«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»
Наметившееся в минувшем году замедление динамики рынка аптечных продаж отмечают и в текущем году. Невзирая на то что в денежном выражении в анализируемый период темпы прироста аптечного рынка продолжают исчисляться двузначными цифрами — +13% по сравнению с I кв. 2011 г., в натуральном выражении динамика практически отсутствует — объем продаж незначительно снизился на 0,3% (рис. 1).

В абсолютных величинах по итогам I кв. 2012 г. общий объем украинского розничного рынка всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 7,5 млрд грн. за 465 млн упаковок. В долларовом эквиваленте этот показатель увеличился на 12,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и достиг 943 млн дол. США.
В анализируемый период почти для всех категорий товаров «аптечной корзины» отмечается схожая динамика — +11–13% в денежном и -3—+1% в натуральном выражении по сравнению с I кв. 2011 г., за исключением сегмента диетических добавок, где зафиксированы опережающие темпы прироста объема аптечных продаж — 23% в денежном и 11% в натуральном выражении. На фоне практически синхронного развития всех сегментов аптечного рынка структура продаж в I кв. 2012 г. осталась практически неизменной по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Так, львиную долю розничной реализации составляют лекарственные средства — 85% в денежном и 66% в натуральном выражении, доля изделий медицинского назначения (ИМН) — 8 и 29% соответственно, а удельный вес парафармацевтической продукции (косметики и диетических добавок) по-прежнему остается невелик — соответственно 7 и 5% (рис. 2).

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» во всех сегментах повышается равномерно — на 10—16% по сравнению с I кв. 2011 г. (рис. 3). При этом максимальный прирост отмечен в наиболее дешевом сегменте — ИМН.

В структуре аптечных продаж во всех сегментах в денежном выражении отмечено превалирование продукции зарубежного производства — более 70%, лишь в сегменте диетических добавок этот показатель несколько ниже — 56%, так как значительная часть продукции здесь представлена украинскими производителями (рис. 4). В натуральном выражении структура продаж представлена в зеркальном отражении — доминируют украинские производители, за исключением сегмента ИМН, где их доля составила 42%.

В анализируемый период для большинства категорий товаров «аптечной корзины», за исключением косметики, темпы прироста аптечных продаж продукции отечественного производства опережают таковые для зарубежного (см. рис. 4). В натуральных величинах та же картина характерна для сегментов ИМН и косметики, для лекарственных средств и диетических добавок отмечена противоположная тенденция — опережающую динамику демонстрируют товары зарубежного производства.
Рынок ЛЕКАРСТВЕННЫх СРЕДСТВ
Сегмент лекарственных средств как самой востребованной категории среди товаров «аптечной корзины» заслуживает традиционно детального анализа динамики развития и ее элементов в лице отдельных игроков рынка. В середине минувшего года на рынке лекарственных средств отмечено замедление помесячной динамики аптечных продаж этой категории товаров, причем в текущем году темпы прироста этого рынка сохранились практически на том же уровне, что и во II полугодии (рис. 5).

Общий объем розничного рынка лекарственных средств по итогам I кв. 2012 г. достиг 6,4 млрд грн. за 306 млн упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 12,6% в денежном и 0,4% в натуральном выражении (рис. 6). Что же движет рынком в денежном выражении при стабильном объеме реализации в упаковках?

Основными драйверами роста выступают инфляционные процессы и перераспределение потребления с дешевых на более дорогостоящие препараты, в частности, инфляционный индекс в анализируемый период составил +5%, а индекс замещения — +6% (рис. 7). Незначительный вклад в прирост рынка в денежном выражении обеспечивается также инновационным индексом — +1,8%, который показывает обновление рынка путем появления новых и ухода старых препаратов. Индекс эластичности спроса в относительно стабильной макроэкономической ситуации в нашей стране, в частности, благодаря отсутствию резких скачков курсов иностранных валют по отношению к национальной, приближен к нулю (-0,3%), что свидетельствует о минимальной чувствительности потребителей к незначительному изменению цен на лекарственные средства.

Как уже было отмечено, на аптечном рынке лекарственных средств наметилось перераспределение структуры потребления с дешевых на более дорогостоящие препараты, что обусловлено опережающими темпами прироста объема розничной реализации препаратов высокостоимостной ценовой ниши на фоне значительно замедлившейся динамики в остальных сегментах (рис. 8). Так, в анализируемый период по объему реализованных упаковок отмечена отрицательная динамика в сегменте низкостоимостных препаратов, существенная часть которых представлена украинскими производителями.

В рамках топ-5 групп АТС-классификации 1-го уровня максимальные темпы прироста аптечных продаж в I кв. 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года отмечены для препаратов группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» — +19% (рис. 9). В это же время для таких востребованных в сезон простудных заболеваний, который зачастую приходится на март, препаратов, как R «Средства, действующие на респираторную систему» и J «Противомикробные средства для системного применения», отмечена замедленная динамика, что обусловлено как отсутствием эпидемической ситуации в этом году, так и значительным всплеском их продаж в I кв. прошлого года.

Среди менее продаваемых групп темпы прироста на уровне 19% и более в этот период продемонстрировали препараты групп D «Дерматологические средства», B «Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз» и S «Средства, действующие на органы чувств».
Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении в анализируемый период традиционно возглавил АКТОВЕГИН (табл. 1). В рамках топ-20 брэндов лекарственных средств в I кв. 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. значительно улучшил свои позиции (более чем на 30 пунктов) препарат — ЦИТРАМОН (анальгетик).
Таблица 1 | Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I кв. 2012 г. с указанием их позиций в аналогичном рейтинге по итогам I кв. 2010–2011 гг. |
2012 | 2011 | 2010 | |
---|---|---|---|
АКТОВЕГИН | 1 | 1 | 1 |
КОДТЕРПИН | 2 | 16 | 29 |
ЭССЕНЦИАЛЕ | 3 | 2 | 2 |
КАРДИОМАГНИЛ | 4 | 3 | 21 |
НО-ШПА | 5 | 6 | 4 |
НАТРИЯ ХЛОРИД | 6 | 10 | 5 |
МИЛДРОНАТ | 7 | 4 | 3 |
ПРЕДУКТАЛ | 8 | 11 | 6 |
АМИЗОН | 9 | 5 | 7 |
ТИОТРИАЗОЛИН | 10 | 21 | 15 |
ВИТРУМ | 11 | 12 | 12 |
ЦЕРАКСОН | 12 | 20 | 18 |
КАНЕФРОН | 13 | 17 | 13 |
АУГМЕНТИН | 14 | 8 | 11 |
ФАРМАЦИТРОН | 15 | 15 | 31 |
ЦИТРАМОН | 16 | 51 | 45 |
ТРАУМЕЛЬ С | 17 | 22 | 26 |
ЛАЗОЛВАН | 18 | 9 | 9 |
АНАФЕРОН | 19 | 18 | 25 |
АРБИДОЛ | 20 | 7 | 63 |
Первая пятерка лидеров среди маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении во главе с компанией «Фармак» в I кв. 2012 г. осталась неизменной по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (табл. 2). За пределами этой топ-5 компаний произошли некоторые перестановки, в частности, значительно улучшили свои позиции в рейтинге компании с максимальным индексом эволюции (Ei; табл. 3).
Таблица 2 | Рейтинг маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам I кв. 2012 г. с указанием их позиций в аналогичном рейтинге по итогам I кв. 2010–2011 гг. |
Маркетирующая организация | 2012 | 2011 | 2010 |
---|---|---|---|
Фармак (Украина) | 1 | 1 | 2 |
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | 2 | 2 | 1 |
Sanofi (Франция) | 3 | 3 | 3 |
Takeda (Япония)** | 4 | 4 | 5 |
Teva (Израиль) | 5 | 5 | 4 |
Дарница (Украина) | 6 | 7 | 6 |
Артериум Корпорация (Украина) | 7 | 6 | 7 |
Servier (Франция) | 8 | 10 | 10 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 9 | 12 | 12 |
Здоровье Группа компаний (Украина) | 10 | 9 | 11 |
KRKA (Словения) | 11 | 8 | 8 |
Sandoz (Швейцария) | 12 | 11 | 9 |
ИнтерХим (Украина) | 13 | 24 | 28 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 14 | 14 | 14 |
Heel (Германия) | 15 | 13 | 15 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) | 16 | 16 | 13 |
Actavis Group (Исландия) | 17 | 15 | 21 |
Дельта Медикел (Украина) | 18 | 17 | 23 |
Abbott Products GmbH (Германия) | 19 | 22 | 19 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 20 | 20 | 22 |
Bayer Consumer Care (Швейцария) | 21 | 18 | 16 |
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) | 22 | 23 | 20 |
ПРО-фарма (Украина) | 23 | 27 | 26 |
Boehringer Ingelheim (Германия) | 24 | 21 | 17 |
Юрия-Фарм (Украина) | 25 | 33 | 38 |
Alpen Pharma (Швейцария) | 26 | 26 | 36 |
Bionorica (Германия) | 27 | 25 | 24 |
Omega Pharma Group (Бельгия) | 28 | 19 | 18 |
Novartis Consumer Health (Швейцария) | 29 | 29 | 31 |
Zentiva (Чешская Республика) | 30 | 30 | 25 |
Таблица 3 | Топ-10 маркетирующих организаций по Evolution Index (нормированный к 100) по итогам I кв. 2012 г. в рамках топ-30 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в I кв. 2012 г. |
Маркетирующая организация | Ei |
---|---|
ИнтерХим (Украина) | 156 |
Юрия-Фарм (Украина) | 122 |
ПРО-фарма (Украина) | 117 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 114 |
Abbott Products GmbH (Германия) | 111 |
Фармак (Украина) | 110 |
Дарница (Украина) | 109 |
Takeda (Япония)** | 107 |
Teva (Израиль) | 106 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 105 |
ДИСТРИБЬЮЦИЯ
Общий объем поставок дистрибьюторов лекарственных средств в аптечные учреждения по итогам I кв. 2012 г. составил 5,1 млрд грн. в оптовых ценах за 300 млн упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 10,8% в денежном и 0,5% в натуральном выражении.
Гвардию дистрибьюторов стабильно возглавляет компания «БаДМ» (табл. 4). Тройку лидеров в анализируемый период замыкают «Альба Украина» и «Оптима-Фарм». Отметим также, что в исследуемый период в топ-10 дистрибьюторов дебютировала компания «Фармпланета».
Таблица 4 | Рейтинг дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам I кв. 2012 г. с указанием их позиций в аналогичном рейтинге по итогам I кв. 2010–2011 гг. |
Дистрибьюторы | 2012 | 2011 | 2010 |
---|---|---|---|
БаДМ (Днепропетровск) | 1 | 1 | 1 |
Альба Украина (Борисполь) | 2 | 3 | 4 |
Оптима-Фарм (Киев) | 3 | 2 | 2 |
Фра-М (Донецк) | 4 | 5 | 5 |
Вента (Днепропетровск) | 5 | 4 | 6 |
Фито-Лек (Харьков) | 6 | 6 | 9 |
Фармпланета (Киев) | 7 | — | — |
Фармако (Киев) | 8 | 11 | 15 |
Центр медицинский Медцентр М.Т.К. (Киев) |
9 | 15 | 16 |
Каскад-Медикал (Киев) | 10 | 9 | 8 |
Анализ индивидуального развития дистрибьюторов показал, что удельный вес лидера «БаДМ» в течение последних 8 мес относительно стабилен, а для компаний «Альба Украина» и «Оптима-Фарм» этот показатель изменяется в незначительном диапазоне с переменным успехом. Для остальных игроков этого сегмента в течение последних месяцев значительных изменений в динамике доли в рынке не отмечено (рис. 10).

При этом динамика развития игроков этого сегмента рынка лекарственных средств весьма неоднородна — в рамках топ-10 дистрибьюторов темпы прироста объема продаж колеблются в широком диапазоне — от значительной убыли до стремительного прироста. Среди компаний первой десятки, продемонстрировавших темпы прироста поставок лекарственных средств в денежном выражении свыше 25%, можно отметить «Альба Украина», «Фра-М», «Вента», «Центр медицинский Медцентр М.Т.К.».
На фоне опережающих среднерыночные темпов прироста поставок некоторых крупнейших дистрибьюторов в анализируемый период укрепилась тенденция к усилению процессов консолидации в этом сегменте рынка лекарственных средств. Так, по итогам I кв. 2012 г. суммарная доля топ-10 дистрибьюторов в общем объеме поставок лекарственных средств в аптечные учреждения достигла 89%, годом ранее этот показатель был на уровне 93%.
ИТОГИ
По итогам I кв. 2012 г. общий объем украинского розничного рынка всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 7,5 млрд грн. за 465 млн упаковок. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года сохранились двузначные темпы прироста на уровне 13% в денежном выражении, в то время как в натуральном выражении объем розничной реализации фармпродукции остается практически неизменным (-0,3%). В предыдущие годы динамика развития отдельных сегментов фармрынка значительно варьировала, а в анализируемый период практически для всех категорий товаров «аптечной корзины» отмечают схожие темпы прироста продаж, за исключением сегмента диетических добавок, где зафиксированы опережающие темпы прироста реализации.
В сегменте лекарственных средств динамика аптечных продаж практически сохранилась на уровне последнего квартала предыдущего года — +13% в денежном и +0,4% в натуральном выражении. Основу прироста розничной реализации лекарственных средств в денежном выражении в этот период составляют инфляция и перераспределение структуры потребления с дешевых на более дорогостоящие препараты. Эластичность спроса в анализируемый период приближена к нулю, что свидетельствует о минимальном влиянии текущего изменения цен на препараты на спрос.
В рамках топ-5 групп АТС-классификации в анализируемый период опережающие темпы прироста объема аптечных продаж в денежном выражении продемонстрировали препараты группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» — +19% по сравнению с I кв. 2011 г.
В сегменте дистрибьюции в текущем году продолжились процессы укрупнения рынка. Так, по итогам I кв. 2012 г. суммарный удельный вес топ-10 дистрибьюторов в общем объеме поставок лекарственных средств в аптечные учреждения увеличился с 89 до 93% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Итак, как показал анализ развития аптечного рынка Украины, в I кв. текущего года в условиях относительно стабильной макроэкономической ситуации в стране динамика его развития довольно устойчива. А как известно, стабильность — признак мастерства.
**Начиная с текущего номера и в последующих аналитических отчетах компания «Nycomed» (Норвегия) будет представлена под названием «Takeda» (Япония).
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим