клиентам.
В России наиболее характерной отличительной особенностью взаимоотношений дистрибьюторов и аптек является поставка ЛС в аптечные учреждения многими (20–50) дистрибьюторами. Если в Западной Европе до 90% продаж усредненной аптеки составляют ЛС, поставляемые одним дистрибьютором (остальные 10% приходятся на параллельный импорт, специальные контракты и т.д.), то в России 60–80% продаж составляют препараты, поставляемые 2–5 основными дистрибьюторами, а 20–40% ЛС, предоставленные 10–50 второстепенными дистрибьюторскими фирмами.
Усредненная российская аптека пользуется услугами 20–50 поставщиков (дистрибьюторов), поэтому каждая крупнооптовая компания должна располагать крупным отделом продаж для поддержания взаимоотношений с клиентами и оформления заказов. Кроме того, работа любого российского дистрибьютора требует значительных затрат, связанных с сертификацией, лицензированием импортных ЛС, преодолением таможенной границы и обеспечением безопасности.
Большинство российских аптек сотрудничает с 20–50 поставщиками/дистрибьюторами в силу ряда причин:
• Даже ведущие российские фармацевтические дистрибьюторские компании не в силах обеспечить аптеку полным ассортиментом необходимых ЛС.
• Российские аптеки зачастую не могут планировать заказы и обеспечивать надлежащее хранение ЛС, в результате чего испытывают дефицит оборотных средств.
• Испытывая постоянную нехватку денежных средств, аптеки нарушают сроки платежей дистрибьюторам, указанные в контракте.
• В такой ситуации для пополнения складских запасов аптеке выгодно сотрудничать одновременно с несколькими поставщиками/дистрибьюторами, располагающими одинаковым портфелем препаратов.
Если дистрибьюторская фирма «А» приобретет дистрибьюторскую фирму «В», то она не получит всю долю в объеме продаж каждой аптеки, которая принадлежала фирме «В», зато появится сегмент для нового поставщика «D» (рис. 2). Напрашивается вопрос: когда же консолидация фармацевтических компаний в России станет эффективной — то есть когда дистрибьютор «А», приобретя дистрибьютора «B», завладеет всем его бизнесом? Ответ: тогда, когда значительное число аптек будут сотрудничать с одним основным дистрибьютором — тем, который поставляет им ЛС, обеспечивающие более 50% объема продаж.
![]() |
Рис. 2. Доля в поставках в аптеку дистрибьютора «А» до и после объединения с дистрибьютором «В»
ВЫВОД — сегодня эффективность консолидации дистрибьюторов, работающих в одном сегменте, в России сомнительна: объем продаж компании, образовавшейся в результате слияния/объединения нескольких фирм, окажется заметно меньше, чем сумма объемов продаж до слияния. Поэтому наиболее характерным для российского фармрынка методом укрупнения является не слияние и объединение дистрибьюторских компаний (как это происходит в странах Западной Европы), а «захват» и распределение между лидерами каналов сбыта тех компаний, которые уходят с рынка (условия успешной консолидации путем слияния компаний будут рассмотрены в последующих публикациях на примере российской фармацевтической группы «РОСТА». — Прим. ред.).
ИЗВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ ДИСТРИБЬЮЦИИ
Если учесть, что стоимость одной лекарственной упаковки (ЛУ) в России приблизительно в 10 раз ниже, чем в западных странах, то логистические расходы российских фармацевтических дистрибьюторов значительно выше, чем на Западе. Российских дистрибьюторов, которые имеют относительно высокую маржу и очень высокий уровень затрат, побуждает к объединению прежде всего стремление к увеличению маржи. По мере увеличения объема продаж возрастают расходы, связанные с арендой складских помещений, оплатой коммунальных услуг и рабочей силы, а также транспортные расходы (особенно при необходимости охвата значительных по площади территорий). Российская фармацевтическая дистрибьюторская компания, объемы продаж которой сопоставимы с объемом продаж западноевропейской дистрибьюторской компании, несет более значительные операционные расходы (в процентах от объема продаж).
Разные группы дистрибьюторских компаний по-разному реагируют на процессы, происходящие на рынке, в силу свойственной им специфики:
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДИСТРИБЬЮТОРЫ
• Недостаточно операционного пространства для оптимизации затрат.
• Умеренная маржа, которая в значительной степени зависит от скидок поставщиков.
СРЕДНИЕ ДИСТРИБЬЮТОРЫ
• Достаточно операционного пространства для оптимизации затрат, но недостаточно финансовых ресурсов для ее осуществления.
• Нулевая или отрицательная маржа из-за незначительных скидок поставщиков.
• Отсутствие возможностей для развития, в том числе для расширения территориального охвата.
КРУПНЫЕ И МЕЛКИЕ «НИШЕВЫЕ» И МЕЛКИЕ «КАРМАННЫЕ» ДИСТРИБЬЮТОРЫ
• Отсутствие необходимости оптимизировать операционные затраты.
• Получение умеренной маржи при небольших объемах продаж.
Наиболее ощутимому негативному влиянию роста и развития фармацевтического рынка подвержена группа средних дистрибьюторов. Многие из них либо диверсифицируют бизнес, либо «уходят» в «нишевую» дистрибьюцию, либо переживают банкротство. Но такова участь не только средних российских фармацевтических дистрибьюторских компаний:
Заняли «нишу» тендерных закупок «Биотек», «Государственный аптечный склад №1», «Интермедфарм», «Фармакоптево», «Северо-Запад».
Заняли нишу аптечных сетей «Фармакор», «Вита», «Фарм-СКД», «Фармекс», «Лемм».
Обанкротились «Инвакорп», «Хитон», «Вита-Плюс», «ФОАМ».
В то же время общее количество дистрибьюторов не претерпит значительного изменения поскольку ряд групп развивается достаточно динамично и на смену компаниям, покинувшим группу, приходят все новые и новые честолюбивые «игроки».
Различные группы дистрибьюторских компаний имеют разные перспективы укрупнения (рис. 3).
![]() |
Рис. 3. Перспективы укрупнения различных групп российских дистрибьюторских компаний
По всей видимости, консолидация фармацевтической дистрибьюции в России ознаменуется перераспределением долей рынка между группами дистрибьюторских компаний (причем совокупная доля рынка национальных дистрибьюторов будет возрастать), однако стремительного уменьшения общего количества фармацевтических дистрибьюторов не произойдет (рис. 4).
![]() |
Рис. 4. Предполагаемые результаты укрупнения фармацевтической дистрибьюции в России через 5 лет
По мнению В. Мунблита, в течение ближайших 5 лет основной тенденцией развития российской фармацевтической дистрибьюции будет оставаться укрупнение при сохранении достаточно большого количества оптовых операторов на рынке.
Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим