|
Некий человек, гуляя по лесу, встретил дровосека, который, покрываясь потом, рубил деревья. Прохожий восхитился трудолюбием дровосека, но тем не менее, заметил, что топор у дровосека затупился. Он предложил дровосеку: «Может, вам стоит наточить топор, тогда работа пойдет быстрее », на что дровосек, не отрываясь от работы, ответил: «Мне некогда. Надо работать».
(Притча)
Г. Эмерсон — основоположник принципов эффективности заметил: «Работать напряженно — значит прилагать к делу максимум усилий. Работать эффективно — значит прилагать к делу усилия минимальные».
Маркетинг как раз и предлагает методы повышения эффективности бизнеса, получения большей отдачи при меньших затратах, ведь основная цель маркетинга — повышение прибыли предприятия.
КОГДА НУЖЕН МАРКЕТИНГОВЫЙ АУДИТ?
-
В компании есть отдел маркетинга, но никто не знает, чем он занимается и зачем существует.
-
Ассортимент изменяется стихийно, на складе есть неликвидные запасы, а «ходового» товара не хватает.
-
Есть необходимость существенно увеличить объем продаж, и вы устали от «ценовых войн» с конкурентами.
-
Информации о рынке слишком много или ее всегда не хватает.
-
Нет возможности планировать закупки и прогнозировать финансовые результаты.
КОМУ НУЖЕН МАРКЕТИНГОВЫЙ АУДИТ?
Тому, кто желает знать:
-
Чего хотят клиенты и почему они уходят к конкурентам?
-
Сколько мы будем продавать завтра и каково будет положение компании на рынке через 1 год, 3–5 лет?
-
Куда двигаться дальше?
-
Каковы возможности дальнейшего развития и что следует сделать для их реализации?
Если компания обеспокоена низкой эффективностью своей деятельности на рынке, то можно и нужно предпринять глубокое исследование —? МАРКЕТИНГОВЫЙ АУДИТ.
|
Давайте вспомним, что такое аудит? Многие знают, что такое финансовый аудит.
Это проверка специалистами (аудиторами) финансовой деятельности предприятия с тем, чтобы все перемещения денежных средств, отчеты в налоговые и другие органы были правильными, а если вкралась ошибка, то ее можно было бы быстро и с наименьшим ущербом для предприятия исправить.
Но, согласитесь, финансовый аудит — это, скорее, «посмертный» диагноз.
Парадокс заключается в том, что вопросу, как заплатить налоги и как правильно составить финансовые отчеты, уделяют значительно больше внимания, сил и средств, чем тому, как эти деньги заработать. Это особенно характерно для небольших фирм, когда руководитель или группа руководителей, заработав в начале деятельности небольшие деньги, продолжают их зарабатывать, но в гораздо меньшем объеме, чем могли бы, и не придают значения таким «мелочам», как планирование, организация процесса, формы взаимодействия служб, документооборот, работа с поставщиками и клиентами и т.п.
О том, хорошо или плохо работает предприятие, руководитель и собственники узнают в большинстве случаев из финансовых отчетов. Но финансы — это категория, которая не отражает эффективность использования имеющихся ресурсов, а также ошибки и просчеты в деятельности предприятия. Гораздо более полную и объективную картину эффективности работы всего предприятия, отдельных подразделений и специалистов дает маркетинговый аудит.
Маркетинг включает ряд функций, которые позволяют заработать те деньги, правильность перемещения которых контролирует финансовый аудитор.
Чего мы хотим достичь? Этот вопрос часто задают руководители компаний, в том числе работающих на фармацевтическом рынке.
Что происходит? Почему это происходит? Что с этим делать? — Ответ на эти вопросы вам поможет найти маркетинговый аудит.
МАРКЕТИНГОВЫЙ АУДИТ — это независимое периодически повторяющееся всестороннее исследование маркетинговой среды, целей, стратегий и деятельности предприятия для выявления проблем и возможностей, а также разработка плана действий по улучшению положения дел.
Маркетинговый аудит позволяет ответить и на такие вопросы:
1. Эффективна ли работа торгового персонала?
2. Где и как компания «делает свои деньги»?
3. Есть ли у компании перспективы привлечения новых клиентов?
4. Насколько прибыльны совершаемые сделки?
5. Если компания работает в нескольких регионах страны, то насколько прибыльна ее деятельность в каждом из них, для различных групп клиентов, каналов движения товаров и т.д.?
6. Насколько эффективны мероприятия по стимулированию сбыта?
7. Насколько эффективно фирма использует имеющиеся ресурсы?
Маркетинговый аудит — это не проверка работы отдела маркетинга, а независимая оценка положения дел внутри фирмы и положения фирмы на рынке (относительно конкурентов).
Почему маркетинговый аудит нужен в первую очередь руководителю предприятия? Потому что в результате его проведения руководитель получает объективную информацию о:
1. Состоянии дел на предприятии.
2. Проблемных и «узких» местах.
3. Способах решения возникших проблем.
4. Алгоритмах действий при возможном возникновении подобных проблем.
Рекомендации касаются следующих аспектов бизнеса:
-
маркетинг (цели, задачи, организация, реализация, контроль);
-
менеджмент (организационная структура, технология, информационная система);
-
персонал (постановка задач, умение планировать, мотивация, квалификация, критерии оценки работы);
-
финансы (степень взаимосвязи с маркетинговым управлением).
Выделяют четыре характерные черты маркетингового аудита:
-
широта охвата маркетинговых показателей (следует рассматривать не только «болевые точки», но и все основные направления маркетинговой деятельности компании, так как подобное обширное исследование, как правило, оказывается более действенным в плане обнаружения истинных источников проблем);
-
системность (аудит подразумевает упорядоченное изучение макро- и микромаркетинговой среды, ее целей и стратегии, отдельных мероприятий);
-
независимость (лучший аудит, как правило, тот, который проводят независимые специалисты-консультанты). Представьте себе ситуацию, когда сотрудники предприятия сами признают свои ошибки! Хотя с точки зрения поиска новых возможностей и резервов сотрудники компании могут внести неоценимый вклад!
-
периодичность (обычно к маркетинговому аудиту прибегают только после снижения уровня продаж или возникновения других проблем; однако компании попадают в кризисные ситуации отчасти потому, что вовремя не исследовали свою маркетинговую деятельность).
Маркетинговый аудит проводится в целях:
1. Выявления экономических и финансовых проблем продвижения и сбыта продукции.
2. Определения текущих и перспективных маркетинговых задач компании.
3. Обоснования маркетинговых программ компании.
4. Оценки маркетингового потенциала компании.
5. Формирования объективной оценки состояния компании в части выполнения ею важнейшей функции — организации и управления продажами.
Элементы маркетингового аудита, используемые маркетологом:
1. Общая оценка баланса (структура, ликвидность, «качество» активов, платежеспособность, динамика собственного капитала).
2. Анализ отчета о прибыли.
3. Анализ структуры затрат.
4. Построение хронологической схемы бизнеса.
5. Анализ рентабельности.
6. Оценка экономической безопасности и надежности торговых операций.
7. Оценка эффективности товарных групп.
8. Оценка движения товарных запасов.
9. Сравнительная оценка поставок на склад и продаж, ритмичности процесса поставки-продажи.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОГО АУДИТА:
1. Оценка состояния информационного обеспечения (причем не как наличие модного или мощного программного продукта, а как функционирование единой внутрифирменной информационно-аналитической системы). Также анализируется состояние клиентской базы данных (структура, возможность ее использования для оперативного проведения аналитической и отчетной работы по продажам); состояние системы управленческого учета и отчетности. Важной частью информационной системы является анализ:
-
продаж (по подразделениям, ассортименту, клиентам, регионам, менеджерам);
-
наличия и движения товаров;
-
эффективности ведения бизнеса — систематизированные данные по затратам, доходам, прибыли и убыткам в разрезе товаров и товарных групп, функциональных подразделений и по компании в целом;
-
конкурентов (списки и карты основных конкурентов по территориям, по товарам, информация о стратегии, ценовой политике компаний и т.п.).
Кроме того, необходимо проанализировать направление информационных потоков между подразделениями (документооборот).
2. Важной частью деятельности фирмы на рынке является планирование, а именно уровень стратегического планирования (бизнес-план развития компании), состояние и традиции оперативного планирования (календарные планы работ менеджеров по продажам, руководителей подразделений), использование принципов бюджетирования.
3. Большое значение имеет SWOT-анализ (сильных и слабых сторон компании, возможностей и опасностей, возникающих на рынке).
4. Эффективность работы компании во многом зависит от работы подразделений.
В данном разделе аудита отражают и анализируют выявленные основные проблемы в работе подразделений компании, связанные с блоком продаж, естественно, включая и отдел(ы) сбыта:
-
закупки
-
сбыт
-
маркетинг
-
складское хозяйство
-
каналы сбыта
-
логистика
-
бухгалтерия, финансы.
5. Изучение и анализ взаимодействия подразделений. Отсутствие четкости во взаимодействии является причиной не только большого количества ошибок в обслуживании клиентов, но и тормозит информационные процессы внутри фирмы.
Основной принцип маркетингового аудита — это комплексная оценка:
-
используемой предприятием маркетинговой информации
-
принимаемых на ее основании управленческих решений
-
и соответствующих решениям действий.
Результатом аудита является:
-
описание маркетинговой информационной системы предприятия
-
рекомендации по устранению выявленных внутренних несоответствий.
Дополнительным результатом аудита маркетинга является определение ключевых бизнес-процессов компании, которые могут быть заложены в основу конкурентного преимущества компании.
Информация, полученная в процессе маркетингового аудита, позволит отразить политику компании в отношении следующих маркетинговых направлений:
1. Сегментация покупателей:
-
Критерии выбора сегментов (дифференциация, величина, измеримость и доступность сегментов)
-
Критерии определения приоритетных сегментов.
2. Стратегия маркетинга:
-
Ясность, конкретность и логичность формулировок
-
Соответствие стратегии фирмы.
3. Организация маркетинга:
-
Уровень полномочий руководителя службы (главным маркетологом на фирме должен быть руководитель!)
-
Структурирование деятельности по функциональному, ассортиментному, географическому признаку и т.д.
-
Необходимость перераспределения полномочий и ответственности.
4. Аудит информационных систем:
-
Исследование рынка
-
Прогнозирование
-
Внутрифирменный обмен информацией
-
Контроль эффективности функций маркетинга и сбыта.
5. Аудит прибыльности маркетинга:
-
Уровень маржинальной прибыли по товарам (рынкам, территориям, каналам сбыта)
-
Необходимость расширения/сокращения рынков
-
Рентабельность продаж и работа по снижению издержек.
6. Аудит маркетинговых функций:
-
Товары (ассортиментная политика)
-
Ценообразование (эффективность стимулирования сбыта)
-
Торговый персонал
-
Эффективность каналов и политики продвижения.
По результатам аудита возможны следующие предложения:
1. Организационный механизм продаж.
2. Экономический механизм продаж.
3. Маркетинговая поддержка продаж и маркетинговые исследования.
Возможно, кто-то скажет: «Хорошо, посчитали, рассчитали, оценили себя и свое окружение. А что дальше ».
Маркетинговый аудит является основой для разработки маркетинговой стратегии предприятия. Конкретную и реальную маркетинговую стратегию невозможно разработать без проведения маркетингового аудита (рисунок).
![]() |
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
Как не существует универсального лекарства от всех болезней, так в бизнесе не существует универсального средства достижения успеха. Успех скопировать невозможно, потому что каждая компания уникальна, у каждой компании свои преимущества, недостатки, цели и возможности, в конце концов — кадры.
Для того чтобы двигаться к своей цели (а у каждого предприятия собственная жизнь и собственные цели), необходимо определить, какие мы и что можем, выбрать направление и способ движения.
Конечно же, многие задумывались над тем, как сделать свой бизнес более понятным и прозрачным, более логичным. Именно для этого и нужен маркетинговый аудит!
Пресс-служба
«Еженедельника АПТЕКА»
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим