СВОЙСТВА И ДЕЙСТВИЕ КАНЕФРОНА Н
КАНЕФРОН® Н показан как основная (базисная) терапия, а также в составе комплексной терапии при острых и хронических инфекциях мочевого пузыря (цистит) и почек (пиелонефрит).
При цистите отмечаются частые и болезненные мочеиспускания, ложные позывы к мочеиспусканию, боль в области мочевого пузыря. При пиелонефрите проявляются признаки, выявляемые при многих других заболеваниях: повышение температуры тела, общая слабость, повышенная утомляемость, снижение аппетита, боль в животе и поясничной области, частые мочеиспускания (Яловчук А.В., 2013).
КАНЕФРОН® H показан при хронических неинфекционных заболеваниях почек (гломерулонефрит, интерстициальный нефрит). Препарат может применяться в качестве профилактического средства для предотвращения развития мочекаменной болезни, в том числе после удаления конкрементов.
В состав КАНЕФРОНА H, помимо вспомогательных веществ, входят три основных растительных компонента — экстракты травы золототысячника (Herba Centaurii), корня любистка (Radix Levistici) и листьев розмарина (Folia Rosmarini).
Растительные компоненты, входящие в состав препарата, проявляют комплексную активность, оказывают противовоспалительное, мочегонное, вазодилатационное и антимикробное действие и способствуют устранению спазма мочевыводящих путей.
На полках аптечных учреждений препарат КАНЕФРОН® H представлен в двух лекарственных формах:
- таблетки, покрытые оболочкой, блистер, № 60;
- капли для перорального применения с дозирующим устройством во флаконах по 100 мл.
Препарат можно применять в период беременности и кормления грудью при соблюдении рекомендаций относительно применения и после оценки врачом соотношения пользы для матери и риска для ребенка. КАНЕФРОН® H могут принимать даже маленькие пациенты. Так, данный препарат в форме таблеток можно применять у детей, начиная с 6-летнего возраста, а в форме капель — с 1 года.
Взрослым назначают по 2 таблетки 3 раза в сутки, а детям в возрасте старше 6 лет — по 1 таблетке 3 раза в сутки.
КАНЕФРОН® Н в форме капель детям в возрасте от 1 года до 5 лет следует принимать по 15 капель 3 раза в сутки, старше 6 лет — по 25 капель 3 раза в сутки. Взрослые могут принимать по 50 капель 3 раза в сутки. Взрослые, как правило, принимают капли в неразбавленном виде, а детям капли КАНЕФРОН® Н можно разбавить, добавив в сок или чай.
РЫНОЧНОЕ РАЗВИТИЕ
На украинском фармацевтическом рынке брэнд КАНЕФРОН® H присутствует уже много лет. Он представлен в конкурентной группе препаратов, применяемых в урологии G04B X50** «Различные препараты, включая комбинации». За годы присутствия на отечественном фармацевтическом рынке брэнд зарекомендовал себя как динамичный игрок.
Так, за последние 5 лет годовой объем аптечных продаж этого лекарственного средства в денежном выражении увеличился почти в 2 раза, достигнув к 2015 г. 150,9 млн грн. за 875,9 тыс. упаковок (рис. 1).

На протяжении многих лет брэнд удерживает лидирующую позицию среди препаратов конкурентной группы в денежном выражении (табл. 1), что, в свою очередь, позволяет компании «Бионорика» возглавлять топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств этой группы в денежном выражении (табл. 2). Интересно, что рыночные позиции препарата КАНЕФРОН® H высоки не только в рамках его конкурентной группы, но и на украинском фармацевтическом рынке в целом. Так, по итогам 2015 г. препарат КАНЕФРОН H входит в топ-25 брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении.
Таблица 1 | Топ-5 брэндов лекарственных средств группы G04B X50** по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 2015 г. с указанием позиций за 2013–2014 гг. |
Брэнд | 2015 | 2014 | 2013 |
КАНЕФРОН | 1 | 1 | 1 |
УРОЛЕСАН | 2 | 2 | 2 |
ТРИНЕФРОН | 3 | 6 | 8 |
ВИТАПРОСТ | 4 | 3 | 3 |
ГЕНТОС | 5 | 4 | 4 |
Таблица 2 | Топ-5 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств группы G04B X50** в денежном выражении по итогам 2015 г. с указанием позиций за 2013–2014 гг. |
Маркетирующая организация | 2015 | 2014 | 2013 |
Bionorica (Германия) | 1 | 1 | 1 |
Артериум Корпорация (Украина) | 2 | 2 | 2 |
Здоровье Группа компаний (Украина) | 3 | 5 | 8 |
Stada (Германия) | 4 | 3 | 3 |
Omega Pharma (Бельгия) | 5 | 4 | 4 |
Невозможно не отметить значимое долевое участие брэнда КАНЕФРОН® H в конкурентном окружении. Так, в группе G04B X50**, где представлено более двух десятков брэндов, удельный вес КАНЕФРОНА H в денежном выражении ежегодно увеличивается, достигнув по итогам 2015 г. 37,8% (рис. 2).

Ежемесячная розничная реализация препарата в денежном выражении коррелирует с продажами конкурентной группы G04B X50**, что свидетельствует о взаимосвязи их динамики (рис. 3). В то же время стоит отметить, что брэнд КАНЕФРОН® H в последние годы демонстрирует опережающее развитие по сравнению с препаратами конкурентной группы. Так, объем его аптечных продаж в денежном выражении увеличился в 2014 г. на 16%, а по итогам 2015 г. — на 17,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рис. 4). А прирост объема розничных продаж препаратов группы G04B X50** в денежном выражении составил 11,3 и 14,8% соответственно.


В региональном разрезе динамика аптечных продаж КАНЕФРОНА Н неоднородна, что обусловлено многими факторами, в частности демографической ситуацией, инфраструктурой и индивидуальным развитием отдельных областей. Максимальный объем аптечных продаж аккумулируют аптечные учреждения Киева, а также Днепропетровской, Харьковской и Одесской областей (рис. 5). Эти регионы обеспечивают более 35% общего объема розничной реализации брэнда. В АР Крым продажи препаратов с начала текущего года сошли практически в 0, что обусловлено запретом с 1 января 2015 г. ввоза на его территорию лекарственных средств с украинской регистрацией (поэтому в 2015 г. реализовывались остатки продукции).

ПРОМОЦИЯ
Развитие брэнда в большой степени определяет стратегия продвижения компании-производителя. Принимая решение о покупке, клиенты аптеки руководствуются различными факторами. В частности, при выборе препаратов для лечения заболеваний почек и мочевого пузыря в аптеке важным фактором является мнение специалиста (назначение врача или рекомендация фармацевта).
Львиную долю усилий по продвижению препарата КАНЕФРОН® Н компания «Бионорика» сосредоточила на промоции посредством визитов медицинских представителей к специалистам здравоохранения (врачам, фармацевтам и экспертам центров закупок). Важно подчеркнуть, что по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения о визитах медицинских представителей с промоцией препаратов группы G04B X50** брэнд КАНЕФРОН® Н занимает позицию лидера (табл. 3).
Таблица 3 | Топ-5 брэндов лекарственных средств по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения о промоции для препаратов группы G04B X50** посредством визитов медицинских представителей по итогам 2015 г. с указанием позиций в аналогичном рейтинге за 2013–2014 гг. |
Брэнд | 2015 | 2014 | 2013 |
КАНЕФРОН | 1 | 1 | 1 |
ВИТАПРОСТ | 2 | 2 | 2 |
УРОЛЕСАН | 3 | 3 | 3 |
АФЛАЗИН | 4 | 6 | 6 |
ТРИНЕФРОН | 5 | 4 | 7 |
Во врачебной аудитории основной целевой аудиторией являются гинекологи и урологи. Именно на промоцию среди врачей данных специальностей направлена львиная доля усилий внешней службы (рис. 6). Кроме того, информацию о фармакологических свойствах препарата КАНЕФРОН® Н получают терапевты/семейные врачи, педиатры и другие специалисты.

ТОВАРНЫЙ ЗАПАС В АПТЕКАХ
При формировании товарных запасов важно учитывать ряд факторов. Возможности реализации и потребности в товарных запасах лекарственных средств торговых точек могут варьировать в зависимости от типа аптечного учреждения и объема товарооборота.
Рыночный потенциал КАНЕФРОНА Н можно оценить с помощью анализа динамики его продаж в различных типах торговых точек. Для проведения анализа торговые точки (аптеки и аптечные пункты) были сгруппированы по финансовому и территориальному признакам (распределение осуществлялось исходя из объема месячной выручки торговой точки за ноябрь 2015 г.). Выделены такие категории населенных пунктов: с населением до 100 тыс. человек, 100–700 тыс., 700–2000 тыс. и Киев как отдельная административная единица. В анализируемый период среднее количество реализованных упаковок препарата в различных торговых точках составляет 2–13 и зависит от величины товарооборота и регионального расположения (рис. 7).

На основании расчетных данных приводим рекомендации относительно месячного товарного запаса брэнда КАНЕФРОН® Н в аптечных учреждениях (аптеках и аптечных пунктах) с различными финансовыми характеристиками (табл. 4).
Таблица 4 | Рекомендуемый месячный товарный запас для препарата КАНЕФРОН® Н в различных торговых точках, сгруппированных по финансовым характеристикам (по данным об аптечных продажах за ноябрь 2015 г.) |
Объем месячной выручки, тыс. грн. | Аптеки | Аптечные пункты |
До 100 | 1–4 | 1–2 |
100–200 | 2–6 | 2–3 |
200–450 | 3–8 | 3–4 |
450–750 | 5–10 | 5–7 |
750–1000 | 8–15 | 6–8 |
Более 1000 | 13–20 | 10–12 |
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За долгие годы присутствия на украинском фармацевтическом рынке КАНЕФРОН® Н сумел зарекомендовать себя как успешный игрок, о чем свидетельствуют неизменная позиция лидера в группе препаратов, применяемых в урологии G04B X50** «Различные препараты, включая комбинации» по объему аптечных продаж в денежном выражении, а также высокая доля в продажах препаратов данной группы.
Комбинированный препарат на растительной основе КАНЕФРОН® Н — один из препаратов компании «Бионорика», который производится с применением концепции фитониринга (от англ. phyto — растительный и engineering — разработка, технология). Это перспективное направление, позволяющее с помощью современных научных методов выявлять действующие вещества в составе растений и на их основе разрабатывать и производить лекарственные средства, используя современные технологии. Фитониринг охватывает весь цикл производства, начиная с выращивания растительного сырья и заканчивая тщательным контролем качества производства продукции.
Благоприятный профиль безопасности препарата КАНЕФРОН® Н дает возможность применять его как у взрослых, так и у детей (в возрасте от 1 года), а также у беременных и кормящих грудью под наблюдением врача после оценки соотношения риска и пользы.
Информация для профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников
КАНЕФРОН® H. Состав. Трава золототысячника, корень любистка, листья розмарина. Лекарственная форма. Капли, таблетки. Фармакотерапевтическая группа. Средства, применяемые в урологии. Код АТС G04B X50**. Показания. Основная (базисная) терапия или в составе комплексного лечения при острых и хронических инфекциях мочевого пузыря (цистит) и почек (пиелонефрит). Хронические неинфекционные заболевания почек (гломерулонефрит, интерстициальный нефрит). Профилактика образования мочевых конкрементов, в том числе после их удаления. Противопоказания. Повышенная чувствительность к компонентам препарата. Язва в стадии обострения. Капли не следует применять в качестве монотерапии при нарушениях функции почек. Не следует применять КАНЕФРОН® Н для диуретической терапии отеков, вызванных сердечной или почечной недостаточностью. Побочные реакции. Очень редко в случае повышенной чувствительности к компонентам препарата могут возникать аллергические реакции, такие как сыпь, крапивница, зуд, гиперемия кожи, а также нарушения со стороны пищеварительного тракта (тошнота, рвота, диарея). Производитель «Бионорика СЕ». Р.с. UA/4708/01/01 от 09.08.2011 до 09.08.2016 г.; UA/4708/02/01 от 09.08.2011 до 09.08.2016 г.
ПРОЕКТ ФІТОТЕКА®/PHYTOTHEk® ПРОДОВЖУЄ РОЗВИВАТИСЯ
Все більше людей вибирають для себе «екологічний» спосіб життя, орієнтований на турботу про людей та навколишнє середовище. У зв’язку з цим зростає інтерес до рослинних препаратів. Багато людей намагаються знайти натуральні та ефективні засоби в якості альтернативи хіміко-синтетичним лікам.
У зв’язку з цим був розроблений проект Фітотека®/Phytothek®, який стартував в Україні в 2012 р.
Мета проекту — привернути увагу українських споживачів до якісних лікарських засобів на рослинній основі, прищепити культуру лікування фітопрепаратами, дати можливість отримати професійну консультацію фахівця, компетентного в питаннях фітотерапії.
У рамках даного проекту в аптеках мереж, що підтримують цю ініціативу, відкриваються відділи Фітотека®/Phytothek® зі спеціалізованим підходом до надання інформації про препарати і наявність фітопрепаратів з ефективністю і безпекою, доведеними результатами численних клінічних досліджень, а також де здійснюється компетентна фармацевтична опіка при відпуску безрецептурних рослинних лікарських засобів.
Починаючи з 7 грудня 2015 р., таку можливість мають відвідувачі оновленої аптеки мережі «Зі», яка знаходиться за адресою с. Сокільники (на виїзді зі Львова), вул. Стрийська, 20. За традицією, щоб робота в оновленій аптеці йшла успішно, провели освячення приміщення.
Ігор Павлиш, директор аптечної мережі «Зі», зазначив: «За цією адресою аптека працює вже давно. Ми її розширили, додавши відділ косметики відкритого формату. Завдяки розширенню аптеки з’явилася можливість виділити місце для спеціалізованого відділу Фітотека®/Phytothek®, адже, маючи в розпорядженні невелике приміщення, це зробити досить складно. Поки це перша аптека відкритого типу в мережі «Зі» з відділом Фітотека®/Phytothek®. Надалі, враховуючи досвід роботи цієї оновленої аптеки, якщо такий формат буде впроваджуватися в інших торгових точках, ми будемо також працювати над відкриттям у них спеціалізованого відділу Фітотека®/Phytothek®». І. Павлиш підкреслив, що компанія «Біонорика» є стратегічним партнером мережі аптек «Зі».
Наталія Гула, менеджер по роботі з ключовими клієнтами компанії «Біонорика», додала, що аптечна мережа «Зі» входить до числа партнерів, з якими компанія активно співпрацює. Аптечна мережа «Зі» — одна з найбільших аптечних мереж на території Західної України, яка налічує більше 100 торгових точок, розташованих у всіх областях Західної України: Львівській, Тернопільській, Івано-Франківській, Закарпатській, Рівненській, Хмельницькій та Чернівецькій.
Станом на сьогодні в рамках даного проекту налічується 31 аптека зі спеціалізованим відділом Фітотека®/Phytothek® в таких містах: Київ, Дніпропетровськ, Харків, Львів, Одеса, Вінниця, Полтава.
BIONORICA WINNERS 2015
В рамках проекту Фітотека®/Phytothek® діє програма навчання для фармацевтів та провізорів з акцентом на фітотерапію, що сприяє підвищенню їх компетентності при консультуванні в аптечних закладах («Експерт з фітотерапії»), оскільки компетентна консультація є основоположним чинником успішної роботи аптеки.
8 грудня 2015 р. у Києві в конференц-залі готелю «ALFAVITO» відбувся урочистий захід «Bionorica Winners 2015», який завершив цикл навчальних тренінгів для фармацевтів і підсумував результати роботи у 2015 р.
Ця щорічна подія, в рамках якої проходить навчальний мотиваційний курс про взаємодію лікарських засобів, розроблений співробітниками кафедри клінічної фармакології та клінічної фармації Національного фармацевтичного університету (НФаУ), а також навчальні тренінги з техніки продажу під керівництвом тренера-експерта з Німеччини Ганса-Еріка Меєра, які, безсумнівно, допоможуть у подальшій професійній діяльності кожному з провізорів першого стола, які взяли участь у даному заході.
На завершення відбулися урочисте вручення сертифікатів та церемонія нагородження переможців, яких визначили за рейтингом за результатами підсумкового тестування навчальної програми «Експерт з фітотерапії».
У заході взяли участь близько 100 представників з 30 аптечних мереж усіх регіонів України.
НАВЧАЛЬНА ПРОГРАМА «ЕКСПЕРТ з ФІТОТЕРАПІЇ» У 2016 р.
Протягом 2016 р. заплановано 10 навчальних заходів (включаючи підсумкове — «Bionorica Winners 2016») освітньої програми «Експерт з фітотерапії» у новому форматі навчання за темою «Роль фармацевтичної опіки у відповідальному самолікуванні», в рамках якої учасники отримають можливість ознайомитися зі структурою і змістом Протоколів провізора (фармацевта), затверджених наказом МОЗ України від 11.10.2013 р. № 875, освоїти алгоритмічний підхід щодо проведення фармацевтичної опіки і закріпити свої практичні навички при моделюванні «ситуація в аптеці». Навчання проводиться співробітниками кафедри клінічної фармакології та клінічної фармації НФаУ за підтримки Аптечної професійної асоціації України (АПАУ) і компанії «Біонорика». Після завершення навчання учасники отримають відповідні сертифікати.
Перший навчальний захід уже відбувся — 20 січня 2016 р. у Харкові. У семінарі взяли участь провізори першого столу провідних регіональних аптечних мереж Харкова.
Протягом року відбудеться ще 8 навчальних заходів на тему «Роль фармацевтичної опіки у відповідальному самолікуванні» у різних містах України — Дніпропетровську, Запоріжжі, Києві, Одесі, Харкові, Львові. Таким чином, співробітники аптечних закладів різних регіонів мають можливість взяти участь у програмі та пройти сертифіковане навчання.
Наступний захід у рамках навчальної програми «Експерт з фітотерапії» заплановано на 5 лютого 2016 р. і буде проведено у Львові.
