|
В ассортименте аптечной сети фирмы «Ацинус» преобладают препараты рецептурной группы, так как 75% торговых точек находятся на территории лечебных учреждений. Ассортимент лекарственных средств в торговых точках не отличается большим разнообразием, в то же время стоимость одной покупки в среднем более высокая, чем в торговых точках, расположенных вне лечебных учреждений. Для снабжения аптек фирма «Ацинус» использует радиальную схему — поставки осуществляются с центрального склада.
Прежде чем выбрать методику пополнения и формирования складских запасов, были проанализированы логистические данные в целом по фирме. Согласно результатам исследования, 80% дохода обеспечивают 408 наименований препаратов, что составляет 23% ассортимента, остальные 20% дохода поступают от продаж 1402 препаратов (по состоянию на апрель 2002 г.) (рис. 1). Кроме того, было определено, какой доход дают препараты в зависимости от их стоимости, а также какова полнота ассортимента в разных ценовых категориях. Как оказалось, 72% ассортимента составляют лекарственные средства, относящиеся к ценовой категории 1–20 грн., и эта же ценовая категория обеспечивает 67% дохода (рис. 2).
![]() |
Рис 1. Распределение ассортимента по признаку доходности
![]() |
<p id=textBody style="text-align: center" align=center Рис. 2. Распределение дохода в зависимости от цены препарата (2002 г.)
Эту тенденцию подтверждает распределение количества покупателей в зависимости от ценовой категории товара (рис. 3). Исследование проводилось в течение 2002 г. в аптеке № 3 фирмы «Ацинус», которая расположена в центре города; было проанализировано свыше 35 тыс. фактов совершения покупки.
![]() |
Рис. 3. Распределение количества покупателей в зависимости от ценовой категории товара.
За 4 месяца было реализовано 2239 наименований лекарственных средств. Из них постоянно ежемесячно продавали 1068 позиций (подвижный слой), 1 раз в 4 месяца — 539 (малоподвижный), 3 раза — 287 позиций (умеренный слой), 2 раза — 345 (слабоподвижный) (рис. 4). Это свидетельствует о неодинаковой подвижности медикаментов: одни продаются быстрее, другие — медленнее.
![]() |
Рис 4. Подвижность ассортимента/слоев (за 4 месяца 2002 г.)
Исходя из этого, был сделан вывод о том, что нет необходимости обеспечивать наличие на складе полного ассортимента медикаментов, а только «подвижного слоя», так как приобретение и хранение дополнительного товара (редко продаваемых медикаментов) приводит к отвлечению оборотных средств и увеличению издержек. Поэтому самые «ходовые» препараты хранятся на складе (в объеме 7 дневных запасов), а остальные фирма приобретает по мере необходимости. По данным за апрель 2002 г., на складе постоянно обеспечивалось наличие 1176 позиций (из 1810 наименований), а 634 — закупали по мере потребности (рис. 5). В апреле соотношение остаток на складе/месячный оборот составило 1:4,7, а в среднем в 2002 г. склад «оборачивался» 3,97 раза в месяц.
![]() |
Рис. 5. Контролируемый ассортимент (апрель 2002 г.)
В 1999 г. специалисты фирмы «Ацинус» разработали программу, позволяющую контролировать складские запасы и их пополнение. Программой предусмотрено отслеживание наличия товара на складе (в процентном и количественном соотношении), темпа продаж (за текущий и предыдущий период), определение оптимального количества товарных позиций при формировании заказа, а также время, количество поступившего товара и фирму-поставщика. Медикаменты заказываем из расчета на 7 дней (в апреле 2002 г.).
Формирование заказа из расчета на 7 дней объясняется тем, что в Кировограде нет оптового склада медикаментов с широким ассортиментом и в среднем время доставки товара составляет 3 дня, плюс страховочный запас времени. Попытки формирования заказа из расчета на 4 дня привели к увеличению дефектуры.
Заказывая товар, анализируем предложения поставщиков, имеющихся в базе данных фирмы «Ацинус», которая формируется ежедневно из прайс-листов, получаемых по электронной почте. По критерию «ценовая привлекательность» были проанализированы прайс-листы трех крупных оптовых дистрибьюторов, в ассортименте которых свыше 2300 наименований лекарственных средств. У каждого из них средние цены отличались на 0,5–1%. Если закупать препараты у этих дистрибьюторов дифференцированно, то можно израсходовать на 5% меньше, чем если закупать медикаменты у самого «недорогого» из них. В то же время, согласно результатам анализа ценовой привлекательности 20 самых «ходовых» препаратов, в 34 оптовых фирмах разница между самым «дорогим» и самым «дешевым» предложением в среднем составляет 22,5%.
Такой подход к управлению товарными запасами позволяет заказывать в день в среднем по 290 наименований лекарственных препаратов. Максимальный заказ, отработанный за день, составил 665 позиций (13.02.2002 г.). Динамика объемов заказов в день (за апрель 2002 г.) приведена на рис. 6.
![]() |
Рис. 6. Количество товарных позиций, заказанных в течение апреля 2002 г.
Сергей Беседа, заместитель генерального директора фирмы «Ацинус»
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим