Тихо село вимирає,
Ні, не кричить, не кляне.
Тихо, як вечір згасає,
І непомітно помре. (Генріх Акулов)

Общий социально-экономической упадок села наиболее ощутимо проявился в динамике и структуре демографических процессов. Негативные тенденции приобрели особенный размах с 1979 г., когда в сельской местности началась депопуляция. В 1979–2006 гг. общая численность сельского населения Украины сократилась с 19,2 млн до 14,9 млн человек, сельская местность потеряла 4,4 млн человек, в том числе в период 1991–2006 гг. — около 2 млн. При этом численность городского населения в 1979–1990 гг. увеличилась почти на 4,6 млн, а за 1991–2006 гг. — уменьшилась на 3,3 млн человек.
По состоянию на 01.05.2012 г. общая численность населения Украины составила 45,6 млн, в том числе 31,3 млн городского и 14,2 млн сельского населения. Так, в сельской местности проживает почти треть населения Украины (31%), при этом здесь сосредоточено 26% аптечных учреждений, которые аккумулируют лишь 10% общеукраинского объема розничных продаж (рис. 1).

Половозрастная структура населения представляет собой обобщенное отображение демографических процессов, таких как рождаемость, смертность и миграция. Ключевой особенностью всех типов населенных пунктов является старение его населения на фоне снижения рождаемости и увеличения продолжительности жизни. В структуре сельского населения доля людей в возрасте старше 55 лет составляла 29,4%, а городского — 26,4% (по состоянию на 1 января 2010 г.). Таким образом, в сельской местности преобладает население старшего возраста по сравнению с городами, следовательно, можно предположить, что потребление товаров «аптечной корзины» в первом случае должно быть выше, чем во втором. Тем не менее, цифры говорят об ином — в сельской местности месячные расходы на фармацевтическую продукцию в 3,5 раза ниже, чем в городах и в 6 раз (!) ниже, чем в квазимиллионниках* (рис. 2). В данной ситуации свою роль сыграло как финансовое положение населения, так и физическая доступность фармацевтической продукции в сельской местности. Так, доля населения со среднедушевыми денежными доходами в месяц ниже прожиточного минимума в городской местности составила 25%, а в сельской — 48% (по итогам 9 мес 2010 г.). Более того, если в целом по Украине на 1 аптечное учреждение в среднем приходится 2354 человек, то в сельской местности этот показатель значительно выше — 2880 (рис. 3).


Структура аптечных учреждений в сельской местности и городах схожа, но существенно отличается от крупнейших городов — квазимиллионников, где в большей степени доминируют аптеки (рис. 4). Что касается инфраструктуры системы здравоохранения, то также следует отметить значительное сокращение количества врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений в Украине — лишь в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом их число сократилось с 9 до 8,2 тыс. Даже с учетом сокращения общего количества населения в нашей стране такая динамика количества врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений крайне негативно отразилась на нагрузке оставшихся учреждений — если в 2010 г. количество больничных коек из расчета на 10 тыс. человек составляло 94, то в 2011 г. этот показатель достиг 90,6.

Критически низкий уровень потребления фармацевтической продукции в сельской местности вызывает серьезные опасения. Государство предпринимает определенные шаги в направлении улучшения лекарственного обеспечения сельского населения, в частности, принятие новых Лицензионных условий предусматривало упрощение требований к аптечным учреждениям в сельской местности. Об эффективности данных мер пока судить рано. К оценке результатов этих инициатив мы вернемся полгода спустя…
Кроме того, в настоящее время обсуждается возможность возвращения к практике доставки лекарственных средств почтой. Напомним, что сегодня в нашей стране почтовая доставка лекарственных средств запрещена. Возможно, либерализация дистанционных форм торговли лекарственными средствами позволит улучшить лекарственное обеспечение сельской местности.
Тимур Барсоцкий, генеральный директор ООО «Украинский медицинский союз»:
— Проблемы фармацевтического рынка в последнее время находятся в сфере повышенного внимания государства и общественности. К сожалению, сегодня сложилась практика, когда участие в общественном обсуждении того или иного законодательного акта относительно фармацевтической деятельности принимают только представители бизнеса и органов власти, вследствие чего тщательно рассматриваются квадратные метры разрешенной площади аптеки, расстояние между аптечными учреждениями, форма вывески и много других вопросов, которые в действительности не важны для потребителей.
На мой взгляд, для потребителя главное — физическая доступность лекарственных средств по месту жительства и доступная цена на них. В настоящее время остается открытым вопрос относительно ограниченной физической доступности лекарственных средств и изделий медицинского назначения в сельской местности. Это обусловлено явно недостаточным количеством аптек, а также значительным сокращением с 1991 г. количества лечебных учреждений в селе.
Еще одним немаловажным фактором являются завышенная цена на препараты и низкая покупательная способность большей части сельских жителей. В результате чего лекарства недоступны для них и с экономической точки зрения. Такая ситуация влечет за собой ряд негативных последствий — ухудшение состояния здоровья населения, уменьшение продолжительности жизни и, как следствие, — снижение работоспособности и недополучение ВВП.
Однако сможет ли государство в кратчайшие сроки изменить ситуацию к лучшему? Реально, чтобы частный бизнес сейчас активно начал открывать в селах аптечные и медицинские учреждения? К сожалению, нет! Однако общими усилиями возможно изменить ситуацию к лучшему.
Государственной службой Украины по лекарственным средствам (далее — Гослекслужба Украины) изучается вопрос касательно внедрения услуги «Лекарства на заказ» в отделениях почтовой связи для жителей сельской местности.
На сегодня это действенный и экономически выгодный для государства способ оказать помощь миллионам сельских жителей. 1,8 млн выполненных заказов посредством услуги, которую Украинский медицинский союз внедрял на протяжении многих лет вместе с Украинским государственным предприятием почтовой связи «Укрпочта», а также сотни жалоб только в этом году из-за невозможности заказать необходимый препарат — бесспорные доказательства ее необходимости для потребителей.
Украинский медицинский союз подготовил и направил письмо на имя главы Гослекслужбы Украины, в котором предложено внести соответствующие изменения в Лицензионные условиях осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами, а также внедрить пилотный проект по предоставлению услуги «Лекарства на заказ».
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим