В прошлом номере «Еженедельника АПТЕКА» был представлен первый пакет результатов рейтинга «ФармЭксперт–2005», а именно — рейтинги производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Данная публикация посвящена исследованию мнения операторов о другом, не менее важном звене в цепи успешного функционирования фармацевтического рынка Украины — дистрибьюторах. Причем представленные данные характеризуют две стороны медали: что о дистрибьюторах думают те, кто продает им продукцию, — те, кто покупает ее у них. На основании сопоставления этих мнений с определенной долей вероятности можно делать выводы о структуре и эффективности работы оптовых операторов.
Рейтинги дистрибьюторов, представленные вашему вниманию, являются частями двух разделов общего рейтинга «ФармЭксперт» — «ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ» и «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА». |
|
 |
По оценкам экспертов по закупкам
В анкетах 369 респондентов упоминались 62 компании
11–30-е места в рейтинге заняли: Аптечные склады Фарма Киев, Фито-Лек, Аптека Биокон, Элегант-Фарм, Фармако, Эдельвейс, Медфармсервис, Данфарм, Фармация-2000, Фармвест, МИКС, Фалби, У Фарма Трейд, Юнифарма, Хмесил, Интерфарма-Киев, Галафарм, Оптовая компания «Дарница», Аптека-95, O.L.KAR. Фарм-Сервис |
|
|
|
|
По оценкам экспертов производителей
В анкетах 91 респондента упоминались 47 компаний
11–30-е места в рейтинге заняли: Галафарм, Медфарком, Вента, Кампус Коттон Клаб ТД, Ф.К.Импекс, Людмила-Фарм, Медфармсервис, Аптечные склады Фарма Киев, Хмесил, Аптека Биокон, Элегант-Фарм, Эдельвейс, Оптовая компания «Дарница», Фармвест, Фито-Лек, Будсервис-1, ЮЛГ Фирма, ДЦ Украина, МИКС, Конарк Интелмед |
|
|
|
1. Финансовая дисциплина
2. Характеристики закупок
3. Экономическая выгодность сотрудничества
4. Квалификация персонала
5. Доступность информации
6. Перспективность сотрудничества с дистрибьютором
|
|
|
|
«ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ»
Основой для составления рейтинга «ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ» являются оценки специалистов отделов закупок аптечных сетей или одиночных торговых точек (ТТ), а также экспертов компаний-производителей, которые работают непосредственно с дистрибьюторами. Каждый из респондентов проходил скрининг на соответствие занимаемой должности и опыта работы требованиям, необходимым для адекватных ответов на поставленные вопросы. Как уже упоминалось в предыдущей публикации, посвященной рейтингу «ФармЭксперт–2005» (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 8 (529) от 27 февраля 2006 г.), опрос экспертов центров закупок проводился по телефону сотрудниками компании «Gfk Ukraine», в чем посильную помощь оказали сотрудники региональной службы компании «МОРИОН». Опрос проводился
в пяти регионах Украины (таблица). Всего было опрошено 359 респондентов.
Таблица
Регион |
Области |
Западный |
Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая |
Центральный |
Житомирская, Сумская, Черниговская, Киевская, Винницкая, Полтавская, Кировоградская, Черкасская |
Восточный |
Донецкая, Луганская, Харьковская, Днепропетровская |
Южный |
АР Крым, Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская |
Киев |
|
Все указанные параметры, за исключением количества респондентов (их стало гораздо больше), согласуются с методологией, по которой проводился «ФармЭксперт–2004». Однако в 2005 г. были внесены существенные изменения в методологию сбора информации по дистрибьюторам. В 2004 г. эксперты центров закупок должны были определить 10 дистрибьюторов, которые по их мнению были лучшими по определенному перечню критериев. Для составления рейтинга «ФармЭксперт–2005» специалисты центров закупок должны были определить долю каждого дистрибьютора в общем объеме поставок продукции для их сети (предприятия или одиночной ТТ). Для того чтобы учесть мнение всех категорий операторов розничного рынка, выборка респондентов была распределена на такие кластеры: Одиночные ТТ; Малые сети (2–5 ТТ); Средние сети (5–10 ТТ); Крупные сети (11–25 ТТ), Большие сети (26–50 ТТ) и Мегасети (более 50 ТТ). Для каждого кластера была рассчитана минимальная квота, в соответствии с которой и формировалась выборка. Показатели удельного веса каждого дистрибьютора взвешивались относительно объема продаж аптечной сети, а полученные результаты в свою очередь — относительно объема розничных продаж в области и в регионе в целом. Эти данные нормировались к 100%, то есть дистрибьютору, у которого был наивысший показатель в регионе или по Украине в целом, присваивалось значение 100, остальным дистрибьюторам присваивалось значение, нормированное к наивысшему показателю.
То есть в отличие от 2004 г., где подсчитывалось количество упоминаний дистрибьютора, в 2005 г. в «ЭКСПЕРТНОМ ПРОФИЛЕ» по оценкам экспертов центров закупок дистрибьюторы рейтингуются по показателю удельного веса в общем объеме поставок продукции в аптечные сети.
В методологии создания рейтинга «ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ» по оценкам экспертов компаний-производителей по сравнению с таковой в 2004 г. практически никаких изменений не произошло, за исключением объема выборки — он увеличился до 87 респондентов. Специалисты компаний-производителей должны были оценить важность критериев, характеризующих работу с дистрибьюторами, а именно: финансовую дисциплину, характеристики закупок, экономическую выгодность сотрудничества, квалификацию персонала и доступность информации, перспективность сотрудничества. Затем для каждого критерия формировался рейтинг пятерки дистрибьюторов, наиболее соответствующих данному критерию. Как и в прошлом году, мнение крупных производителей было более весомым. То есть каждому производителю присваивался расчетный коэффициент, отображающий его удельный вес на розничном фармацевтическом рынке Украины по объемам продаж в денежном выражении в 2005 г. (по данным аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН»). И мнение каждого производителя взвешивалось по этому коэффициенту. Финальный, обобщенный рейтинг создавался по количеству упоминаний, соотнесенных с весом каждого критерия (см. график «Вес критериев»), а также с весом мнения производителя, заполнявшего анкету.
«ВЗГЛЯД ИЗ АПТЕКИ»
В опросе 2005 г. было принято решение исключить из рейтинга «ФармЭксперт» мнение провизоров первого стола о деятельности дистрибьюторов. С каждым годом в силу своей специфики работа первостольников все меньше пересекается с деятельностью дистрибьюторов. Это было уже заметно по результатам 2004 г., а в 2005 г. в подавляющем большинстве случаев провизоры первого стола не смогли ответить на вопросы, касающиеся дистрибьюторов, просто потому, что мало о них знают.
«ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА»
В этом разделе рейтинга дистрибьюторы по сути сами дают оценку своей работе, предоставляя цифры, характеризующие результаты работы компании за 2005 г. Основой рейтинга является биллинговая часть — данные об объемах реализации компании за год, которые являются основой для оценки деятельности любой компании. Сбор данных осуществлялся как сотрудниками компании «Gfk Ukraine», так и сотрудниками компании «МОРИОН».
Как и в предыдущие годы, для подготовки рейтинга «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА» в расчет не принимались анкеты, в которых не был заполнен раздел «Объем реализации компании за год». Помимо объема реализации дистрибьюторы отвечали также на другие вопросы, характеризующие их деятельность: о количестве позиций в ассортиментном ряде предлагаемой продукции, количестве штатных сотрудников, региональном охвате, количестве прямых контрактов с производителями, количестве клиентов и т.д. Для подтверждения достоверности предоставленные данные сверялись с официальными источниками информации, а также со сведениями из других доступных редакции источников. Из них рейтингуемых показателей было 2 — объем реализации за 2005 г. и количество ассортиментных единиц. Кроме того, к рейтингуемым показателям «ПРОГРАММЫ ПАРТНЕРСТВА» в этом году был добавлен еще один — количество упоминаний того или иного дистрибьютора по результатам опроса экспертов центров закупок аптечных сетей. При подсчете результатов по каждому рейтингуемому показателю данные были нормированы к значению 100 (за 100 принимался максимальный показатель). Итоговый рейтинг рассчитывался как сумма приведенных баллов по каждому показателю, которую в свою очередь также нормировали к 100. Соответственно, итоговый балл является по сути совокупностью основных показателей работы дистрибьютора за 2005 г. n
ОТ РЕДАКЦИИ. Искренне поздравляем победителей рейтинга «ФармЭксперт–2005» и желаем мира и процветания.
|
|
В анкетах 43 респондентов упоминались 33 компании
11–20-е места в рейтинге заняли: Протек-Фарма, Медфарком, Интерфарма-Киев, Фармация-2000, Галафарм, Мегсифарм, ЮЛГ Фирма, Медфармсервис, Тахион-Фарм, Фра-М |
|
|
В анкетах 84 респондентов упоминались 49 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли: Протек-Фарма, Фармако, Хмесил, Юнифарма, Элегант-Фарм, Фармация-2000, Интерфарма-Киев, Эдельвейс, Галафарм, Фармвест |
|
|
В анкетах 83 респондентов упоминались 45 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли: Медфармсервис, МИКС, Фито-Лек, Фалби, Фармвест, Элегант-Фарм, Аптека Биокон, Аптечные склады Фарма Киев, Норма, Оптовая компания «Дарница» |
|
|
В анкетах 87 респондентов упоминались 40 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли: Протек-Фарма, Элегант-Фарм, O.L.KAR. Фарм-Сервис, У Фарма Трейд, Фармация-2000, Фармвест, Хмесил, Фито-Лек, Борисфен, Аптечные склады Фарма Киев |
|
|
В анкетах 72 респондентов упоминались 33 компании
11–20-е места в рейтинге заняли: Аптечные склады Фарма Киев, Элегант-Фарм, Фармация-2000, Вента, Фалби, Медфармсервис, Фармвест, МИКС, Галафарм, O.L.KAR. Фарм-Сервис |
|
|
Рейтингуемые показатели
1. Объем реализации компании за год, включая филиалы, представительства и дочерние предприятия, в отпускных ценах компании.
Рейтинг компаний по объему реализации в 2005 г.
№ п/п
|
Компания |
1 |
БаДМ |
2 |
Оптима-Фарм |
3 |
Альба Украина |
4 |
ВВС-ЛТД |
5 |
Артур-К |
6 |
Группа компаний «Аптечный холдинг» |
7 |
Фра-М |
8 |
Фалби |
9 |
Вента |
10 |
Медфарком |
11 |
Фармако |
12 |
Аптека Биокон |
13 |
Аптека-95 |
14 |
Фито-Лек |
15 |
Медфармсервис |
16 |
Фармвест |
17 |
Аптечные склады Фарма Киев |
18 |
Каскад-Медикал |
19 |
Юнифарма |
20 |
Интерфарма-Киев |
21 |
Фармация-2000 |
22 |
Хмесил |
23 |
Стиролоптфармторг |
24 |
Гледфарм |
25 |
Данфарм |
26 |
ЮЛГ Фирма |
27 |
Альфа медика |
28 |
Лакс Фирма |
29 |
Бизнес Центр Фармация |
30 |
Медикус МК |
31 |
Эксимед |
32 |
Старлинг Интернешнл |
33 |
Голден-Фарм |
34 |
Аван |
35 |
Биохим Фарм |
36 |
Болеар-Мед |
37 |
Уномед |
38 |
Хелсивей |
39 |
Сан Сплеш Украина |
40 |
Рус-Ко |
2. Количество ассортиментных единиц в предложении компании на момент опроса (которые можно купить немедленно). Учитывается вся продукция: лекарственные средства, изделия медицинского назначения, БАД и пр. Каждая форма выпуска продукции засчитывается как отдельная позиция, то есть по сути показатель отображает количество строк в прайс-листе.
3. Количество упоминаний в опросе экспертов центров закупок аптечных сетей. Подсчитывалась каждое упоминание дистрибьютора независимо от того, какой его удельный вес в общем объеме поставок указал респондент.
Рейтинг по количеству упоминаний в опросе экспертов центров закупок аптечных сетей
№ п/п |
Компания |
1 |
Альба Украина |
2 |
Оптима-Фарм |
3 |
ВВС-ЛТД |
4 |
БаДМ |
5 |
Артур-К |
6 |
Вента |
7 |
Медфарком |
8 |
Фито-Лек |
9 |
Фра-М |
10 |
Фармако |
11 |
Группа компаний «Аптечный холдинг» |
12 |
Аптека Биокон |
13 |
Фармация-2000 |
14 |
Аптечные склады Фарма Киев |
15 |
Данфарм |
16 |
Фармвест |
17 |
Юнифарма |
18 |
Медфармсервис |
19 |
Фалби |
20 |
Аптека-95 |
21 |
Интерфарма-Киев |
22 |
Хмесил |
23 |
Альфа медика |
24 |
ЮЛГ Фирма |
25 |
Лакс Фирма |
26 |
Медикус МК |
27 |
Гледфарм |
28 |
Бизнес Центр Фармация |
Продолжение в следующем номере «Еженедельника АПТЕКА».
|
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим