КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ…
Напомним, 16 ноября 2011 г. Министерство здравоохранения Украины опубликовало проект приказа «Об утверждении обязательного минимального ассортимента лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений». Проектом было предусмотрено прекращение действия приказов МЗ Украины от 25.11.2004 г. № 569 «Об утверждении обязательного минимального ассортимента лекарственных средств для аптек» и от 01.11.2010 г. № 933 «Об утверждении обязательного минимального ассортимента лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптек и аптечных пунктов на период угрозы эпидемии гриппа». В предложенном перечне изменения касались только лекарственных средств. Были исключены 17 позиций и добавлены 28 (более подробно читайте «Еженедельник АПТЕКА» № 45 (816) от 21.11.2011 г.).
На заседании КМУ 17 ноября 2011 г. правительство поручило МЗ Украины доработать проект приказа «Об утверждении обязательного минимального ассортимента лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений». Речь шла об ограничении перечня обязательного минимального ассортимента аптечных учреждений путем внесения в него исключительно лекарственных средств украинских производителей. Спустя несколько дней проект приказа был доработан. Изменилось его название — «Об утверждении обязательного минимального ассортимента («социально ориентированных») лекарственных средств отечественного производства и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений». Кроме того, из минимального ассортимента лекарственных средств были исключены 4 позиции. Но в нем имеются недоработки…
То есть, если раньше, соблюдая требования приказа МЗ об обязательном минимальном ассортименте лекарственных средств и изделий медицинского назначения, аптечные учреждения могли закупать как отечественную, так и зарубежную продукцию, то теперь регуляторные инициативы их ограничивают — они обязаны по всем указанным позициям в проекте приказа иметь в наличии лекарства украинского производства.
КОГО ЭТО НЕ КАСАЕТСЯ
Согласно проекту приказа МЗ Украины его требования не распространяются на аптечные киоски и аптечные склады (базы), которые занимаются исключительно оптовой реализацией медицинских газов или лекарственных средств в виде субстанции, или экспортом лекарственных средств; имеют лицензию на производство лекарственных средств; являются официальными и/или эксклюзивными представителями производителей лекарственных средств и/или являются владельцами регистрационных свидетельств на лекарственные средства и занимаются реализацией лекарственных средств только этих производителей.
В доработанной редакции проекта приказа позиции изделий медицинского назначения остаются без изменений.
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ препараты ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Украинские лекарственные средства, которые включены в доработанную редакцию проекта приказа, обладают внушительной долей в сегменте лекарственных средств отечественного производства. По итогам 10 мес 2011 г. этот показатель составляет 39% в денежном и 57% в натуральном выражении (рис. 1). В это же время на рынке аптечных продаж лекарственных средств в целом их вклад значительно скромнее — около 11 и 37% в денежном и натуральном выражении соответственно (рис. 2). Украинские лекарственные средства, включенные в доработанную версию приказа, теряют долю в сегменте препаратов отечественного производства и на рынке лекарств в целом в денежном и в натуральном выражении. Что обусловлено замедленными темпами развития аптечных продаж этой продукции по сравнению с 10 мес 2010 г. (рис. 3). Кроме того, этот сегмент не поспевает за динамикой аптечной реализации украинских лекарственных средств (рис. 4). Тем временем планомерно повышается их средневзвешенная стоимость 1 упаковки (рис. 5), но более медленными темпами, чем в сегменте препаратов украинского производства в целом. Следует сказать, что в абсолютном значении она также уступает среднерыночной стоимости 1 упаковки в сегменте отечественных лекарств.





То есть, минимальный ассортимент лекарственных средств украинского производства, который должен быть в аптечных учреждениях согласно доработанной версии проекта приказа, представлен сравнительно недорогими препаратами, которые теряют долю на рынке и динамика которых в текущем году замедлилась.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, или дальнейшие доработки
В доработанной редакции проекта приказа МЗ содержится 122 позиции лекарственных средств, включающие международные непатентованные наименования, брэнды и группы лекарственных средств согласно АТС-классификации. После распоряжения о доработке предыдущего проекта приказа «Об утверждении обязательного минимального ассортимента лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений» от 15.11.2011 г., в последней редакции проекта приказа исключены 4 позиции — бисакодил, гормональный контрацептив, комбинация гидроксидов алюминия и магния и фузафунгин.
Следует обратить внимание на тот факт, что после доработки в ассортименте все-таки остались позиции, которые не представлены украинскими лекарственными средствами.
Например, брэнд Регидрон, аналога отечественного производства которого нет.
Также осталась неопределенность в позиции «Ибупрофен (монопрепарат и его комбинации)». Если речь идет о монопрепарате, то лекарственные средства украинского производства представлены, а если о его комбинациях, то напротив, — отсутствуют.
Позиция «Железосодержащая комбинация» также вызывает вопросы. Украинские препараты представлены железа сахаратом. А другие комбинации, такие как железа сульфат*, железа сульфат* + серин, железа сульфат* + фолиевая кислота, железа фумарат*, железа фумарат* + фолиевая кислота, железа фумарат* + фолиевая кислота + цианокобаламин представлены только зарубежными производителями.
Очевидно, проект приказа МЗ все еще нуждается в доработке…
P.S.
С одной стороны, для отечественных производителей новая версия проекта приказа МЗ выглядит позитивно. Правительство укрепляет их позиции. Но… Следует помнить, что на заседании КМУ (17 ноября) также озвучена вероятность усиления контроля и регуляции розничных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, которые включены в проект приказа МЗ, посредством установления их рекомендуемого уровня. Было предложено фиксировать определенный уровень розничной цены на упаковках лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
С другой стороны, вызывают сомнения возможные преференции украинским производителям благодаря проекту приказа МЗ Украины. Поскольку соблюдение правил проекта приказа еще не означает увеличение объема аптечной реализации украинских лекарств. Если потребитель обратится к фармацевту за конкретным лекарственным средством, фармацевт с целью удовлетворения потребности покупателя может предложить и зарубежное лекарственное средство.
Да, украинские препараты конкурируют с зарубежными аналогами сравнительно невысокой ценой 1 упаковки, и аптечные учреждения за меньшие деньги могут закупить большее количество упаковок украинских лекарств и в результате сэкономить. Но как и в любой другой отрасли, наиболее выгодна реализация более рентабельной фармпродукции с высоким потребительским спросом.
В дальнейшем мы будем следить за развитием событий и оперативно сообщать нашим читателям.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим