При проведении исследования использовались сведения об объеме аптечных продаж в ценах конечного потребителя. Для отображения данных в рисунках нами была выбрана сортировка областей по убыванию объема продаж лекарственных средств в денежном выражении.
«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»
Общий объем аптечных продаж в Украине по итогам I полугодия 2012 г. составил 15 млрд грн. за 939 млн упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 15% в денежном и 1,5% в натуральном выражении.
Вклад отдельных регионов в итоговый показатель аптечных продаж географически распределен весьма неоднородно. Лишь топ-6 из 26 регионов страны по объему аптечных продаж в денежном выражении — Киев, Донецкая, Днепропетровская, Харьковская, Одесская области и АР Крым — суммарно аккумулируют половину общенациональной аптечной выручки (рис. 1).

В структуре аптечных продаж в денежном выражении во всех регионах Украины львиную долю составляют лекарственные средства — 80–90% при сравнительно невысоком вкладе прочих категорий товаров «аптечной корзины» (табл. 1). Лидерами по долевому участию парафармацевтической продукции (косметики и диетических добавок) в структуре продаж являются Киев и Одесская обл. — суммарно удельный вес этих категорий товаров в анализируемый период составил 11 и 12% соответственно при среднем показателе по стране на уровне 7%.
Таблица 1 | Объем розничных продаж в регионах Украины по категориям товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I полугодия 2012 г. |
Регион | Лекарственные средства | ИМН* | Косметика | Диетические добавки | ||||
Млн грн. | Доля, % | Млн грн. | Доля, % | Млн грн. | Доля, % | Млн грн. | Доля, % | |
Киев | 1411 | 81 | 141 | 8 | 125 | 7 | 62 | 4 |
Донецкая обл. | 1380 | 85 | 124 | 8 | 61 | 4 | 54 | 3 |
Днепропетровская обл. | 1212 | 86 | 105 | 7 | 51 | 4 | 39 | 3 |
Харьковская обл. | 760 | 82 | 92 | 10 | 51 | 6 | 27 | 3 |
АР Крым | 758 | 85 | 77 | 9 | 36 | 4 | 22 | 2 |
Одесская обл. | 720 | 80 | 70 | 8 | 73 | 8 | 34 | 4 |
Запорожская обл. | 592 | 87 | 53 | 8 | 18 | 3 | 17 | 2 |
Львовская обл. | 585 | 84 | 63 | 9 | 31 | 4 | 20 | 3 |
Луганская обл. | 566 | 88 | 48 | 8 | 15 | 2 | 15 | 2 |
Киевская обл. | 424 | 83 | 46 | 9 | 23 | 5 | 17 | 3 |
Полтавская обл. | 373 | 89 | 31 | 7 | 9 | 2 | 8 | 2 |
Винницкая обл. | 344 | 84 | 37 | 9 | 16 | 4 | 13 | 3 |
Херсонская обл. | 332 | 84 | 31 | 8 | 17 | 4 | 15 | 4 |
Ивано-Франковская обл. | 310 | 86 | 30 | 8 | 13 | 3 | 9 | 2 |
Черкасская обл. | 305 | 86 | 31 | 9 | 9 | 3 | 10 | 3 |
Житомирская обл. | 303 | 86 | 30 | 9 | 10 | 3 | 8 | 2 |
Николаевская обл. | 288 | 90 | 18 | 6 | 7 | 2 | 9 | 3 |
Хмельницкая обл. | 275 | 89 | 19 | 6 | 8 | 3 | 8 | 3 |
Ровенская обл. | 249 | 82 | 27 | 9 | 17 | 6 | 9 | 3 |
Сумская обл. | 249 | 89 | 20 | 7 | 6 | 2 | 6 | 2 |
Черниговская обл. | 240 | 88 | 21 | 8 | 5 | 2 | 6 | 2 |
Черновицкая обл. | 218 | 86 | 17 | 7 | 9 | 4 | 8 | 3 |
Кировоградская обл. | 209 | 87 | 20 | 9 | 5 | 2 | 6 | 2 |
Волынская обл. | 209 | 83 | 24 | 10 | 12 | 5 | 7 | 3 |
Закарпатская обл. | 182 | 85 | 16 | 7 | 9 | 4 | 7 | 3 |
Тернопольская обл. | 177 | 86 | 15 | 7 | 8 | 4 | 6 | 3 |
В целом по рынку | 12671 | 85 | 1206 | 8 | 643 | 4 | 441 | 3 |
Потенциал расходов населения на товары «аптечной корзины» неразрывно сопряжен с его благосостоянием в регионах Украины, о чем наглядно свидетельствует корреляция располагаемого дохода населения в регионе с объемом аптечных продаж в денежном выражении (рис. 2).


В 8 регионах Украины — преимущественно области с крупнейшими мегаполисами и Южные регионы — среднедушевое потребление товаров «аптечной корзины» превышает среднерыночный показатель, который по итогам I полугодия 2012 г. составил 328 грн. (рис. 3). Максимальное значение по этому показателю традиционно отмечено для столицы — 617 грн., что вполне характерно для мегаполиса со сравнительно высокими доходами населения на фоне других регионов. Кроме того, следует учитывать, что показатель рассчитывается на основании официальных данных о численности населения, а Киев, как известно, является ключевым центром притяжения приезжих — с целью обучения, работы, туризма и др. Минимальный уровень среднедушевого потребления аптечной продукции в анализируемый период зафиксирован для таких регионов, как Закарпатская и Тернопольская области — 170 и 191 грн. соответственно, что почти вдвое ниже среднерыночного уровня.
Раскрытие потенциала аптечного рынка Украины сдерживается некоторым снижением физической доступности лекарственных средств на фоне сокращения общего количества розничных торговых точек и, как следствие, обеспеченности населения аптечными учреждениями. Так, в анализируемый период в среднем по Украине на 1 аптечное учреждение приходится 2323 человека, для сравнения еще буквально 2 года назад этот показатель составлял 1978 человек. В региональном разрезе этот показатель варьирует по итогам I полугодия 2012 г. в диапазоне 1900–2776 человек на 1 торговую точку (рис. 4).

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
В целом по Украине объем аптечной реализации лекарственных средств по итогам I полугодия 2012 г. составил 12,7 млрд грн. за 602 млн упаковок, что на 15,6% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в денежном и на 2,6% в натуральном выражении.

В анализируемый период во всех без исключения регионах в денежном выражении отмечена положительная динамика аптечных продаж лекарственных средств по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рис. 5). В натуральных величинах ситуация была менее однородной — в 6 регионах (Днепропетровская, Харьковская, Луганская, Киевская, Кировоградская и Волынская области) объем розничной реализации лекарственных средств в этот период сократился. При этом в отдельных регионах (АР Крым, Херсонская и Черниговская области) были отмечены двузначные темпы прироста объема реализованных упаковок. Эти регионы также проявили себя как одни из наиболее быстрорастущих по объему продаж в денежном выражении, причем преимущественно за счет значительного прироста реализации в денежном выражении препаратов украинского производства (рис. 6).

Напомним, что в целом по аптечному рынку Украины в денежном выражении опережающие темпы прироста продаж характерны для лекарственных средств украинского производства, а в натуральном выражении — для зарубежных препаратов. В региональном разрезе отмечено аналогичное соотношение динамики, за некоторым исключением. Так, в отличие от общерыночного тренда в Черкасской, Житомирской, Ровенской и Закарпатской областях зарубежные производители опередили в анализируемый период украинских конкурентов по темпам прироста аптечных продаж в денежном выражении (см. рис. 6). Примечательно, что в наиболее платежеспособных регионах, лидирующих по объему аптечных продаж в денежном выражении, наиболее ярко выражена тенденция к опережающей динамике сегмента украинских препаратов по сравнению с зарубежными (в отличие от других регионов). Можно предположить, что такая ситуация отмечается на фоне общерыночной тенденции к развитию потенциала украинских производителей в высокостоимостном сегменте, при том что продажи этой продукции в лидирующих регионах подкреплены платежеспособным спросом.
В натуральных величинах отклонение от среднерыночного соотношения динамики украинских и зарубежных препаратов зафиксировано в Харьковской и Херсонской областях (рис. 7), почти на равных увеличились продажи украинских и зарубежных препаратов в таких регионах, как Одесская, Запорожская и Тернопольская области.


Анализ соотношения удельного веса регионов в объеме аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении показал, что доля большинства из них (19 регионов) в общем объеме реализованных упаковок лекарственных средств превышает аналогичный показатель в денежном выражении (рис. 8). И только в 7 регионах отмечена противоположная ситуация, что обусловлено более высокой средневзвешенной стоимостью 1 упаковки лекарственных средств по сравнению с другими регионами (рис. 9) на фоне превалирования в структуре их продаж в денежном выражении препаратов высокостоимостной ниши (их доля составляет 50% и более, для сравнения в среднем по рынку этот показатель равен 48%).

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств по итогам I полугодия 2012 г. в среднем по аптечном рынку Украины составила 21 грн., превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 13%. В большинстве регионов динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств приближалась к среднерыночному показателю, однако были «отличившиеся», в частности, Херсонская и Черновицкая области, где этот показатель составил лишь +1 и +5% соответственно (см. рис. 9), что было обусловлено опережающим приростом объема аптечных продаж препаратов низко- и среднестоимостной ниши по сравнению с более дорогостоящими препаратами (рис. 10). В свою очередь, противоположная ситуация в этот период отмечена, например, в Закарпатской обл., где средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств повысилась на 23% на фоне значительного прироста продаж высокостоимостных препаратов.

Структура аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в разрезе АТС-классификации в регионах Украины весьма схожа — львиную долю продаж (68–72% в денежном выражении) аккумулируют препараты групп A «Cредства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», C «Cредства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», R «Cредства, действующие на респираторную систему», N «Cредства, действующие на нервную систему», J «Противомикробные средства для системного применения». Предпочтения в брэндах лекарственных средств, лидирующих по объему продаж, несколько отличаются. При этом топ-5 брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении всех регионов объединяет наличие в этом рейтинге препарата АКТОВЕГИН (табл. 2).
Таблица 2 | Топ-5 брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении в регионах Украины по итогам I полугодия 2012 г. |
Регион | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Киев | КОДТЕРПИН | АКТОВЕГИН | ФАРМАСУЛИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | НО-ШПА |
Донецкая обл. | АКТОВЕГИН | КОДТЕРПИН | КАРДИОМАГНИЛ | ЭССЕНЦИАЛЕ | ПРЕДУКТАЛ |
Днепропетровская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | КОДТЕРПИН | КАРДИОМАГНИЛ | НО-ШПА |
Харьковская обл. | КОДТЕРПИН | АКТОВЕГИН | КОФЕКС | НАЛБУФИН | КАРДИОМАГНИЛ |
АР Крым | КОДТЕРПИН | АКТОВЕГИН | НО-ШПА | ЭССЕНЦИАЛЕ | КАРДИОМАГНИЛ |
Одесская обл. | КОДТЕРПИН | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | НО-ШПА | МИЛДРОНАТ |
Запорожская обл. | КОДТЕРПИН | АКТОВЕГИН | МИЛДРОНАТ | ЭССЕНЦИАЛЕ | КАРДИОМАГНИЛ |
Львовская обл. | КАРДИОМАГНИЛ | ТИОТРИАЗОЛИН | АКТОВЕГИН | НО-ШПА | ЭССЕНЦИАЛЕ |
Луганская обл. | АКТОВЕГИН | КОДТЕРПИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | НО-ШПА | ЦЕРАКСОН |
Киевская обл. | АКТОВЕГИН | КОДТЕРПИН | НО-ШПА | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЦЕРАКСОН |
Полтавская обл. | НАТРИЯ ХЛОРИД | АКТОВЕГИН | РЕОСОРБИЛАКТ | ЦИТРАМОН | ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ |
Винницкая обл. | АКТОВЕГИН | КАРДИОМАГНИЛ | МИЛДРОНАТ | НАТРИЯ ХЛОРИД | КОРВИТИН |
Херсонская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | НАТРИЯ ХЛОРИД | МУКОСАТ | МЕТАМАКС |
Ивано-Франковская обл. | НО-ШПА | КАРДИОМАГНИЛ | АКТОВЕГИН | ТИОТРИАЗОЛИН | ЭССЕНЦИАЛЕ |
Черкасская обл. | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЦИТРАМОН | НО-ШПА |
Житомирская обл. | СЕРЕТИД | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | НО-ШПА | КАРДИОМАГНИЛ |
Николаевская обл. | АКТОВЕГИН | МИЛДРОНАТ | ЭССЕНЦИАЛЕ | КАРДИОМАГНИЛ | НО-ШПА |
Хмельницкая обл. | ЭССЕНЦИАЛЕ | АКТОВЕГИН | КАРДИОМАГНИЛ | НО-ШПА | НАТРИЯ ХЛОРИД |
Ровенская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | ТИОТРИАЗОЛИН | КАРДИОМАГНИЛ | АУГМЕНТИН |
Сумская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | КАРДИОМАГНИЛ | МЕТАМАКС | МИЛДРОНАТ |
Черниговская обл. | АКТОВЕГИН | МЕТАМАКС | КОРВИТИН | МИЛДРОНАТ | РЕОСОРБИЛАКТ |
Черновицкая обл. | НАТРИЯ ХЛОРИД | МИЛДРОНАТ | КАРДИОМАГНИЛ | ТИОТРИАЗОЛИН | АКТОВЕГИН |
Кировоградская обл. | АКТОВЕГИН | КОДТЕРПИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | РЕОСОРБИЛАКТ | ЭССЕНЦИАЛЕ |
Волынская обл. | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | КАРДИОМАГНИЛ | МИЛДРОНАТ | ЦЕРАКСОН |
Закарпатская обл. | ЦЕФТРИАКСОН | КАРДИОМАГНИЛ | АКТОВЕГИН | ЛИПРАЗИД | НО-ШПА |
Тернопольская обл. | АКТОВЕГИН | КАРДИОМАГНИЛ | НО-ШПА | ТИОТРИАЗОЛИН | КАПТОПРЕС |
В целом по рынку | АКТОВЕГИН | КОДТЕРПИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | КАРДИОМАГНИЛ | НО-ШПА |
Среди маркетирующих организаций по итогам I полугодия 2012 г. по объему аптечных продаж лекарственных средств в целом по Украине лидировала компания «Фармак», что вполне закономерно, так как в этот период она возглавила аналогичные рейтинги в 20 регионах Украины. В 5 регионах Украины (Житомирской, Ивано-Франковской, Львовской, Одесской и Черновицкой областях) пальма первенства принадлежит компании «Berlin-Chemie/Menarini Group», а в Донецкой обл. — «Takeda».
ИТОГИ
Каждый регион Украины по-своему уникален — различия в площади, количестве населения и его благосостоянии предопределяют специфику развития его аптечного рынка. Топ-6 из 26 регионов Украины генерирует половину объема аптечных продаж в стране в денежном выражении. Это Киев, Донецкая, Днепропетровская, Харьковская, Одесская области и АР Крым — регионы с крупнейшими городами и Южный регион, для которых характерны сравнительно высокие доходы населения на фоне других регионов, а также активное перемещение населения (с целью работы, обучения и туризма). Для всех регионов Украины I полугодие 2012 г. на аптечном рынке выдалось в той или иной степени плодотворным — в денежном выражении объем розничной реализации лекарственных средств повсеместно продемонстрировал положительную динамику. В натуральных величинах в целом по рынку в этот период отмечен невысокий прирост объема аптечных продаж лекарственных средств на уровне +2,6%, однако в региональном разрезе не всем областям удалось увеличить количество реализованных упаковок фармацевтической продукции — в 6 регионах зафиксирована отрицательная динамика по этому показателю, а в остальных 20 прирост был представлен в широком диапазоне.
В крупнейших регионах Украины, занимающих ведущие позиции по объему розничного фармрынка, в текущем году отмечена тенденция к доминирующему участию в приросте аптечных продаж продукции украинского производства. Напомним, что в последнее время наметилось смещение структуры продаж в сегменте лекарственных средств украинского производства в сторону продукции высокостоимостного сегмента, которая нашла благодатное пристанище именно в наиболее платежеспособных регионах.
Все регионы разные, а страна одна. И понимание региональных особенностей позволяет нам еще лучше увидеть целостную картину аптечного рынка.
По всем вопросам относительно системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research» обращаться по тел.: +38 (044) 585-97-10 или e-mail: sergey@morion.ua.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим