29 августа в Любляне состоялась совместная пресс-конференция главы компании «Новартис Генерикс» Кристиана Сивалада и президента компании «Лек» Метода Драгонья, на которой было объявлено о том, что переговоры о создании партнерского бизнес-альянса между двумя крупными производителями фармацевтической продукции завершены успешно. В результате достигнутых договоренностей на мировом рынке генерических (непатентованных) лекарственных средств (ЛС) появится новый мощный игрок.
В настоящее время рынок препаратов-генериков занимает основной сегмент мирового фармацевтического рынка и продолжает расширяться. По оценкам International Marketing Service (IMS), в 2002 г. общая сумма продаж составит 68 млрд евро. Повышение спроса на генерические копии ЛС объясняется прежде всего их более доступной ценой и обусловлено социально-демографическими изменениями, дефицитом бюджетов здравоохранения. Кроме того, в течение ближайших 5 лет предвидится снижение брендовых продаж на 46 млрд евро (данные IMS) в связи с истечением сроков действия патентов.
Сегодня высокофрагментированный мировой рынок генериков активно консолидируется. Завоевание рынков США и стран — участниц ЕС представляется хлопотным и дорогостоящим заданием для новичков, в то время как быстро растущие потребительские запросы стран Юго-Восточной и Центральной Восточной Европы привлекают все большее внимание авторитетных гроссмейстеров фармацевтического рынка.
СИЛЫ СТОРОН
Компания «ЛЕК» со штаб-квартирой в Любляне (Словения) является международной группой компаний по производству генерических ЛС и стоит в ряду ведущих поставщиков фармацевтической продукции на рынки Юго-Восточной, Центральной Восточной Европы и стран СНГ. Высокое качество выпускаемых ЛС обеспечивается строгой экспертизой химической структуры и производственного процесса. В портфеле компании представлены антибиотики, препараты, применяющиеся в кардиологии и гастроэнтерологии, а также ЛС для ветеринарной медицины. «Лек» обеспечивает около 3600 рабочих мест в пределах региона, в 2001 г. общая сумма продаж составила 78,5 млрд словенских толларов (360,3 млн евро), чистая прибыль — 9,6 млрд словенских толларов (38,4 млн евро). По состоянию на 22 августа 2002 г. рыночная капитализация компании составила около 129 млрд словенских толларов (567,7 млн евро).
Компания «Новартис Генерикс» — лидирующий производитель генерических ЛС с глобальным присутствием на мировом фармацевтическом рынке, подразделение концерна «Новартис АГ», объединяет ряд компаний, производящих генерические копии препаратов, активные субстанции для фармацевтической и биотехнологической промышленности, предлагает потребителям широкий ассортимент ЛС высокого качества по конкурентоспособным ценам. Обеспечивает более 7000 рабочих мест во всех странах, в 2001 г. общая сумма продаж составила 2,6 млрд швейцарских франков (1,7 млрд евро).
Концерн «Новартис АГ» со штаб-квартирой в Базеле (Швейцария) — один из мировых лидеров по производству товаров медицинского назначения. В 2001 г. общая сумма продаж составила 32 млрд швейцарских франков (21,8 млрд евро), сумма чистой прибыли — 7 млрд (4,8 млрд евро), инвестиции в разработки и исследования составили 4,2 млрд швейцарских франков (2,9 млрд евро). Штат сотрудников концерна «Новартис АГ» насчитывает 74 тыс. в 140 странах мира.
ПРИНЦИПЫ ИНТЕГРАЦИИ
По условиям соглашения «Лек» должен сохранить свою корпоративную целостность и продолжить деятельность как самостоятельная словенская компания. При этом компания «Лек» станет значимым и полноправным членом группы компаний «Новартис», играющим ключевую роль в реализации региональной стратегии «Новартиса» в Центральной Восточной и Юго-Восточной Европе, а также в странах СНГ. Стратегической целью альянса является расширение присутствия на региональных рынках, поэтому сокращения объемов деятельности и рабочих мест не предвидится, кадровая политика останется прежней.
Планируется широкое участие компании «Лек» в научно-исследовательской деятельности, инновационных разработках, вопросах производства и продвижения продукции. Производственная марка «Лек» — знак высокого качества, и в рамках интеграции с «Новартис Генерикс» его сохранение и преумножение будут гарантированы. Что касается увеличения объема инвестиций как в Словении, так и за ее пределами, «Новартис» стремится поддерживать стратегические намерения «Лека». Кристиан Сивалад считает, что компании «Лек» удалось завоевать прочные позиции на рынках региона не только благодаря высокому качеству и строгой экспертизе производимых ЛС, но и построению эффективной модели продвижения своей продукции.
Таким образом, управленческие, кадровые, региональные наработки компании «Лек» станут весомым вкладом в совместную деятельность. За М. Драгонья останется должность главы компаний группы «Лек», и вместе со своей управленческой командой он и далее будет руководить фармацевтическим бизнесом в регионе. К тому же руководство компании «Лек» войдет в состав управленческих органов «Новартис Генерикс», в том числе в ее Исполнительный комитет.
Таблица
Динамика деятельности компаний “Лек” и “Новартис Генерикс” (по данным сайта
Показатель |
“Лек” |
“Новартис Генерикс” |
||||
2000 г. |
2001 г. |
Процент роста |
2000 г. |
2001 г. |
Процент роста |
|
Общий объем продаж (млн евро) |
287 |
360 |
26 |
1377 |
1746 |
27 |
Общая прибыль от производственной деятельности (млн евро) |
31 |
44 |
41 |
156 |
187 |
20 |
Количество рабочих мест |
2901 |
3429 |
18 |
5712 |
7230 |
27 |
ВЗАИМНЫЕ ВЫГОДЫ
Каждая компания имеет собственную специфику присутствия на рынке, и объединение их деловых усилий дает немало преимуществ для обеих (см. рисунок). Так, «Новартис» видит в «Леке» не только партнера с мощным производственным и торговым потенциалом, но и идеальной платформой для внедрения на быстрорастущие европейские рынки. Благодаря альянсу «Новартис» сможет значительно расширить доступ пациентов и врачей из Юго-Восточной и Центральной Восточной Европы, а также стран СНГ к своим ЛС.
![]() |
Рисунок. Соотношение объемов продаж компаний «Лек» и «Новартис Генерикс» на рынках разных стран в 2001 г. Общая сумма экспортных продаж двух компаний в 2001 г. составила около 2,1 млрд евро
Сотрудничество с «Новартисом» за счет использования его маркетинговых и торговых ресурсов для «Лека» открывает дверь на рынки США и ЕС. Это связано с перспективой существенного расширения сбыта как готовых форм ЛС антибактериального, кардиологического и гастроэнтерологического профиля, так и активных субстанций на крупные западные рынки. Таким образом «Лек», не только упрочивает свои позиции флагмана по производству ЛС в Словении и лидера по производству генериков в регионе, но и делает заявку на статус инновационной компании, способной выдержать растущую конкуренцию в масштабах глобального рынка.
М. Драгонья считает компанию «Новартис» партнером выбора для компании «Лек». По его мнению, их объединяют общая корпоративная культура, приверженность инновационной стратегии и стремление к поступательному росту.
Итак, благодаря достижению взаимных выгод обе компании приблизятся к своим стратегическим целям, а мировой рынок высококачественных генерических препаратов существенно пополнится.
Филипп Снегирев
При подготовке материала использованы материалы сайта
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим