|
Отличительной чертой 2002 г. стало официальное признание наличия кадрового кризиса в России. Руководство страны открыто заявило, что многие проблемы в различных отраслях промышленности и государственного управления обусловлены отсутствием высокопрофессиональных кадров. В преамбуле Федеральной программы по реформированию государственной службы в России отмечено ухудшение профессионального состава государственных служащих в связи с низкой заработной платой (оплата труда государственных служащих ниже оплаты труда менеджеров и специалистов в негосударственном секторе экономики в 7–15 раз), что затрудняет привлечение квалифицированных специалистов и приводит к оттоку кадров в негосударственный сектор.
ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ И ОБЩЕМИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Несмотря на существующие различия, для рынков Российской Федерации и развитых стран можно отметить одну общую особенность — дефицит трудовых ресурсов. Причины такого дефицита во всем мире сходны (снижение рождаемости, стремительное развитие технологий, колебания рыночного спроса и предложения), однако его структура и проявления различны. Наиболее информативным показателем для оценки этой разницы является спрос на рабочую силу. Структура спроса на рабочую силу в России соответствует развитию индустриального общества, решающего вопросы массового производства и насыщения рынка, в то время как спрос на американском рынке труда отражает структуру общества постиндустриального, в котором на первое место выходит индустриализация бизнес-процессов.
Следствием кадрового голода в США стало повышение мобильности рабочей силы и сокращение срока работы на одном месте. В настоящее время 2/3 сотрудников американских компаний работают на одном месте менее пяти, а половина — менее двух лет. В США для решения проблемы дефицита кадров существует рынок «гибкой рабочей силы», то есть временного персонала, работающего от проекта к проекту. В России услуги временного персонала только начинают появляться на рынке (из-за отсутствия гибкости в деятельности предприятий и невысокой стоимости рабочей силы).
Таким образом, можно говорить о том, что в России на рынке труда происходят процессы, сходные с общемировыми. Уникальность же ситуации заключается в том, что в России многие из этих процессов происходят параллельно, а темпы развития многократно превышают те, которые продемонстрировала экономическая история Запада.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ
Как было отмечено выше, российский рынок труда в настоящее время испытывает дефицит кадров, связанный с реструктуризацией и усилением конкуренции в различных отраслях экономики. Ситуация напоминает ту, которая сложилась накануне кризиса 1998 г., однако структура спроса на специалистов отличается. До кризиса лидерами спроса были специалисты по финансовым операциям и по продажам, в послекризисные годы спрос на специалистов менялся в зависимости от состояния рынка.
В 1999 г., сразу после кризиса в связи с изменением стратегии компаний, которые стремились сохранить свое место на рынке, первое место по востребованности занимали специалисты по маркетингу.
В 2000 г. с возрождением рынка вновь наибольшим спросом стали пользоваться специалисты по продажам.
С 2001 г. началось развитие производства, спрос на рабочую силу повысился, в то же время наблюдался дефицит дешевых товаров и, как следствие, возникла потребность развивать собственное производство. Поэтому в 2001 г. безусловными лидерами спроса были специалисты производственной сферы, организаторы производства.
В 2002 г. они по-прежнему лидировали, но изменилась структура спроса — в основном требовались рабочие и технические специалисты. Отражением этих же процессов является повышенный спрос на персонал торговых сетей. А то, что в тройке лидеров вновь, как и в 1995–1997 гг., появился административный персонал, свидетельствует о повышении деловой активности на рынке.
Как тенденцию следует отметить повышение спроса (после кризиса) на специалистов в области финансов, что, вероятно, объясняется появлением у предприятий свободных средств (собственных или внешних инвестиций), и в области логистики. Дефицит логистиков — это отражение тенденций в экономике, характерных для развивающегося рынка: в связи с быстрым ростом покупательского спроса товар раскупают «с колес» и продажи зависят не столько от деятельности служб маркетинга, сколько от организации поставок, поэтому в 2002 г. компании начали уделять больше внимания организации бизнес-процессов.
Таким образом, происходит смещение акцентов в развитии экономики на процессы организации продаж и производства.
ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Размер заработной платы, как правило, зависит от изменения соотношения спроса и предложения на рынке труда. По мнению профессиональных рекрутеров, на кадровом рынке наметилась устойчивая тенденция к повышению заработной платы рядовых специалистов и менеджеров среднего звена, в то время как роста зарплаты топ-менеджеров в 2002 г. не отмечено, а по некоторым категориям она даже снизилась в среднем на 4%. Исключением являются вакансии для промышленных предприятий, где продолжается рост зарплат по всем позициям (табл. 1). При этом уровень заработной платы топ-менеджеров в России приблизился к таковому в странах Запада. Например, директор по продажам и финансовый директор могут рассчитывать на 6000 долл. США в месяц, а коммерческий директор и директор по маркетингу — на 5000. Правда, повысились и требования: нередко работодатели рассматривают кандидатуры только тех претендентов, которые имеют несколько дипломов (в том числе МВА) и большой опыт успешной работы.
Таблица 1
Изменение уровня оплаты труда специалистов, долл. США
(по данным кадровых агентств: Анкор, БЛМ-Консорт, Метрополис, Kelly Services)
Категория работников |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
Специалисты в области финансов |
300–5000 |
400–10000 |
800–6000 |
Специалисты в области логистики |
500–1600 |
1000–3000 |
800–2000 |
IT–специалисты |
600–7000 |
300–8000 |
500–6000 |
Производственные специалисты |
700–1800 |
1000–2500 |
700–5000 |
Специалисты по продажам |
300–5000 |
600–10000 |
900–6000 |
Специалисты по маркетингу |
300–5000 |
900–5300 |
500–5000 |
Примечание. Указан интервал заработной платы для всех уровней менеджмента и специализации в рамках данной категории работников.
Отмечается также повышение уровня квалификационных требований к менеджерам среднего и первичного звена, другим специалистам, чем и объясняется более высокая нижняя граница зарплаты по всем специальностям.
МЕТОДЫ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА
По данным Научного центра «Социоэкспресс» за 2002 г., в России приоритетную роль в поиске менеджеров высшего и среднего звена играют «корпоративные рекрутеры»; для них основными источниками кадров являются внутренний резерв и поиск по личным связям. Обращение в рекрутинговые агентства происходит под влиянием обстоятельств или из имиджевых соображений. Далее в порядке убывания значимости следуют:
•?неформальные связи;
•?интернет-поиск;
•?связь с бизнес-школами;
•?отраслевые СМИ;
•?корпоративные отделы по подбору персонала;
•?рекрутинговые агентства.
Таким образом, на долю рекрутинговых агентств приходится лишь 20–30% закрытия вакансий. В большинстве случаев заказчики предпочитают действовать самостоятельно, в первую очередь используя тактику продвижения своих сотрудников, что позволяет компаниям экономить время и средства, в том числе на адаптацию новых специалистов к корпоративной культуре фирмы.
ВЫВОДЫ И ПРОГНОЗЫ
Что касается развития ситуации на рынке труда, то прогноз весьма оптимистичный. По оценкам большинства рекрутеров, уровень зарплаты, как и спрос на высококвалифицированных специалистов, будет неуклонно повышаться практически во всех сферах бизнеса. Очевидно, повышенным спросом будут пользоваться различные специалисты в области производства, маркетологи и специалисты по продажам. А вот спрос на вспомогательный персонал (бухгалтеры, секретари) в ближайшее время вряд ли повысится.
Вызывает обеспокоенность ухудшение ситуации на западных рынках. Из-за спада в мировой экономике международные компании, работающие в самых разных сферах, проводят масштабные сокращения персонала. Однако эта волна вряд ли скоро докатится до России.
РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА ДЛЯ ФАРМАЦЕВТИКИ
2002 г. ознаменовался следующими событиями на фармацевтическом рынке России:
•?введением НДС;
•?восстановлением объема импорта после кризиса;
•?возвращением на российский рынок иностранных фармацевтических производителей;
•?консолидацией всех участников рынка;
•?усилением конкуренции между российскими производителями;
•?началом использования крупнейшими российскими производителями прогрессивных маркетинговых стратегий;
•?дефицитом инвестиций в производство, особенно в преддверии обязательной сертификации производства на соответствие GMP.
Для развития бизнеса в этих условиях каждой из компаний предстоит решать разные задачи, но они едины одном — в осознании того, что решить эти задачи могут только профессионалы высокого класса и каждой компании их надо «заполучить».
СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА ДЛЯ ФАРМАЦЕВТИКИ
Чтобы понять, какова в настоящее время ситуация на рынке труда для фармацевтики и какие задачи нужно будет решать в 2003 г., обратимся к анализу спроса и предложения на рынке. Наибольшая потребность наблюдается в провизорах и фармацевтах (33,7%), что связано с развитием аптечных сетей в России.
Одной из составляющих этой потребности является дефицит фармацевтов новой генерации — не тех, которых мы привыкли видеть в муниципальных аптеках, а таких, которых нигде, кроме самих аптечных сетей, не готовят. Неизменно 2-е место по спросу занимают специалисты по продажам (18,9%), но их уже «догоняют» медицинские представители (17%) — передовой отряд фармацевтического маркетинга. За ними следуют собственно маркетологи (9,2%).
Однако эти сведения не позволяют судить о том, насколько сложной является ситуация с кадрами на фармацевтическом рынке. Оценить создавшееся положение можно на основании данных, приведенных в табл. 2, где указано соотношение между спросом и предложением (чем больше число, тем более дефицитен специалист, а если это число меньше единицы, то спрос покрывается полностью и у работодателя есть выбор).
![]() |
Особое внимание следует обратить на дефицит медицинских представителей. При относительно небольшой доле в общей структуре спроса эта профессия дефицитна уже давно. В минувшем году, когда маркетинговая активность многих компаний повысилась, срочно потребовалось много медицинских представителей, кроме того, повысились требования к качеству их работы. Для решения этой проблемы кроме традиционного поиска с помощью размещения рекламы и кадровых агентств существуют еще два, тоже хорошо известных способа: «вырастить» или взять в лизинг.
Таблица 2
Удовлетворенность спроса (степень дефицитности специалистов – чем больше значение параметра, тем больше дефицит специалистов)
Специалисты |
IV кв. 1998 г. |
2000 г. |
2002 г. |
Менеджер по продажам |
0,72 |
0,82 |
0,64 |
Медицинские представители |
1,1 |
1,09 |
1,16 |
Маркетологи |
0,8 |
0,59 |
0,77 |
Финансисты |
? |
0,5 |
0,54 |
Логистики |
0,46 |
? |
0,13 |
Производственные специалисты |
1,5 |
? |
1,4 |
Провизоры / фармацевты |
5,5 |
2,4 |
6,8 |
С производственниками сложнее. Их в лизинг не дают (по крайней мере сейчас). Значит, нужно либо взять выпускника с хорошей теоретической подготовкой и доучивать его (на тренингах, семинарах и пр.), либо найти опытного производственника и отправить его учиться как минимум на полгода. Конечно, есть и «готовые» специалисты, но они — «золотые», и их нужно суметь найти и переманить.
НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫЕ КАТЕГОРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
При общероссийском дефиците кадров у каждой компании и у каждой категории операторов рынка есть свои приоритетные вакансии, которые в наибольшей степени отражают оперативные и стратегические направления развития бизнеса. В 2003 г. компании планируют нанимать различные категории специалистов, но тем не менее можно выделить тех из них, в которых наиболее велика потребность у производителей или у дистрибьюторов (табл. 3).
Таблица 3
Наиболее востребованные категории специалистов
Место по значимости |
Дистрибьюторы |
Производители |
|
иностранные |
российские |
||
1-е |
Специалисты в области финансов и бухучета |
Медицинские представители |
Специалисты по GMP |
2-е |
Менеджеры по продажам |
Продакт-менеджеры |
Менеджеры по продажам |
3-е |
Менеджеры по логистике |
Менеджеры по продажам |
Специалисты в области финансов и бухучета |
4-е |
Маркетологи-аналитики |
Маркетологи-аналитики |
Менеджеры по логистике |
5-е |
IT-специалисты |
Менеджеры по логистике |
Маркетологи-аналитики |
В 2003 г. ожидается повышенный спрос не на «идеологов», а на «организаторов работы» — в основном на менеджеров среднего звена, способных претворять в жизнь то, что запланировали в прошлом году топ-менеджеры (табл. 4).
Таблица 4
Структура спроса по уровню менеджмента
Уровень |
1998 г. |
2000 г. |
2002 г. |
Высший |
25% |
41% |
21% |
Средний |
42% |
35% |
53% |
Первичный |
33% |
24% |
26% |
Основной тенденцией развития рынка труда для фармацевтики в 2003 г. будет выравнивание уровня заработной платы: с одной стороны, между российскими и иностранными фармацевтическими производителями, с другой — между центром и регионами. По разнице между запрашиваемой (ожидаемой) и предлагаемой зарплатой также можно косвенно оценить структуру спроса на фармацевтическом рынке (табл. 5)
Таблица 5
Сравнение спроса и предложения по зарплате в 2002 г. по некоторым вакансиям на московском рынке труда для фармацевтики, долл. США (по данным специализированных «работных» СМИ и компании GRP)
Вакансия |
Запросы кандидатов по стартовой зарплате (данные компании GRP) |
Предложения фирм по стартовой зарплате (данные «работных» СМИ) |
|
Менеджеры высшего уровня |
|||
Генеральный директор/глава представительства |
1500–7500 |
2500–8000 |
|
Главный бухгалтер |
500–2500 |
150–2000 |
|
Финансовый директор |
1500–8000 |
1000–5000 |
|
Директор по развитию бизнеса |
1000–3000 |
1000–2000 |
|
Директор по маркетингу |
1800–5000 |
1000–2000 |
|
Медицинский директор |
1800–5000 |
1800–3000 |
|
Директор по производству |
1500–2500 |
600–2500 |
|
Менеджеры среднего уровня |
|||
Региональный менеджер |
800–5000 |
500–1800 |
|
Продакт-менеджер |
800–3000 |
650–3000 |
|
Начальник отдела закупок |
400–1000 |
400–2000 |
|
Начальник отдела продаж |
500–3000 |
300–2500 |
|
Заведующий аптекой |
(300–500)+бонус |
200–1000 |
|
Бренд-менеджер |
800–1800 |
800–2500 |
|
Начальник отдела логистики |
800–2500 |
1500–2500 |
|
Менеджеры начального уровня |
|||
Начальник производственного участка |
600–1200 |
350–1000 |
|
Менеджер по продажам |
300–1000 |
150–1500 |
|
Заведующий аптечным пунктом |
300–400 |
250–450 |
|
Менеджер по регистрации ЛС |
600–2000 |
250–1200 |
|
Менеджер по клиническим испытаниям |
1200–2000 |
900–1500 |
|
Логистик |
600–1500 |
800–1400 |
|
Специалисты |
|||
Производственной сферы |
600–1500 |
130–700 |
|
Юрист |
700–5000 |
200–800 |
|
Тренинг-менеджер |
700–2500 |
700–2000 |
|
Секретарь |
Без знания иностранного языка |
250–500 |
150–600 |
Со знанием иностранного языка |
500–1500 |
200–1000 |
|
IT-специалист |
500–1800 |
150–1000 |
|
Маркетолог |
600–1000 |
300–2000 |
|
Провизор/фармацевт |
300–400 |
100–500 |
|
Медицинский представитель |
Иностранная компания |
600–1200 |
300–1000 |
Российская компания |
300–500 |
250–600 |
Примечание. Данные обобщены по различным квалификационным требованиям.
Уровень оплаты труда менеджеров по продажам в Москве и других крупных городах России практически сравнялся и составляет в среднем 1000–1200 долл. США. Повышение спроса на медицинских представителей и увеличение доли спроса на них в общей структуре спроса повлекло за собой улучшение оплаты труда медицинских представителей во всех представленных городах, хотя уровень зарплаты в Москве по-прежнему остается выше, чем в регионах. Отмечается повышение зарплаты в денежном эквиваленте и по номенклатуре «компенсационного пакета» для этой категории специалистов в российских компаниях.
Рассматривая общие, мировые тенденции развития рынка труда, попробуем сопоставить зарплату специалистов фармацевтического рынка Москвы и европейских; в табл. 6 приведены данные, представленные компанией «Drouot-Consultants Belgium» (Бельгия).
Таблица 6
Заработная плата после вычета налогов, долл. США
Специалист |
Москва |
Бельгия |
Директор по продажам |
1000–4400 |
3700–5000 |
Директор по маркетингу |
1000–4400 |
3400–4700 |
Продакт-менеджер |
800–2600 |
2300–3000 |
Региональный менеджер |
800–2200 |
2300–2700 |
Торговый представитель |
300–900 |
1300–2300 |
Медицинский представитель |
300–900 |
1300–2300 |
Примечание. Указан размер фиксированной части оплаты труда без учета бонусов и компенсационного пакета.
МЕТОДЫ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА
Согласно данным компании GRP, фармацевтические компании при найме квалифицированного персонала в 2003 г. планируют использовать разные методы.
В первую очередь они намерены продвигать своих сотрудников (67,6% компаний), а освобождающиеся вакансии будут заполнять с помощью агентств по подбору персонала или отбирая кандидатов по резюме, поступившим в компанию (по 58,8%).
В 2003 г. многие компании планируют «растить» кадры самостоятельно (52,9%), российские производители и дистрибьюторы будут «охотиться за головами» (32%). Популярным методом, к которому часто прибегают фармацевтические компании, остается размещение объявлений о вакансиях на «работных» сайтах (32%), в «работных» и отраслевых СМИ (по 26,4%). Менее популярен такой ранее любимый всеми компаниями метод поиска персонала, как «рекомендации и знакомства». Им собираются воспользоваться лишь 11,7% компаний. Зато российские производители и дистрибьюторы в 2003 г. намерены использовать связи с бизнес-школами для привлечения новых кадров (20,6%) (рис. 1).
![]() |
Рис. 1. Приоритетные методы подбора персонала на фармацевтическом рынке
МЕТОДЫ ПОИСКА МЕСТА РАБОТЫ
В 2002 г. компания GRP провела опрос сотрудников фармацевтических компаний, целью которого, в частности, было выяснить, какими источниками информации они пользуются при поиске новой работы. Среди опрошенных были специалисты, занятые в сфере продаж и продвижения ЛС. Наибольшей популярностью пользуется метод прямой рассылки резюме по компаниям-работодателям — так поступает каждый пятый опрошенный (рис. 2). Популярен поиск вакансий на «работных» сайтах (18%). Далее следуют рекомендации знакомых, размещение объявлений в газетах, рассылка резюме в кадровые агентства (16, 15, 14% соответственно). Каждый десятый респондент просматривает вакансии по своей специальности, публикуемые на сайтах кадровых агентств. Среди методов, используемых для поиска работы, можно отметить размещение резюме на «работных» сайтах (6% опрошенных).
![]() |
Рис. 2. Основные тенденции развития рынка труда для фармацевтического бизнеса в 2003 г.
ПРОГНОЗЫ И ТЕНДЕНЦИИ
Осознание российскими производителями необходимости создания новой маркетинговой и сбытовой политики ведет к повышению спроса на маркетологов и менеджеров по продажам. Усиление конкуренции между производителями, с одной стороны, и с компаниями — производителями генерических препаратов — с другой ведет к повышению спроса на маркетологов и менеджеров по продажам. Освоение оставленных ранее иностранными фармацевтическими производителями (в 1998 г.) рыночных «ниш» требует маркетингового анализа и промоционной активности, следовательно повышается спрос на медицинских представителей.
Будет отмечено повышение спроса на специалистов производственной сферы — не столько на менеджеров проектов (в связи с уменьшением притока иностранных инвестиций в строительство производства после отмены льгот), сколько на технических специалистов в области GMP (технологи, специалисты по контролю качества, по сертификации и др.)
Построение дистрибьюторских «империй» на территории России требует от крупнейших оптовиков точной «отладки» бизнес-процессов, следовательно, будет расти спрос на проджект-менеджеров, логистиков, IT-менеджеров, корпоративных финансистов, сотрудников региональных филиалов и представительств.
Кроме того, возросшая конкуренция в фармацевтике ужесточает профессиональные и психологические требования к персоналу.
Менеджеры по персоналу, вероятно, будут озабочены проблемой ротации кадров. На рынке труда может быть новый всплеск свободных (временно ненужных) специалистов («родные» крупные компании их «переросли», а более мелкие до них еще не «доросли»).
Усложнится процесс поиска нужных специалистов — ведь не так много тех, кто готов выводить бизнес на новый уровень. Следовательно, придется их переманивать и перекупать, вследствие этого будет повышаться уровень заработной платы.
ИТОГИ
Таким образом, если сравнивать тенденции на рынке труда для фармацевтики с тенденциями общероссийского рынка, то следует ожидать тех же процессов, что и в других отраслях бизнеса:
1. Повышение спроса на:
•?маркетологов, включая продакт-, бренд-менеджеров и медицинских представителей;
•?менеджеров по продажам, включая специалистов аптечных сетей и региональных менеджеров;
•?специалистов для производства;
•?логистиков;
•?финансистов.
2.? Спрос претерпит не столько структурные (наметившиеся уже в 2002 г.), сколько качественные изменения. Иными словами, нужны будут не просто логистики и финансисты, а специалисты с хорошим специальным образованием и пониманием бизнес-процессов.
3.? Повышение спроса на «уникальных» специалистов приведет к:
•?росту заработной платы;
•?усилению трудовой миграции: с одной стороны, компании уже не будут иметь возможности требовать «вот такого уникального+ обязательно москвича минимум в 3-м поколении», а с другой стороны — московские карьеристы разъедутся по регионам для приобретения этого самого «уникального» опыта;
•?увеличению количества заказов на подбор персонала, так как специалистов с помощью рекламы и Internet не найти и за полгода в своем коллективе не «вырастить».
Публикуется с разрешения кадрового агентства GRP
Обзор заработной платы специалистов, работающих на рынке ЛС и медицинской техники,
долл. США (январь-февраль 2002 г.) (составлено по материалам московских «работных» СМИ)
Вакансия |
Стартовые предложения фирм |
Корпоративные специалисты |
|
Главный бухгалтер (производство) |
500–1000 |
Главный бухгалтер (оптовая торговля) |
570–1000 |
Главный бухгалтер (розничная торговля) |
300–700 |
Бухгалтер |
250–500 |
Аудитор |
200 |
Программист, администратор базы данных |
250–1500 |
Системный администратор |
300–700 |
Оператор персонального компьютера |
170–300 |
Менеджер по логистике |
500–1400 |
Специалист по работе с таможней |
400–600 |
Менеджер по персоналу |
270–900 |
Тренинг-менеджер |
600–2000 |
Офис-менеджер |
150–400 |
Личный помощник руководителя |
300–1000 |
Маркетинг и реклама |
? |
Директор по маркетингу |
3000 |
Начальник отдела маркетинга |
800 |
Руководитель маркетинговой программы |
700–2500 |
Менеджер по маркетингу и рекламе (оптовая торговля) |
200 |
Менеджер по маркетингу |
500–800 |
Маркетолог-аналитик |
700–800 |
Ассистент отдела маркетинга |
500 |
Менеджер по рекламе |
210 |
Бренд-менеджер |
1000 |
Продакт-менеджер |
500–1500 |
Медицинский отдел |
? |
Медицинский директор |
1500 |
Специалист по регистрации лекарственных препаратов |
700 |
Клинический фармаколог |
1000 |
Специалист по формулярной системе |
600 |
Менеджер по сертификации |
300–400 |
Начальник отдела сертификации |
500 |
Отдел закупок |
? |
Менеджер по закупкам |
270–1200 |
Отдел продаж |
? |
Коммерческий директор |
900 |
Директор по продаже |
1500–3000 |
Начальник отдела продаж |
800–1500 |
Директор филиала |
1300 |
Руководитель направления |
1500 |
Менеджер по продажам в регионы |
150–1500 |
Региональный менеджер |
400–1000 |
Менеджер по работе с ключевыми клиентами |
400–1000 |
Менеджер по оптовым продажам |
200–800 |
Медицинский представитель |
200–800 |
Мерчандайзер |
400 |
Промоутер |
150–200 |
Розничные продажи |
? |
Директор аптеки |
300–600 |
Управляющий сетью аптечных киосков |
330–1000 |
Провизор аптеки |
200–500 |
Фармацевт аптеки |
130–400 |
Провизор/фармацевт аптечного пункта/киоска |
70–400 |
Врач-консультант |
150–260 |
Комплектовщик |
130–160 |
Склад |
? |
Зам. зав. аптечным складом |
270 |
Провизор |
300 |
Кладовщик |
230–350 |
Комплектовщик |
150–300 |
Сборщик |
200–230 |
Фасовщик |
150–200 |
Рабочий склада |
100–270 |
Производство лекарственных средств |
? |
Технолог |
350 |
Зам. директора по контролю качества |
700 |
Медицинская техника |
? |
Менеджер по продаже лабораторного оборудования, хим. реактивов |
200–1500 |
Менеджер по продаже медицинского оборудования |
300–1000 |
Сервис-инженер |
200–1000 |
Примечание. Данные по заработной плате обобщены по должностям и варьируются в зависимости от степени соответствия квалификационным требованиям. Стартовые предложения фирм по заработной плате – это зарплата специалиста на испытательный срок без учета бонусов, дополнительных льгот и компенсаций.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим