По итогам 2011 г. объем госпитальных закупок лекарственных средств составил 3,7 млрд грн. (466,0 млн дол. США) за 171,3 млн упаковок (рис. 1). По сравнению с 2010 г. объем госпитального сегмента незначительно увеличился в денежном выражении и, таким образом, незначительно превысил уровень 2009 г. В натуральном выражении объем госпитальных закупок лекарственных средств продолжает сокращаться.

Суммарный объем украинского рынка лекарственных средств (розничный + госпитальный сегмент) по итогам 2011 г. составил 27 млрд грн. (3,4 млрд дол.) за 1,4 млрд упаковок. Драйвером развития рынка лекарств в Украине традиционно является розничный сегмент.
В структуре украинского фармацевтического рынка госпитальный сегмент занимает 10-ю часть. Ежегодно отчетливо заметна тенденция к уменьшению его долевого участия как в денежном, так и в натуральном выражении (рис. 2). Это происходит в основном за счет сокращения объема госпитальных закупок лекарственных средств зарубежного производства (рис. 3). В результате зарубежные производители теряют долю в этом сегменте (рис. 4), а позиции отечественных производителей, напротив, укрепляются.



В 2011 г. незначительный прирост сегмента госпитальных закупок лекарственных средств в денежном выражении при убыли в упаковках был обусловлен повышением средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств. О чем свидетельствует превалирующий вклад инфляционной составляющей в общий прирост госпитального сегмента в денежном выражении (рис. 5). Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств зарубежного производства в 2011 г. повышалась значительно медленней таковой украинских конкурентов (см. рис. 3).

В исследуемый период в госпитальном сегменте лучшая динамика характерна для рецептурных препаратов. Их и без того значимая доля ежегодно увеличивается и по итогам 2011 г. достигла 93% в денежном и 86% в натуральном выражении (рис. 6). Госпитальные закупки безрецептурных лекарств в денежном и натуральном выражении сократились.

В структуре госпитального сегмента в денежном выражении более половины объема аккумулируют препараты высокостоимостной ниши, а в натуральном — низкостоимостной (рис. 7). Около трети объема госпитальных закупок как в денежном, так и в натуральном выражении составляют лекарственные средства среднестоимостной ниши. По сравнению с предыдущими годами ценовая структура госпитальных закупок лекарственных средств остается практически без изменений. В 2011 г. незначительный прирост объема госпитального сегмента произошел за счет увеличения закупок низко- и среднестоимостных лекарственных средств (рис. 8).


Фармакотерапевтическая структура госпитальных закупок лекарственных средств в разрезе АТС-классификации в денежном и натуральном выражении в 2011 г. осталась неизменной по сравнению с предыдущими годами. Максимальный объем госпитальных закупок в денежном выражении аккумулируют препараты группы A «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», а в натуральном — В «Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз» (рис. 9).

В рамках топ-5 групп АТС-классификации в 2011 г. увеличились госпитальные закупки препаратов группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему». Однако после значительного сокращения закупок таковых в 2010 г., достичь уровня 2009 г. при росте в 2011 г. все еще не удалось. Также положительную динамику госпитальных закупок в деньгах и упаковках демонстрируют препараты группы В.
Лидером среди брэндов лекарственных средств по объему госпитальных закупок в денежном выражении в 2011 г., как и предыдущие два года, является НАТРИЯ ХЛОРИД (табл. 1). В общем объеме госпитальных закупок лекарственных средств представленная топ-20 брэндов стабильно аккумулирует чуть более 20% в денежном выражении.
Таблица 1 | Топ-20 брэндов лекарственных средств по объему госпитальных закупок в денежном выражении по итогам 2011 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2009–2010 гг. |
Брэнд | № п/п, год | ||
2011 | 2010 | 2009 | |
НАТРИЯ ХЛОРИД | 1 | 1 | 1 |
РЕОСОРБИЛАКТ | 2 | 5 | 4 |
ФАРМАСУЛИН | 3 | 2 | 5 |
ГЛЮКОЗА | 4 | 6 | 8 |
ТИОПЕНТАЛ | 5 | 10 | 17 |
ЦЕФТРИАКСОН | 6 | 4 | 6 |
АКТОВЕГИН | 7 | 3 | 2 |
ГЕПАРИН | 8 | 12 | 22 |
ТИОТРИАЗОЛИН | 9 | 13 | 11 |
КУРОСУРФ | 10 | 20 | 50 |
ДИПРОФОЛ | 11 | 27 | 23 |
МЕТАМАКС | 12 | 23 | 63 |
L-ЛИЗИНА ЭСЦИНАТ | 13 | 16 | 14 |
АВОНЕКС | 14 | — | — |
МИЛДРОНАТ | 15 | 8 | 7 |
ХУМОДАР | 16 | 14 | 3 |
АНАЛЬГИН | 17 | 17 | 20 |
ЭССЕНЦИАЛЕ | 18 | 25 | 28 |
ДИТИЛИН | 19 | 30 | 32 |
АКТРАПИД | 20 | 9 | 13 |
Рейтинг маркетирующих организаций по объему госпитальных закупок лекарственных средств в денежном выражении по итогам 2011 г., как и в 2009–2010 гг., возглавила украинская корпорация «Артериум» (табл. 2). Состав топ-5 маркетирующих организаций сформирован исключительно украинскими производителями — корпорация «Артериум», «Юрия-Фарм», «Фармак», «Дарница» и «Здоровье». Суммарно объем госпитальных поставок лекарственных средств этих 5 компаний значительно опережает развитие госпитального сегмента в целом в денежном и натуральном выражении.
Таблица 2 | Топ-20 маркетирующих организаций по объему госпитальных поставок лекарственных средств в денежном выражении по итогам 2011 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2009–2010 гг. |
Маркетирующая организация | № п/п, год | ||
2011 | 2010 | 2009 | |
Артериум Корпорация (Украина) | 1 | 1 | 1 |
Юрия-Фарм (Украина) | 2 | 3 | 3 |
Фармак (Украина) | 3 | 2 | 2 |
Дарница (Украина) | 4 | 4 | 5 |
Группа компаний Здоровье (Украина) | 5 | 5 | 6 |
Nycomed (Норвегия) | 6 | 6 | 8 |
Sanofi (Франция) | 7 | 7 | 4 |
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | 8 | 9 | 7 |
Novo Nordisk (Дания) | 9 | 8 | 9 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) |
10 | 15 | 11 |
Биолек (Украина) | 11 | 13 | 29 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) |
12 | 14 | 10 |
Teva (Израиль) | 13 | 11 | 13 |
Киевский витаминный завод (Украина) |
14 | 20 | 25 |
Биофарма (Украина) | 15 | 12 | 15 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 16 | 17 | 12 |
Инфузия (Украина) | 17 | 28 | 67 |
Dr. Reddy’s (Индия) | 18 | 21 | 26 |
Merck & Co (США) | 19 | 22 | 28 |
Фарма Лайф (Украина) | 20 | 27 | 41 |
3,7 млрд грн. за 171,3 млн упаковок — таков объем госпитальных закупок лекарственных средств по итогам 2011 г. В общей структуре украинского рынка лекарственных средств (розничный + госпитальный сегмент) долевое участие госпитального сегмента ежегодно сокращается и в 2011 г. уменьшилось до 13,9% в денежном и до 12,5% в натуральном выражении.
Госпитальные закупки лекарственных средств в исследуемый период продемонстрировали слабое развитие — незначительный прирост в денежном и убыль в натуральном выражении. Отрицательные показатели развития госпитального сегмента были вызваны уменьшением закупок препаратов зарубежного производства, что происходит уже не первый год.
За последние несколько лет украинские компании-производители значительно укрепили свои позиции в сегменте госпитальных закупок препаратов. В денежном выражении они практически достигли равного долевого участия с зарубежными производителями, а в натуральном их удельный вес имеет значимый перевес — 87%.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим