ГЛАВА 4. КАК СДЕЛАТЬ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛЕКАРСТВ ЭФФЕКТИВНЫМ? (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
4.6. СОЗДАТЬ ПРИЕМЛЕМУЮ ОРГАНИЗАЦИОННУЮ СТРУКТУРУ
Почти во всех странах ответственность за регулирование лекарств (РЛ) несет правительство. Однако в зависимости от национальных особенностей правительства могут делегировать выполнение некоторых регуляторных функций, например, организациям потребителей, экспертным группам специалистов, профессиональным или промышленным ассоциациям.
Распределение обязанностей по РЛ внутри правительства может быть различным и зависит от национальной специфики (некоторые примеры представлены в блоке).
|
Как следует из приведенных примеров, единой стандартной схемы организации РЛ не существует. Разрабатывая систему РЛ, следует рассмотреть все возможные варианты и выбрать наиболее приемлемую структуру. Такая структура должна обеспечивать:
•?независимость в принятии решений;
•?финансовую и административную самостоятельность (в том числе при формировании штата);
•?подотчетность высшему правительственному органу в сфере здравоохранения и прозрачность деятельности.
Если фармацевтические производственные предприятия и экспортно-импортные компании находятся в государственной собственности, то администрация таких предприятий не должна принимать участия в РЛ во избежание конфликта интересов.
![]() |
Если в РЛ вовлечены несколько агентств (ведомств, департаментов), то должны быть приняты все необходимые меры для того, чтобы надлежащим образом распределить между этими органами ответственность, обязанности, функции и полномочия. Это должно быть сделано в соответствии с законодательством о ЛС или согласно мандатам, в которых необходимо четко определить взаимосвязь между различными органами. Кроме того, следует на ранних этапах тщательно скоординировать взаимосвязанные виды деятельности и задействовать персонал одного уровня квалификации. Работу необходимо распределять таким образом, чтобы не загружать чрезмерно контролирующий орган. Функции, требующие централизации, должны выполняться центральным органом, в то же время между разными уровнями управления должна действовать система отчетности. Чтобы объективно оценивать эффективность РЛ и своевременно устранять недостатки, необходимо «встроить» в схему РЛ системы мониторинга, оценки и отчетности.
Общественные организации, участвующие в процессе РЛ и не относящиеся к сегменту государственного регулирования (например, союзы потребителей, профессиональные и промышленные ассоциации), также должны осуществлять свою деятельность в соответствии с мандатами или принятыми уставами в рамках действующего законодательства о ЛС. Следует четко определить их роль, обязанности и полномочия в отношении РЛ.
4.7. ПРИВЛЕЧЬ АДЕКВАТНЫЕ КАДРОВЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ
Государство, если оно стремится обеспечить эффективное РЛ, должно нанимать на работу лиц, имеющих специальные знания и высокую квалификацию. Это должны быть люди с безупречной репутацией, труд которых необходимо хорошо оплачивать, так как в процесс РЛ могут быть вовлечены лица, преследующие собственные коммерческие интересы, и они могут оказывать на сотрудников органов по РЛ давление, чтобы способствовать принятию выгодных для них решений.
Для обеспечения эффективного РЛ очень важным является адекватное финансирование, поскольку:
•?оплата труда, соизмеримая с заработной платой работающих в частных структурах, позволяет привлекать сотрудников, имеющих соответствующие образование и опыт;
•?для надлежащего осуществления РЛ необходимы технические средства и развитая инфраструктура.
Для обеспечения непрерывности регуляторного процесса необходимо наладить регулярное и бесперебойное поступление финансовых средств.
В разных странах используют разные механизмы финансирования. Например, в Зимбабве источником финансирования уполномоченного органа по контролю ЛС являются: финансовые сборы, взимаемые согласно принятым в стране нормам РЛ; средства, выделяемые парламентом; денежные средства и активы уполномоченного органа (The Medicines and Allied Substances Control Act, Chapter 15:03, August 1997. Zimbabwe).
Источниками финансирования Управления по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами (Food and Drug Administration — FDA) США являются как финансовые сборы с объектов регулирования, так и правительственные ассигнования. Так, одобренный Конгрессом США бюджет FDA на 1999 г. составил 1 012 729 000 долл. США, из которых 141 230 000 долл. были получены за счет выплат пользователей, в том числе финансовых сборов с потребителей ЛС (FDA salaries and expenses. Scrip, 1998, 2348:15).
В Уганде принятым в 1993 г. Уставом национальной лекарственной политики и уполномоченного органа определены следующие источники финансирования (The National Drug Policy and Authority Statute, 1993. Uganda):
•?правительственные гранты;
•?гранты и ссуды, предоставляемые организациями, ведомствами или частными лицами;
•?денежные средства (сборы), получаемые уполномоченным органом в уплату за выполнение его функций;
•?процентные доходы и сбережения, сделанные уполномоченным органом;
•?денежные средства из других источников, привлекаемые с согласия Министерства здравоохранения и охраны детства.
В некоторых странах — членах ВОЗ (Барбадос, Колумбия, Индонезия) органы по РЛ не взимают сборов и полностью зависят от государственного финансирования, которое, в свою очередь, зависит от материальных ресурсов страны и от приоритетов, установленных правительством в отношении РЛ.
Суммы финансовых сборов, взимаемых при регистрации ЛС в развитых странах, весьма значительны. Кроме того, регуляторные органы имеют право контролировать и использовать фондовые средства для финансирования собственной деятельности. Что же касается развивающихся стран, то сумма финансовых сборов невелика, к тому же вырученные таким образом финансовые средства поступают в государственную казну, что крайне затрудняет финансирование РЛ (некоторые особенности порядка взимания финансовых сборов при регистрации ЛС в развитых и развивающихся странах приведены в табл. 1, 2).
Таблица 1
Размеры финансовых сборов, взимаемых при регистрации препаратов в ряде развитых стран (долл. США)
Вид услуги/сбора |
Австралия |
Канада |
ЕС (ЕМЕА) |
Новая Зеландия |
Норвегия |
Новые химические соединения |
500 |
92 000 |
170 000 |
8000 |
5300 |
Препараты-генерики/ОТС-препараты |
? |
? |
? |
40 000 |
5300 |
Внесение изменений в лицензию |
? |
? |
50 000 |
2002 |
? |
Возобновление лицензии/5 лет |
? |
? |
12 000 |
? |
? |
Годовой взнос |
3004 |
? |
? |
Нет |
0,5% общего объема продаж ЛС в оптовых ценах |
Контроль и использование сборов органом по РЛ |
Да |
Да |
Да |
Да |
Нет |
1 В зависимости от количества страниц регистрационного досье; 2 Незначительные изменения; 3 Значительные изменения; 4 ОТС-препараты; 5 Новые химические субстанции.
Таблица 2
Размер финансовых сборов, взимаемых при регистрации препаратов в ряде развивающихся стран (долл. США)
Вид услуги/сбора |
Колумбия |
Кения |
Малайзия |
Мьянма |
Филиппины |
Сингапур |
Таиланд |
Регистрация |
Б/п |
5001 10002 |
62 |
300 |
1203 |
2106 |
40 |
Внесение изменений в лицензию |
Б/п |
Нет |
62 |
100 |
Нет |
? |
Нет |
Годовой взнос |
Б/п |
Нет |
62 |
? |
? |
? |
Нет |
Возобновление лицензии |
Б/п |
500 |
? |
200 |
58 |
? |
? |
Контроль и использование сборов органом по РЛ |
? |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
1 Препараты отечественного производства; 2 Препараты зарубежного производства; 3 Новые химические соединения; 4 Препараты-генерики (не бренды); 5 Препараты-генерики (бренды); 6 Регистрация сроком на 3 года.
Накопленный опыт убедительно свидетельствует о том, что для обеспечения эффективного РЛ одних правительственных ресурсов недостаточно. Поэтому для улучшения функционирования регуляторных систем развивающимся странам нужно пересмотреть национальное законодательство о ЛС и внедрить систему финансовых сборов за предоставление услуг уполномоченными органами по РЛ, как это практикуется в развитых странах. Правда, учреждение системы финансовых сборов может подталкивать органы по РЛ, особенно если они полностью зависимы от этого источника финансирования, к ослаблению регуляторного влияния из корыстных побуждений, однако это не лучший способ достижения соответствия регуляторным требованиям. Незначительный размер сборов или их отсутствие могут способствовать увеличению количества подаваемых заявлений о регистрации препаратов с низкой терапевтической ценностью или ее отсутствием. Внедряя систему финансовых сборов, необходимо принимать во внимание такие соображения:
•?следует избегать полной зависимости органа по РЛ от финансовых сборов, для этого разработать такой механизм, при котором основным источником финансирования являются государственные ассигнования, а часть необходимых средств привлекается путем финансовых сборов;
•?финансовые сборы должны способствовать увеличению доходов органа по РЛ (чтобы он мог эффективнее осуществлять свою деятельность) и препятствовать попыткам предприятий «атаковать» регуляторную систему заявлениями о регистрации препаратов, которые не соответствуют установленным требованиям;
•?система финансовых сборов должна охватывать все виды услуг органа по РЛ: лицензирование помещений, персонала, деятельности; регистрацию ЛС; инспектирование; контроль качества ЛС; контроль клинических испытаний;
•?следует на законодательном уровне определить порядок взимания финансовых сборов и предоставить органам по РЛ право распоряжаться собранными средствами;
•?необходимо разработать механизм сокращения или отмены сборов в отношении крайне необходимых или жизнеспасающих ЛС (рыночный спрос на которые ограничен) в целях обеспечения надлежащего уровня их доступности. Такие положения могут потребоваться и в отношении ЛС местного производства, препаратов-генериков и т.д., в зависимости от целей и задач национальной лекарственной политики.
Кроме того, правительству следует разработать механизмы для развития человеческих ресурсов — это еще один важный инструмент для обеспечения надежного, квалифицированного и хорошо обученного кадрового состава. Следует создать систему и инфраструктуру для обновления знаний и навыков персонала регуляторных органов либо внутри страны (что проще), либо направляя сотрудников в зарубежные центры повышения квалификации или учебные заведения.
4.8. МИНИМИЗИРОВАТЬ КОРРУПЦИЮ И СТОЛКНОВЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ
Часто столкновение интересов общественного и частного секторов ведет к коррупции, что вовсе не является специфической особенностью РЛ (World Bank. World development report 1997. The state in a changing world. New York, Oxford University Press, 1997). Другими словами, коррупцию невозможно преодолеть «изолированно» от связанных с ней проблем.
Согласно результатам исследования, в котором была проанализирована деятельность органов, регулирующих бизнес-деятельность в Австралии (Grabosky P., Braithwaite J. Of manners gentle. Enforcement strategies of Australian business regulatory agencies. Melbourne, Oxford University Press, 1992), коррупция чаще всего имеет место, когда:
•?регуляторный орган контролирует деятельность ограниченного числа компаний-клиентов;
•?регуляторный орган контролирует деятельность компаний одной отрасли;
•?одни и те же инспектора находятся в контакте с одними и теми же компаниями-клиентами;
•?инспектора являются «выходцами» из той отрасли, предприятия которой они инспектируют.
Кроме того, коррупция более характерна для тех регуляторных органов, которые вступают в тесные деловые контакты с предприятиями. Ее возникновения можно с большей вероятностью ожидать в тех органах, которые регулярно применяют санкции в отношении предприятий (например, если силовая структура часто применяет санкции в отношении компаний или отдельных лиц, то ее представителям обязательно будут предлагать взятки, чтобы избежать этих наказаний).
Другие факторы, способствующие взяточничеству:
•?широта полномочий;
•?недостаточная степень отчетности должностных лиц или ее отстутствие;
•?нечеткая формулировка положений государственной политики, которые можно по-разному трактовать, — повод для бюрократических проволочек или даже взяточничества в тех случаях, когда эти положения могут быть истолкованы в интересах предприятия;
•?отсутствие в структуре государственной власти системы, например апелляционного суда или трибунала (для оспаривания решений, принятых регулярными органами), которая препятствует коррупции, обеспечивает контроль и служит противовесом;
•?низкая оплата труда государственных служащих по сравнению с оплатой в частном секторе.
Для борьбы с коррупцией не существует простых решений, способы ее преодоления в разных странах различны и зависят от политических и социально-экономических условий. По мнению авторов рассматриваемого исследования, одним из средств противодействия росту коррупции является политика трипартизма, когда соответствующие организации, отстаивающие общественные интересы, становятся полноправным третьим участником в регуляторной «игре». Естественно, такой подход предполагает наличие в стране демократической политической системы.
Существует еще ряд подходов к минимизации коррупции в РЛ, а именно:
•?разработка соответствующего гражданского кодекса осуществления и культуры РЛ;
•?создание действующего в строгом соответствии с установленными нормами управленческого аппарата, в котором система оплаты труда способствует честному выполнению чиновниками своих обязанностей;
•?создание систем найма и продвижения сотрудников по службе в зависимости от их деловых качеств;
•?сужение регуляторных властных полномочий;
•?усиление ответственности путем создания механизмов контроля и наказаний;
•?создание механизмов, с помощью которых граждане и группы потребителей могут предъявлять официальные жалобы, тем самым участвуя в борьбе с коррупцией;
•?обеспечение прозрачности установленных норм и принимаемых решений;
•?привлечение к ответственности за взяточничество;
•?ротация должностных лиц или объединение их в команды в целях снижения частоты контактов между одними и теми же представителями регулирующих органов и субъектами регулирования.
В некоторых развивающихся странах коррупция возможна в случае, когда регулирующим должностным лицам или инспекторам, получающим зарплату от государства, в целях дополнительного заработка разрешается осуществлять коммерческую деятельность, например иметь собственную аптеку, занимать руководящую должность в частной аптеке или компании. Естественно, такие ситуации приводят к конфликту интересов и коррупции. Странам, использующим такую схему, следут рассмотреть другие возможности для повышения уровня доходов чиновников. Одним из способов является взимание финансовых сборов за предоставление регуляторных услуг и использование вырученных средств для увеличения заработной платы сотрудников.
Окончание в следующем номере «Еженедельника АПТЕКА»
* Продолжение. Начало см. «Еженедельник АПТЕКА», № 14 (385) от 14 апреля, № 16–17 (387–388) от 29 апреля, № 18 (389) от 12 мая, № 19 (390) от 19 мая 2003 г.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим