|
По словам А.-М. Заугг, в течение первых двух кварталов 2003 г. продолжалось снижение темпов роста объемов мировых продаж лекарственных средств, особенно в США. За 12 мес (по июнь 2003 г.) мировой фармацевтический рынок вырос на 7,6% (на протяжении 1998–2002 гг. показатель среднегодового темпа роста составлял 10,1%). В настоящее время темпы роста 10 ведущих мировых рынков, выраженные в показателе МАТ (скользящая годовая сумма — объем продаж за 12 мес), составляет 8% по сравнению со среднегодовым темпом роста порядка 10,9% в течение последних нескольких лет (некоторые из представленных докладчицей данных приведены в табл. 1).
Таблица 1
Динамика продаж на мировом фармрынке за 12 мес, по июнь 2003 г.1
Регион/страна |
Объем продаж |
Динамика, % |
||
млрд дол. |
Доля рынка, % |
2003 г. |
Среднегодовой темп роста (CAGR) в 1998-2002 гг. |
|
Латинская Америка |
16,1 |
3,7 |
– 9,3 |
– 0,9 |
Азия, Африка и Австралия |
34,3 |
7,9 |
+ 11,0 |
+10,3 |
Япония |
49,6 |
11,4 |
+ 1,6 |
+ 4,3 |
Европа |
116,9 |
27,0 |
+ 7,6 |
+ 9,0 |
Северная Америка |
216,6 |
50,0 |
+ 10,1 |
+ 14,5 |
Весь мир |
433,5 |
– |
+ 7,6 |
+ 10,1 |
10 ключевых рынков |
362,8 |
84,0 |
+ 8,0 |
+ 10,9 |
1 По данным IMS Health. Продажи представлены с учетом стабильного обменного курса доллара США в ценах производителя.
![]() |
Рост объема фармацевтического рынка США замедлился по сравнению с прошлым годом и составил около 10%: снижение темпов роста в немалой степени обусловила задержка выхода на рынок как минимум пяти инновационных препаратов — потенциальных блокбастеров. Кроме того, в США отмечалась тенденция к повышению стоимости лекарственных средств для потребителей вследствие использования многоступенчатых схем участия пациентов в оплате медикаментозного лечения, при отсутствии преимуществ, которые создает введение льгот на приобретение лекарств для лиц пожилого возраста в рамках деятельности системы «Medicare» (законы об этих льготах все еще не приняты).
Кроме того, фармацевтический рынок США по-прежнему ощущает на себе последствия дискуссий, в ходе которых высказывались опасения о риске применения заместительной гормональной терапии. Невысокий уровень заболеваемости гриппом также повлиял на объем продаж.
Изменение темпов роста фармацевтического рынка США иллюстрирует динамика роста продаж на нем трех лидирующих препаратов — гиполипидемического средства Липитор (аторвастатин) компании «Пфайзер», гиполипидемического средства Зокор (симвастатин) компании «Мерк Шарп энд Доум» и специфического ингибитора протонного насоса Превацид (лансопразол) компании «ТАР»: рост объемов продаж двух из указанных препаратов замедлился по сравнению с 2002 г. (табл. 2).
Таблица 2
Показатели продаж в США трех лидирующих препаратов 2
Препарат |
За 12 мес, по июнь 2003 г., млрд дол. США |
Динамика, % |
2002 г. |
Динамика по сравнению с 2001 г., % |
Липитор |
6,5 |
+12,6 |
6,1 |
+ 18,6 |
Зокор |
4,23 |
+7,4 |
4,17 |
+15,5 |
Превацид |
3,8 |
+9,0 |
3,7 |
+ 4,9 |
2 По данным IMS National Sales Perspectives 2003.
А.-М. Заугг отметила своим вниманием противоязвенное средство, специфический ингибитор протонного насоса второго поколения, Нексиум (эзомепразол) компании «АстраЗенека», недавно вошедший в «десятку» препаратов, лидирующих по объемам продаж на рынке США, сумма которых за 12 мес, по июнь 2003 г., составила 2,56 млрд дол. США. Среди прочих тенденций развития мирового фармацевтического рынка А.-М. Заугг отметила следующие:
· Несмотря на неутихающие дискуссии относительно сдерживания цен, сегодня на мировом фармацевтическом рынке представлены 60 препаратов, годовой объем продаж которых превышает 1 млрд дол. США, причем объемы продаж 41 из них только на рынке США превышают указанную сумму.
· Слияние компаний «Пфайзер» (США) и «Фармация» (США) оказало существенное влияние на динамику развития мирового фармацевтического рынка, поскольку доля мирового рынка, принадлежащая новообразованной компании «Пфайзер», составила 10% по сравнению с 6,8%, принадлежащей ближайшему конкуренту — компании «ГлаксоСмитКляйн» (Великобритания). Однако мировой фармацевтический рынок по-прежнему фрагментирован, поскольку доля 10 ведущих компаний все еще не составляет 50% мирового рынка.
· К 2006 г. возникнет проблема конкуренции препаратов, производимых 20 ведущими компаниями, общий объем продаж которых составляет около 50 млрд дол. США, и генерических препаратов.
· В связи с расширением Европейского Союза и открытием его границ для новых стран ожидается рост объемов параллельного импорта. Торговые организации к этому готовы, а правительства стран — членов ЕС видят в такой форме импорта основной рычаг для сдерживания цен. В США проблема реэкспорта стоит необычайно остро, в частности по причине торговли через интернет.
По материалам журнала «Scrip», www.bearstearns.com
* «Bear Stearns» (США) — одна из ведущих мировых инвестиционных компаний, созданная в 1923 г. Основные виды деятельности: операции на мировых фондовых рынках, управление капиталами, международные клиринговые операции. Рыночная капитализация в 2002 г. — 6,2658 млрд дол. США. В рейтинге «The Wall Street Journal» 500 крупнейших компаний США в 2001 г. занимала «Bear Stearns» 375-ю позицию, в 2002 г. переместилась на 343-ю.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим